Для чего используется мотоблок – Мотоблоки — полное описание оборудования

Мотоблок — Википедия. Что такое Мотоблок

Оператор, работающий с мотоблоком «Садовод» Тяжёлый мотоблок с зубчатой трансмиссией и полуприцепом

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке в 1980-е годы. Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком, шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления.

По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия). Однако, жёсткой классификации нет и машины обладающие признаками мотокультиватора могут называться «мотоблоком» (например, мотокультиватор Крот), а машины обладающие признаками мотоблока могут называться «культиватор» (например, мотоблок Caiman Quatro Junior).[1]

У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной или гусеничной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.

Мотоблок с ремённо-зубчато-цепной трансмиссией и отбором мощности на орудие

История

Первые прототипы лёгкого двухколёсного трактора для ручной вспашки появились ещё в начале XX века. Один из первых патентов был выдан швейцарскому подданному Конраду фон Мейенбургу (Konrad von Meyenburg) в 1912 году, который впоследствии продал права на него германской фирме Siemens-Schuckertwerke, наладившей выпуск мотокультиваторов под маркой Siemens Bodenfräse (дословно — «фреза для почвы»). Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные модели, по размерам и мощности приближающиеся к настоящим тракторам. С 1934 года подразделение, занимавшееся выпуском культиваторов, было выкуплено фирмой Bungartz, продолжившей производство под своей маркой.

В 1920-х — 30-х годах аналогичные конструкции стали появляться в других развитых странах — швейцарский SIMAR, английский British Anzani Iron Horse, американский Beeman Tractor и другие — однако пик их популярности пришёлся на послевоенные годы.

Устройство мотоблока

Мотоблок состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы агрегатирования и системы управления.

Двигатель

На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели (на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные). Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора. Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.

Трансмиссия

Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:

  • Зубчатые трансмиссии — классическая тракторная трансмиссия. Содержит только зубчатые передачи (цилиндрические и конические). Применяются на тяжёлых мотоблоках. Обычно имеют несколько ступеней и реверс. Муфта сцепления как правило имеет отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, перпендикулярно оси ведущих колёс. Такие мотоблоки обычно имеют вал отбора мощности.
  • Зубчато-червячные трансмиссии. Применяются на лёгких мотоблоках. Состоят из двух редукторов — верхнего зубчатого и нижнего червячного. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. Обычно имеют центробежную автоматическую муфту сцепления а иногда ещё и разобщительную муфту. Могут иметь вал или шкив отбора мощности для привода косилки от первичного вала зубчатого редуктора. Такие передачи наиболее компактны.
  • Ременно-зубчато-цепные. Двигатель вращает входной вал редуктора посредством ременной передачи, одновременно выполняющей роль сцепления. Зубчатая и цепная передачи как правило выполнены в едином картере. Применение цепной передачи позволяет увеличить агротехнический просвет. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, параллельно оси ведущих колёс. Для возможности отбора мощности ведущий шкив имеет дополнительный ручей. Иногда ременная передача выполняет роль вариатора и/или реверса. Зубчатый редуктор может быть одноступенчатым или двухступенчатым.
  • Гидрообъёмные — позволяют плавно регулировать скорость движения мотоблока и его тяговое усилие. Облегчают управление. Начали получать распространение с 2010-х годов.

Система агрегатирования

Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.

Система управления

Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.

Применение мотоблоков

Мотоблоки применяются для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов).

Лёгкие мотоблоки и культиваторы обычно комплектуются только фрезами и, иногда, окучником.

Мотоблоки среднего класса комплектуются съёмными колёсами и почвообрабатывающими фрезами, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом.

Тяжёлые мотоблоки имеют несменные колёса. Комплектуются плугом, фрезой, приводимой от вала отбора мощности, косилкой, бороной, культиватором, снегоочистителем, бульдозерным отвалом, граблями, полуприцепом, становясь техническим устройством для перевозки людей и/или грузов.

Необходимый набор орудий потребитель приобретает отдельно от мотоблока.

  • Удаление сорняков

  • Уборка картофеля

  • Уборка картофеля

  • Вспашка почвы

  • Боронование почвы

Тележка для мотоблока

Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов. Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными .По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).

Производительность

Размер обрабатываемого участкаМощность двигателяШирина захвата
до 20 соток3,5 л. с.60 см
до 60 соток4,0 л. с.80 см
до 1 гектара
5,0—6,0 л. с.90 см
1—4 гектара9,0—12,0 л. с.100 см
> 4 гектаровИспользование мотоблока неэффективноИспользование мотоблока неэффективно

Безопасность мотоблоков

Работа с мотоблоком сопряжена с опасностью получения оператором травмы. Поэтому современные мотоблоки имеют ряд элементов, обеспечивающих безопасность эксплуатации:

  • кожухи над фрезами, защищающие оператора от выброса различных предметов (камней, комков земли).
  • упругая подвеска штанг управления, защищающая оператора от вибраций двигателя.
  • автоматическое выключение трансмиссии при отпускании оператором рукоятки управления.

Дополнительную опасность в мотоблоках, имеющих передачу заднего хода представляет наезд машины на оператора при работе задним ходом. Особенно опасно падение оператора при движении мотоблока задним ходом. В целях предотвращения указанной ситуации некоторые производители сознательно ограничивают максимальную скорость заднего хода значениями не более 0,3 м/с.

Распространенность мотоблоков в мире и региональные особенности

Мотоблоки находят применение в крестьянском и фермерском хозяйстве практически во всем мире. Однако их распространенность и конструктивные особенности определяются региональной спецификой.

Китай и страны Юго-Восточной Азии

Китайский тяжелый мотоблок с грузовой тележкой Крестьянин с мотоблоком в Таиланде

Китай — мировой лидер по производству и применению мотоблоков. Данный тип техники начал развиваться в стране сразу после Второй мировой войны. В Китае распространены тяжелые дизельные мотоблоки, которые широко применяются в крестьянских и фермерских хозяйствах вместо легких тракторов. Это связано с меньшей стоимостью мотоблока по сравнению с трактором и большей его эффективностью при работе на слабых и увлажненных почвах при возделывании риса, а также высокой маневренностью, необходимой при работе на чайных плантациях и во фруктовых садах. Доля мотоблоков в общем объёме механизации сельского хозяйства в Китае очень велика. Мотоблоки широко применяются и в роли одноосного тягача для буксировки и привода небольших строительных и дорожных машин: кранов, грузоподъёмностью до 2 тонн, миниэкскаваторов, минискреперов. Такая техника весьма эффективна в стесенных условиях китайских городов. Широко используются мотоблоки и в качестве легкого грузового транспорта в городах и сельской местности.

Аналогичная практика применения мотоблоков местного или китайского производства распространена во всей Юго-Восточной Азии.

Китайские мотоблоки, в основном, имеют литой прочный корпус трансмиссии, колёсный ход, одноцилиндровый дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндра и испарительным или термосифонным водяным охлаждением. Мощность двигателя, обычно от 6 до 22 л. с. Так как мотоблок используется как тяговое средство, его конструкцию не облегчают. Типичная масса китайского мотоблока — от 100 до 600 кг. Трансмиссии механические. Передача от двигателя к сцеплению ременная. К мотоблокам в Китае выпускается большое количество как пассивных, так и активных орудий (с приводом от двигателя).

Северная Америка

В Северной Америке мотоблоки распространены мало. Это связано с региональной спецификой сельского хозяйства и уклада жизни. В США и Канаде мотоблоков почти нет: в профессиональном сельском хозяйстве и на фермах для выполнения работ малых объёмов используется малогабаритные тракторы. Личное подсобное хозяйство в этих странах не распространено. В Мексике мотоблоки (в основном китайского производства) применяются фермерами, но объём работ, выполняемый ими, небольшой.

Южная Америка и страны Карибского бассейна

В этих странах мотоблоки находят весьма широкое применение по тем же причинам, что и в Китае. Встречаются агрегаты собственного производства или китайские. Дизельные мотоблоки обычно заправляют рапсовым маслом или биотопливом.

Австралия

Информации о применении мотоблоков в Австралии достаточно мало.

Африка

В сельском хозяйстве многих стран Африки мотоблок — основной тип механизации по причине их существенно меньшей стоимости по сравнению с тракторами. Распространены, в основном, китайские мотоблоки.

Европа

В профессиональном сельском хозяйстве мотоблоки широко применяются при тепличном возделывании культур. Применяются и коммунальными службами при уходе за клумбами, скверами, парками. В Европе распространены легкие мотокультиваторы с бензиновыми двигателями. Дизельных моделей почти нет. Европейские мотоблоки, как правило, не имеют отбора мощности, а комплектация их сменными орудиями не предусматривается.

Центральная Азия (кроме СНГ)

Долгие годы в сельском хозяйстве Центральной Азии мотоблоки встречались редко. Но примерно с 2005 года тяжелые мотоблоки китайского производства стали получать распространение и в этом регионе.

Россия и страны СНГ

В России и странах СНГ мотоблоки в основном распространены в личном подсобном хозяйстве как сельских жителей, так и дачников. Первые, обычно, предпочитают тяжелые универсальные модели, а последние — лёгкие мотокультиваторы. С помощью мотоблоков осуществляется пахота почвы, возделывание картофеля, заготовка сена. Применяются и для перевозки грузов. В профессиональном сельском хозяйстве и строительстве не применяются в России, на Украине и в Белоруссии, но стали очень популярны в Киргизии и Узбекистане.

См. также

Примечания

wiki.sc

Культиватор или мотоблок? — Информация — Полезная информация — Библиотека

Не секрет, что как только приближается время перекопки участка, у многих из нас начинает ныть спина, болеть руки. С содроганием мы смотрим на лопату. Но не стоит так расстраиваться, ведь есть помощники, превращающие процесс копки в удовольствие. Это – культиваторы и мотоблоки.

Но какой же из агрегатов выбрать? Чтобы ответить на этот важный вопрос необходимо разобраться в их назначении.

Культиватор
Главной функцией культиватора является выравнивание и рыхление почвы, уничтожение сорняков.

Виды культиваторов
Существует три вида культиваторов:

легкие – обработать ими 10 соток, то есть небольшой участок не доставит особых проблем. Вес таких агрегатов от 8кг до 15 кг. Захват таких культиваторов составляет 20 см вглубь и 30 см в ширину. Взрыхлить землю на клумбах, в теплице спокойно смогут и женщины: ведь не секрет, что основную работу по уходу за дачным участком выполняет именно слабый пол.

средние – более мощные, 30 соток спокойно обрабатывают эти машины.

Женщинам управляться с таким агрегатом будет сложнее. Ведь вес их от 15кг до 35кг. Имеют дополнительное навесное оборудование: плоскорезы, окучники. Захват таких культиваторов составляет 15 см вглубь и 60 см в ширину. Такие агрегаты работают «на бензине». Мощность 4-тактных двигателей — 2 – 5 л.с.

тяжелые (мотокультиваторы) – мощные, используются для обработки больших земельных участков, площадью более 50 соток.

Вес составляет 100кг и более. Имеют различные виды навесного оборудования: окучник, плоскорез, плуг, косилку, приспособление для уборки снега. Поэтому их можно назвать «универсальными». Захват – 30см вглубь и 1м в ширину. Причем, у таких культиваторов можно регулировать ширину. Мощность до 6 л.с. Заправляется бензином.

Есть группа электрических культиваторов, работающих за счет электроэнергии.

Но есть одна проблема: шнур и напряжение тока. Как показывает практика, шнур постоянно запутывается. В дачных кооперативах, удаленных от города, как правило, обновлением электрических проводов занимаются не часто, напряжение постоянно скачет, что может стать причиной поломки культиватора. С другой стороны, бензиновые культиваторы очень шумные, если вы забудете проверить масло, то могут возникнуть проблемы с двигателем, ну и дополнительные затраты на бензин.

При покупке стоит обратить внимание на следующее:
— ознакомьтесь с отзывами о том или ином культиваторе;
— для работы на неровных участках следует купить набор специальных фрез, которые определяют ширину захвата;
— при выборе марки культиватора учитывайте состав почвы. От этого, в том числе зависит выбор фрез: для тяжелых глинистых почв и песчаных нужно разные фрезы;
— мощность культиватора также напрямую связан с составом почв: чем хуже почва, тем мощнее должен быть агрегат;
— учитывайте ландшафт участка: некоторые культиваторы могут работать только при наклоне склона не больше 20º;
— выбирайте средние и тяжелые модели с задним ходом;
— обратите внимание на количество скоростей, особенно у тяжелых культиваторов;
— учитывайте безопасность агрегата, в том числе наличие рычага экстренного торможения;
— внимательно изучите комплектующие.

Мотоблоки

Основной задачей мотоблоков является не только обработка земли, но и другие задачи. В том числе, стрижка газонов, посадка и сбор картофеля.

Перед покупкой этого агрегата следует ознакомиться со следующими факторами:
— мощность – для большой площади необходимо устройство с большей мощностью:
— 1- 15 соток – 3,5 л.с.;
— 15 – 60 соток – 4 л.с.;
— 60 – 100 соток – 5 л.с.;
— 1- 2 га – 6 л.с.;
— 1 – 5 га – 9 л.с.

— топливо – используется как бензин, так и дизельное топливо.
Мотоблок на бензине работает тише, чем дизельный. Зимой легче запускать бензиновый. Расход топлива у бензинового больше. Если величина обрабатываемой площади большая, лучше приобретать мотоблок, работающий на дизельном топливе;

— вес – от веса зависит сцепление: чем он меньше, тем сцепление проще;

— ширина захвата – от ширины захвата зависит площадь обрабатываемой земли. Но следует учесть, что чем шире захват, тем меньше глубина вспашки;

Виды мотоблоков
Существуют следующие виды мотоблоков:

сверхлегкие – до 20кг.

Эти агрегаты мощностью до 3,5 л.с. в состоянии обработать до 20 соток. Достаточно компактный, обладает хорошей маневренностью, удобен при транспортировке. Захват: ширина — до 30см, глубина вспашки – до 8см. Выполняет функцию прополки. Также используется для ухода за клумбами и работы в теплицах;

легкие – до 40кг имеют мощность до 5 л.с..

Захват: ширина – до 90см, глубина вспашки – до 20см. Оснащены 4-х контакным двигателем. При покупке мотоблоков такого типа следует обращать внимание на количество оборотов фрезы. Оно зависит от глубины копки:
— «на штык лопаты» — 100 – 130 об/мин;
— 5 – 10см – 150 – 180 об/мин;
— 10 – 20см – 180 – 200 об/мин;
— прополка – 200 – 220 об/мин;

средние – весом 60 – 100кг имеют мощность до 8 л.с..

Достаточно маневренный, благодаря наличию трансмиссии (задняя скорость – 1, передняя – 2). Многофункциональный: окучивание, сбор корнеплодов, боронование;

тяжелые – от 100 кг и мощностью 16 л.с. используются в личных подсобных хозяйствах. Многофункциональный: помимо копки используется как средство перевозки грузов, для уборки снега. Сбора корнеплодов.

Различия между мотоблоком и культиватором

Если вы все-таки решились на покупку специальной техники, необходимо ответить на вопрос: чем отличается культиватор от мотоблока? Многие покупатели считают, что это одна и та же техника, отличающаяся названиями. Это не так. Различия этих агрегатов заключаются в следующем:

— мотоблок более функциональный. В отличие от культиватора выполняет большее количество операций;
— вес мотоблока больший и это «минус»;
— стоимость мотоблока намного больше, но это компенсируется большим количеством выполняемых операций.

Поэтому, взвесив все «за» и все «против», можете смело идти в магазин. Но перед этим, все же, ознакомьтесь с информацией о товаре, почитайте отзывы «бывалых» и проконсультируйтесь с продавцом.

 

Почва

Возможно Вас заинтересует: Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

www.xn—-8sbpahw2al5bza9c.xn--p1ai

Для чего нужен культиватор, для чего нужен мотоблок? — Культиваторы, мотоблоки — Садовая техника — Каталог статей — Pubert Ukraine

Всю жизнь люди стремятся обрабатывать землю для улучшения ее плодородия и для этого они используют различные средства и технику. Самыми популярными и доступными средствами на сегодняшний день являются культиваторы и мотоблоки. Но как выбрать что нужно мотоблок или культиватор и в чем их различия?

Сам термин мотоблок появился в обиходе русского человека в восьмидесятых годах, а до этого использовали такие слова как пешеходный трактор, одноосный пешеходный трактор, малогабаритный одноосный трактор. Но суть его не изменялась, тот кто управляет мотоблоком шагает сзади него, что делает более удобным контролировать обрабатываемую почву, а само управление происходит с помощью ручек управления, напоминающих мотоциклетный руль. 

Мало того, мотоблоки могут приводиться в движение как с помощью колес, так и с помощью фрезы. У колесного имеет одна колесная ось, которая создает тягу специального мини плуга. При отсутствии же колес, тяга производиться с помощью обрабатывающей фрезы или пропольника, которые и приводят мотоблок в движение. 

Состав мотоблока очень простой — это двигатель, трансмиссия, ходовая часть и управление. Двигатели у них четырехтактные с мощностью которая варьируется от одной лошадиной силы до десяти. Трансмиссия же у них многообразна и может быть гидрообъемная, зубчато-червячное, ременно-зубчатая и цепная, в принципе своем ни чего сложного и напоминает трансмиссию тракторов и автомобилей. А управление мотоблок может осуществляться только руками оператора, по этому все ключи управления находятся на рукоятке. 

Если вам необходима вспашка большого участка, или его междурядное окучивание, или вам нужно на большое расстояние перевести груз с помощью специального прицепа, или убрать снег с вашего дворика, то вам нужно лишь купить мотоблок. Он четко подойдет для большого участка, тем более, что для него еще можно купить много дополнительного оборудования. 

Для обработки же несложной почвы, для ее окучивания на небольших площадях вам необходимо будет купить культиватор. Эти сельскохозяйственные машины могут быть как паровыми, так и пропашными. С их помощью можно легко, без оборотов пласта, окучивать, бороться с сорняками, снабжать влагой и осуществлять рыхление без особых усилий. 

Культиваторы могут быть различного типа, в зависимости от места их применения, например с дисковыми сошниками, со стрельчатыми лапами, лемешные, фрезерные, чизель-культиватор, а так же различные лесные дисковые разрыхлители. 

Так что с помощью культиватора вы сможете работать как в саду, так и на полях, но для большого участка на даче его применение не совсем рационально. В вашем выборе что лучше купить культиватор, или купить мотоблок нужно учитывать то, на каком участке вам нужно работать и для каких целей он вам нужен. Конечно, мотоблок немного выигрывает своими функциональными способностями, но не нужно забывать, что езда по дорогам общего пользования на мотоблоках будет нарушением правил, но на вашем участке он вам будет всегда полезен. А для небольших угодий садов и полей вам будет очень полезен культиватор.

www.pubert.company

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *