Старинные наличники на окна в деревянном доме фото – Деревянные наличники на окна резные шаблоны картинки

Старинные наличники из Нижней Синячихи |

Старинные наличники из Нижней Синячихи

Свердловская область к сожалению представлена пока всего тремя населёнными пунктами: Екатеринбургом, Алапаевском и Нижней Синячихой. Про первые два я уже рассказывал, пришла пора и Нижней Синячихи.
Наличники здесь весьма просты: Синячиха не город, а село, поэтому ожидать здесь появления богатых купеческих домов богато украшеных искусной резьбой было бы неправильно.
Но и здесь не обошлось без приятных неожиданностей!


Согласно классификации, наличники Нижней Синячихи
по наличию ставень — 50/50
Сделаны с применением плоской, накладной резьбы из элементов выполненных пропильным способом.
В большинстве своём старые — больше ста лет;
Крашеные в основном в два цвета;
По принадлежности к стилю — не определены;
По сложности исполнения — 2. (было бы 1, но пара замечательных наличников вытягивают)

Из интересных особенностей — в Нижней Синячихе всего два сруба были покрыты досками, в основном же — потемневшие от времени бревна были некрашены и ничем не прикрыты.

О каком-то «характерном» наличнике или «характерном элементе» украшения Нижнесинячихинского наличника говорить к сожалению не стану — не нашел такового.  Все наличники достаточно серьёзно отличаются друг от друга. Те несколько человек, с которыми удалось пообщаться подтвердили мысль, что как правило хозяин дома сам вырезал наличники, не обращаясь к каким-то специальным плотникам. Поэтому вероятно они такие разные и получились.

1.

2.

Я уже как-то писал, что окно состоящее не из трёх кусков стекла, а из пяти — как правило относится к XIX веку. Здесь это опять подтвердилось. Этому дому 150 лет. Однако в Синячихе есть деревянные дома и постарше.

3.

Очень старый наличник. Возраст дома мне назвали приблизительно — 140 лет. Наличник — ровесник.

4.

А это новодел.

5.

6.

Характерной приметой городов с холодными зимами является наличие мааленькой, узкой форточки. Вот кстати, что неплохо бы и в пластиковых окнах иметь! Такую форточку в мороз можно оставить открытой и спать всю ночь. А окно уже не оставишь: выморозит.

7.

8.

9.

Вот почти точная копия того наличника со ставнями, что уже был.
На самом деле это просто классика-переклассика. Такой формы наличники раньше чуть не в каждой деревне были. И сейчас их можно найти в музеях сохраняющих образцы деревянного зодчества — в Тальцах, в Мышкине, в Кижах.

10.

Вот этот  символ в оголовке наличника мог бы претендовать на чисто Нижнесинячихинское происхождение. Всё же он повторяется аж на каждом восьмом наличнике города.
Но может статься, что чаще он встречается в каком-нибудь окрестном селе или городе, которое пока не попало в объектив.

11.

12.

13.
А вот это динозавры, ага:)

14.

15.

16.

17.

Наличник похожий на ставенные наличники Саратовской области — Энгельса в большей части. Хотя конечно здесь он сильно упрощен.

18.

А вот моя отрада — самый, наверное, запоминающийся наличник Нижней Синячихи.
Правда он совсем другой, непохожий на местные, но зато как хорош!
Кстати, вы возможно заметили, что собственно оконные рамы в Нижней Синячихе часто имеют не прямоугольную форму, а закруглены в верхней части. Это редкость, поскольку так раму делать гораздо сложнее.

19.

20.

21.
Один сотрудник музея в Тальцах Иркутской области мне рассказывал, что раньше наличники раскрашивали очень разнообразно. Глядя на это буйство цвета мне почему-то кажется, что это всё-таки не может быть правдой. Ну где селяне могли достать столько красок?! Да и стали бы они, явно сэкономив силы и время на вырезании красивых резных наличников, тратить их на раскрашивание их, причем ежегодное?

22.

23.

24.

25.

Здесь автор наличника решил изобразить видимо гребешки.
Ну или ископаемых одноклеточных каких-то )

26.

27.

28.

29.

30.

31.


Увидев это окно, мне, признаюсь хотелось прыгать от радости! Потому что ничего подобного я ещё тогда не видел.  Где ж его родина, откуда они, такие красивые наличники? Может быть где-то есть город, где их ещё сохранилось много!?
Кто бы знал, что меньше чем через год ответ на этот вопрос будет найден! Такие наличники будут в Тюмени и в Томске!
И окажется, что для Томска — это один из самых простых и незатейливых наличников!

Про Томск вообще хочется подольше не рассказывать и не показывать… Потому что после него много наличинков очень даже замечательных городов поблекнут 🙂

32.

Вот и всё, Нижняя Синячиха и Свердловская область прощаются с вами 🙂
А я нет. Возвращайтесь сюда снова и снова!

nalichniki.com

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники » Перуница


Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.


Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)

Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?


Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.


Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?


Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)


Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.


Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы


Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)


Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.

Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)


Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.

Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)


В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.

Почему?

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.


Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)


Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена


Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.

Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)


В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.

(фот. Побединский Владимир)


Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)


Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.

(фот. Побединский Владимир)


Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».

(фот. Побединский Владимир)


Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.

Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.

Источник www.shushara.ru

Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Огромная галерея наличников

Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»

Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал

www.perunica.ru

Деревянные наличники старой России — Обо всём понемногу — LiveJournal

Иван Хафизов, фотограф из Москвы, коллекционирует наличники, точнее, их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.

Резные деревяшки вокруг окошек милых домиков помнят все. Для одних это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе. Для современного человека традиционные оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Они едва ли не единственный, одинаково тепло принимаемый всеми, элемент народной архитектуры.

Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций. Они отличаются удивительным разнообразием в зависимости от того, в какой области, городе или селе были изготовлены. Давайте  окунёмся в прошлое с коллекцией самых разных «окошек в рамках», причудливо вырезанных и раскрашенных произведений народного искусства.

Первыми фотографиями в коллекции стали снимки наличников города Энгельс Саратовской области в 2007 году. Там было сделано больше сотни фотографий.

Следующим городом стал Ростов: наличники там совсем другие, чем в Энгельсе. Можно сказать, налицо две совершенно разные школы резьбы по дереву.


Яркие наличники города Мышкин Ярославской области служат украшением коллекции.

Наличники «города невест» Иваново вытянуты вертикально, ярко выкрашены, с преобладающей нижней частью в виде раскосых полотенец-юбок.

Ажурные наличники города Шуя (Ивановская область)

Кинешма (Ивановская область)

Распространенное расслоение на «каменный центр и деревянные окраины» обошло город Владимир стороной. Деревянные дома разбросаны по городу более-менее равномерно. Возможно, поэтому среди наличников Владимира остутствует какая-либо общая черта.

Такая косичка встречается здесь весьма часто.

Наличники города Костромы разнообразны, красивы и на удивление в хорошем состоянии. Кроме того, Кострома отличается особенными, специфическими элементами, которых больше нигде нет.

Металлический жетон, закрепленный над наличником гласит, что дом построен организацией «Саламандра». Такой жетон говорит о том, что дому больше ста лет.

Общими для большинства Костромских наличников является полукруглое навершие.

Навершие этого наличника украшено резными птичками.

А в навершии этого наличника — драконы.

Еще одна характерная особенность Костромы — это склонность местных мастеров украшать боковинки. Так делают далеко не везде.

По словам автора коллекции, самое удивительное в поездках за наличниками — это контраст красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос от хозяев домов — «Да зачем они вам? Были б красивые, а эти!» И это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.

Необычные наличники с навершием в виде короны в городе Чита.

Эти Касимовские наличники (Рязанская область) — самые старые из тех, что висят на жилом доме. Им 169 лет.

В России можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. И самый простой путь сохранить всё как есть — фотографировать памятники деревянной старины как можно больше. Только так их действительно можно сберечь.
здесь

alexkolos.livejournal.com

Русские резные деревянные наличники. | Nalichniki.com

Что приходит на ум при упоминании о наличниках?

На первый взгляд кажется, что набор воспоминаний будет у всех вполне одинаковый. Хотя на поверку выясняется, что каждый вспомнит что-то своё, особенное. У кого-то в памяти остался деревенский дом, обшитый зелёными досками, а у кого-то — высокий серо-седой сибирский сруб затейливо украшенный резным фризом. Кто-то опишет тихую улицу небольшого городка и непримечатедьный деревянный домик «в три окошка», а кто-то — редкие по красоте деревянные дома и густую рельефную резьбу от завалинки до причелин. Кому-то может быть довелось еще самому вешать наличники (может даже самодельные) на окна; а кому-то напротив — снимать…

Для одних — деревянные наличники, это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе… Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как «деревяшки» — даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Даже для них резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры.

Наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций и культурного наследия.

Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и Мезенскую роспись. Но кто знает чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличе ставенных наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы — почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске — нет?


На многие вопросы о наличниках современная наука ответов не даёт.

Известно, что наличники получили наиболее широкое распространение в поволжье — в Костромской, Владимирской, Ярославская и Нижегородской областях.
Однако там ли зародилась традиция украшать окна резьбой или еще где — доподлинно неизвестно;
Неясно — является ли фигурная резьба осознанным посланием-оберегом, призванным защищать обитателей дома от злых духов, или к тому моменту, как она появилась на первом наличнике её смысловое значение уже было утрачено.
Неясно — в каких регионах истоки элементов деревянной резьбы лежат в плоскости язычества и защиты от злых духов, в каких — за основу бралось церковная резьба, а в каких что-то иное.
Не ясны пока даже четкие границы территории на которой встречаются дома с резными наличниками!

Почему столько неясностей?

Во-первых — дерево недолговечный строительный материал.
Несмотря на то, что при раскопках Новгорода находили фрагменты строений украшенные ажурной резьбой — причелины, балясины, наличники и другие детали — относящиеся к XI веку, самые старые, дошедшие до наших дней деревянные дома строились в середине XIX века — то есть им около 160 лет. О том, что было за этим горизонтом можно судить лишь по картинам, гравюрам и косвенным данным, так как тогда еще науки о русском народном зодчестве не существовало.

Во-вторых — официальная наука долгое время игнорировала пропильную резьбу.
В конце XIX века, когда пропильная резьба достигла своего расцвета, в научных кругах вся эта «Ропетовщина» (по фамилии архитектора И.П.Ропета фактически сформировавшего в архитектуре так называемый псевдорусский стиль) считалась «бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической». В научные труды ее не включали, не изучали и не описывали. Спохватились гораздо позже (первые научные работы относятся к 30-м годам XX века), когда огромный пласт культуры уже начал исчезать.

На какие вопросы ответить удастся?
Во-первых нужно узнать — на какой территории наличники распространены сейчас?
А во-вторых — как развивался, как видозменялся оконный наличник в разных городах, от своего зарождения и до наших дней?

Может быть однозначно ответить на эти вопросы и не удастся, но одно ясно:
если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять лет шансов получить ответы на все эти вопросы останется гораздо меньше. Просто потому, что самих деревянных домов, расписных ставень и и окошек с резными наличниками — становится меньше год от года.

Однако на этом грустном моменте не хотелось бы заканчивать вводную статью.

На этом сайте вас ждут в огромном количестве красивые резные (и не очень) окна, окошки и окошечки, а также несметное число наличников. Красота здесь невероятная, так что датчик красоты бывает зашкаливает и у видавших виды дизайнеров! И тогда начинает казаться, что везде и всюду наличники одинаково замечательны. Однако это не так. Поэтому лучше смотреть не сразу, а по чуть-чуть, привыкая. И возвращаться снова и снова…
Тем более, что обновления на этом сайте появляются каждый день.

Итак, добро пожаловать в мир, где всё о резных наличниках и только о них. Здесь вы возможно встретите окна своей мечты, скорее всего найдете ответы на вопрос — чем они отличаются в разных городах, и уж наверняка сможете увидеть тысячи фотографий резных, объемных, ставенных, цветных, деревянных и иногда пластиковых, новых и старинных, красивых и великолепных — таких разных деревянных оконных наличников.

Подписывайтесь на наше сообщество в Фейсбуке, Вконтакте, Твиттере и Инстаграме и получайте уведомления о новых фотографиях и событиях мира наличников!

 

С огромным уважением
Редактор сайта Nalichniki.com
Фотограф Иван Хафизов.

Эта запись также доступна на: Английский

nalichniki.com

Как назывались наличники в разных губерниях

Очень логично, что информацию о наличниках надо искать в книгах по деревянному зодчеству или искусству. У меня выписано штук пятьдесят книг, которые еще предстоит найти.
Но самое интересное, что открытия случаются там, где их совсем не ждешь!

Например в словарях!
Причём, если покопаться, то их там мильён!

Мало того, что на Урале наличники называли «выреза», а в Вологодской области «вырези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «личники», а в Новгородской области — «заоконники» или «обналичка».

Но и это только вершки!

В Московской области — наличник это «олобок», в Архангельской — «обноска», в Карелии — «подзорник», в Пермской — «окладка», в Псковской — «обсадка» и «облипы», в районе Донецка — «обличковка» и «оконная обложка», в Тверской области — «налишина», в Вятской губернии — «заиконок», или «забоконок»…

Разве об этом хоть где-нибудь говорится в литературе по деревянному зодчеству?!

И это я вам еще по не рассказал, как в разных местах называется верхняя часть наличника, боковины, нижняя его часть. И какое отношение к наличникам имеют шпренгель, колёвки, жук, крыльцо и брови :))

PS А на этой фотографии из Ростова Великого — десять с половиной вырезанных из дерева драконов. Кто найдет всех — тот молодец!

nalichniki.com

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и фото резного дома дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.Если вы хотите купить или заказть резные наличники для вашего дома или дачи, пожалуйста резные карнизы и наличники, резные наличники из дерева фото, резные наличники на заказ.

Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. Русская архитектура – корни, которые пришли к нам из Византии, и стали основой русского зодчества на многие годы вперед. Изба – «Теремок».

Прекрасный русский резной домик, который был построен по плану Сергея Малютина – известного русского архитектора и художника, является частью исторического комплекса «Теремок» и находится пос. Фленово, Смоленской области. Это произведение искусства было создано в 1902 г.

В прошлом являлся собственностью меценатки М.К Тенишевой. Резные элементы постройки отражают культуру России и сказочность древних былин.

Бревенчатый сруб держится на сказочных «змеях-горынычах». Чуть ниже свода крыши расположились луна и несколько месяцев. Различные узоры придают незабываемый вид и сказочный облик данному дому. Красота!

Усадьба Шастина А.И.

Наследие Иркутска, построенное в начале 19 века, стала кружевным только в 1907 г. Красивые узоры фасада и окон кардинально изменили внешний вид дома, а рельефная резьба и фигурные столбы придали особую «изюминку» и сделали дом произведением искусства.

Все эта работа является полностью ручной.

Домик кузнеца Кириллова.

Это произведение искусства расположено в Свердловской области, в деревне Кунара.

Сказочная «пряничная» постройка была признана самой лучшей в России в 1999 г. Сергей Кириллов – выдающийся кузнец, который создал этот дом вручную и самостоятельно, без какой-либо помощи. Этот нелегкий труд занял более 13 лет и был закончен только в 1967 г.

Деревянные и металлические украшения фасада заставят восхищаться мастерством этого великого человека.

Изба-терем Кириллова является ярким образцом наивного искусства, и ко всему этому, образ подкреплен сказочной и советской символикой. По сей день в доме проживает вдова кузнеца, а ворота во двор не заперты. Даже обычный прохожий может полюбоваться этим домом и получить незабываемые впечатления.

Дом Ошевнева.

Достопримечательность располагается в Карелии, в музее народной истории — «Кижи». Дом представляет собой богатую и красиво украшенную усадьбу и, созданную по культурным канонам Севера, с учетом зимних погодных условий и традиций местных жителей.

Дизайн, созданный в 20-ом веке, напоминает жилье, не нуждающегося ни в чем крестьянина 19-го столетия и включает в себя русскую печь, большую кровать, большие деревянные лавочки. Посуда выполнена из глины и дерева.

В доме находится множество мелких медных вещей. В горнице располагается большой расписной обеденный стол и другие предметы повседневности. В доме присутствует три балкона, но оформлены они совершенно по-разному. Фасад украшен объемной резьбой и множеством интересных узоров.

Усадьба Сукачева.

Усадьба Владимира Сукачева — это достопримечательность города Иркутска, созданная 1882 г. Прошло уже более 130 лет, но дом Сукачева до сих пор сохраняет свою изумительную красоту и неизменность деталей усадьбы.

Силуэты драконов, сказочные цветочные изображения – это показатели богатой фантазии сибирских мастеров.

Погодинская изба.

Эта реликвия расположена в Москве, среди каменных зданий, где исторических строений осталось считанное количество. Изба принадлежала известному русскому историку М.П. Погодину и была создана в 1856 г.

Работа умелого мастера Н.В. Никитина представляет собой высокий сруб, который сложен из больших бревен. Крыша избы украшена «пропильной» резьбой. Оконные ставни и другие элементы избы украшены деревянными кружевами.

Во Владимире не простые наличники – они тут в скрипичном ключе!

Теремок, Нижний Новгород.

29. Старый дом, Вологда.

Красивый домик Дальнее Константиново Нижегородской области

12. Красивый дом где-то на въезде в Кстово уже.

бахромчатые наличники из Костромской и соседних областей

Ярославсская область

Кострома

Ростов Великий

И Изборск Псковская область

Деревня Анастасино, под Смоленском.

В Смоленске должны помнить.Стоял давным давно на против ЖД больницы самый резной и красочный домик.Вот это красота была.Похоже, снёс его новый владелец-любитель крепостных котеджей.

Фото резного домафотографии

Дизайн проект дома примеры

источник

nice-flowers.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *