Чем сделать пол в гараже – варианты напольного покрытия с гидроизоляцией, полимерный и деревянный пол, какие конструкции лучше и дешевле,делаем своими руками

Содержание

Пол в гараже своими руками: варианты покрытия

При возведении гаража особое внимание необходимо обратить на устройство покрытия. Если пол будет гигроскопичным, пыльным, не будет выдерживать нагрузки, то эти факторы отрицательно отразятся на автомобиле. Для помещения, где будет стоять машина, следует возводить капитальное и надежное покрытие. От его типа, применяемых материалов и конструкции, зависит срок эксплуатации.

Чтобы создать покрытие в гараже своими руками, необходимо взвесить все свойства, требования, достоинства и недостатки того или иного типа покрытия.

Гаражный пол, выполненный самостоятельно, должен обладать устойчивостью к химическим продуктам, механическим нагрузкам, влаге, быть пожаробезопасным и долговечным, иметь высокий уровень надежности покрытия, несложное строение и легкость его устройства.

Наиболее вышеперечисленным условиям подходят следующие типы покрытий: керамическая плитка или керамогранит, пол из бетона.

Строительство пола в гараже

Очень часто устраиваются и полы из дерева. Но они не соответствуют условиям прочности, пожароопасности и долговечности в качестве основания в гаражном помещении.

В основном гараж возводится на грунте, что полностью накладывает отпечаток на конструкцию и обустройство покрытия.

При его возведении на грунте следует обращать внимание на высоту залегания грунтовых вод.

Они должны залегать на глубине не менее 4 – 5 метров от поверхности земли, а сама почва не должна быть подвижной, в противном случае, стены и пол будут трескаться и разрушаться.

Возведение пола – это не сложная работа, поэтому её можно сделать самостоятельно. Все действия по сооружению пола в гараже своими руками следует выполнять после строительства стен и крыши.

Масштаб работ по возведению пола значительный и заключается в следующих этапах: устройство ямы для осмотра машины, нанесение уровня возводимого покрытия, очистка и уплотнение грунта, обустройство подушки из песка, щебня и «тощего» бетона, выполнение изоляции, армировка и монтаж направляющих маячков, заливание основания и укладка чистого пола.

При проектировании и строительстве особый акцент стоит сделать на устройстве ямы для осмотра автомобиля или подвала. В гаражах частного домостроения обычно строится то и другое.

Гидрозащита в гараже выполняется из рубероида или полиэтиленовой пленки. Для увеличения прочности покрытия в бетон монтируется армирующая сетка из металла.

Если в помещении планируется мыть автомобиль, то покрытие устраивается с незначительным наклоном, для оттока воды в решетку для стоков. Чистовую облицовку пола в гараже можно сделать только через 25 суток.

Раствор из бетона состоит из следующих материалов: цемент, песок, вода, щебень (или отсев, керамзит, кирпичный лом). Марка и состав бетона, прямо пропорциональны качеству применяемого цемента. Например, при цементе М-400, получают бетон М-250.

Для расчета состава бетона необходимы следующие пропорции:

  • Цемент – 1 часть.
  • Песок – 2 части.
  • Щебень – 4 части.
  • Вода – примерно половина части.

Так как подвал находится под землей, следует правильно выполнить гидроизоляцию и заливание бетоном.

Для водоотведения в подвале устраивается дренаж. По сторонам подвала копается канава глубиной 50 см. На её дно укладывается геотекстиль, насыпается слой щебня или гравия и уплотняется.

Укладываются дренажные трубы и выводятся в колодец, который выкопан в нижней точке пола в подвале.

Объем колодца должен вмещать все стекающие подпочвенные воды. Далее траншея в подвале заполняется щебнем до высоты грунта и застилается геотканью.

Гаражные покрытия бывают трех типов: земляные, бетонные и деревянные полы.

Земляной пол

Грунтовые основания просты в обустройстве, являются недорогим видом и можно легко сменить испортившийся участок покрытия.

Недостатков у такого пола гораздо больше, чем преимуществ: в жаркую погоду создают пыль, а в дождливую – мокнут. Они холодные, их невозможно утеплить.

Его можно рассматривать в качестве кратковременного варианта или как основание под покрытие из дерева. Земляные покрытия устраиваются в дачных гаражах, где авто стоит незначительное время.

В капитальных гаражах выполняют более надежное основание. Вначале из помещения убирается мусор, накопившийся за время строительства, и удаляется слой плодородной почвы.

Докопав до чистой почвы, её равняют, укладывают слоями по 5 сантиметров такой же чистый грунт, уплотняя вибрационной плитой или катком каждый слой.

При укладке верхнего слоя делают незначительный уклон к дверному проёму, для оттока жидкости. Для устройства более прочного покрытия, верхний слой застилают глиной и уплотняют.

Для прочности в уплотненную землю вбивается трамбовкой гравий. На этом покрытии не остаются следы от колес, и будет меньше грязи.

Бетонный пол

Основание из бетона в гаражном помещении является самым часто встречающимся и признанным покрытием. Он имеет длительный срок эксплуатации и есть возможность его утепления.

Бетонные покрытия очень прочны и надежны. В последнее время сверху такого покрытия настилают различные новейшие материалы в качестве финишного пола, делающие его использование более комфортным.

Минусом стяжки из бетона являются значительный объем работ, продолжительность работ по времени, достаточно высокая стоимость. Основание из бетона гигроскопично, впитывающиеся запахи не удаляются.

Также бетон поглощает влагу из почвы, что для автомобиля не очень хорошо. При неглубоком залегании подпочвенных вод необходимо устраивать гидрозащиту.

Прежде чем устроить пол в гараже, следует определить тип фундамента. При монолитной плите, объем работ небольшой.

Неровное основание заливают выравнивающей стяжкой, затем устраивают финишное покрытие. Если неровности не более 1 сантиметра на один квадратный метр, то можно сразу устраивать один из облицовочных материалов.

При ином фундаменте первоначальные работы схожи с вышеописанными работами: удаляется плодородный слой, ровняется и уплотняется. После укладывается щебень толщиной от 10 сантиметров, опять уплотняется, затем насыпается песок.

После этого, работы по возведению покрытия могут различаться. Если делать утепленное покрытие, тогда укладывается слой теплоизоляции.

Самым лучшим материалом для теплоизоляционных работ подойдет экструдированный пенополистирол плотностью 35 кг/м3. Он хорошо выдерживает массу пола и авто.

Не поддается гниению, не развиваются грибки и микроорганизмы, обладает влагоотталкивающими свойствами. Укладывается слоем не менее 5 сантиметров, но эффективнее 10 сантиметров и более.

Все прочие изделия, такие как керамзит, пеностекло гранулированное, пенопласт, намного уступают в характеристиках экструзионному пенополистиролу. На теплоизоляцию настилают пленку, на нее монтируется армированная сетка из металла, все заливается бетоном и выравнивается.

Чтобы выровнять основание в гараже было легче, при помощи лазерного или водяного уровня устанавливают маячки специальные из металла или трубы из металла.

Раствор из бетона заливается порционно, постепенно заполняя всю площадь.

Для хорошего твердения бетона нужна температура примерно +20°C и значительная влажность.

Основание покрывается пленкой или мешковиной для меньшего испарения влаги. Стяжка будет готова к последующим работам через 28 суток. Затем можно устраивать облицовочное покрытие.

Деревянный пол

В гараже с покрытиями из дерева теплее, чем с полами из бетона или земли. Но они недолговечны, склонны к гниению, гигроскопичны и пожароопасны.

Доски идеально впитывают грязь, жидкости, иногда не очень хорошо пахнущие. Гаражное покрытие из-за этого выглядит очень неухожено, и вывести все это из древесины не представляется возможным.

Первый этап возведения пола из древесины похож на другие типы покрытий: удаляется плодородная почва, ровняется и уплотняется основание ямы.

Затем устраивается гидроизоляция: рубероид, гидроизол, пленка или мембрана. Сверху насыпается песок или гравий и уплотняется. После этого выполняется подсыпка, горизонтальность которой проверяется уровнем.

Если дощатый пол сооружается на лагах, то промежуток между ними можно применить для утепления, уложив тепловую изоляцию.

Лаги устанавливаются на щебеночную подушку с шагом не более одного метра. В основном лаги устанавливают поперек помещения, но можно и вдоль него.

Идеально получится, если колеса автомобиля будут становиться на лаги. Лаги перед установкой покрываются пропиткой для предотвращения гниения. Для уменьшения горючести их обрабатывают антипиренами.

В поперечном направлении от уложенных лаг укладывают обрезные доски толщиной 40-50 миллиметров. Их рекомендуется настилать с шагом в 3-5 миллиметра.

Видом «холодного» покрытия из дерева является пол на столбиках. На ровный грунт укладывают гравий и трамбуют. На гравий ставятся кирпичные столбики из расчета, что на них будут укладываться лаги.

Промежуток между столбиками примерно один метр. Спустя 14 дней, после затвердения раствора, можно положить лаги.

Сверху столбов устилают в два слоя рубероида, хотя, можно и дважды обмазать мастикой из битума. Если по высоте столбы различаются, то на них плотно улаживаются куски древесины или фанеры. Важно чтобы лаги были уставлены по уровню. Далее настилаются доски.

Пол в гараже из тротуарной плитки

Плитка для тротуаров является еще одним из видов «холодного» пола с длительным сроком эксплуатации, не сложностью в ремонте и практичностью.

Это один из типов земляного пола, только он более надежен. Слоев при его возведении больше, как и больше потребуется денежных средств на его обустройство: на грунт дополнительно укладывается щебень и песок, на который монтируется плитка.

Из-за этого увеличивается его функциональность. К минусам относится увеличенная влажность, при некачественной трамбовке песчано-гравийного основания, произойдет оседание пола в местах большой нагрузки.

При укладке низкокачественной плитки, она может рассыпаться под действием агрессивных продуктов. Швы заполняются грязью, которую удалить непросто.

Начальные работы совпадают с вышеперечисленными типами полов: удаляется плодородная почва, равняется и уплотняется грунт, укладывается гравий не менее 10 см в зависимости от глубины ямы.

Поверху насыпается песок в 7-10 сантиметров, и укладывается плитка для тротуара, толщиной не менее 6 сантиметров. Требуется все правильно рассчитать толщину всех слоев, чтобы вывести пол на требуемую высоту.

Все слои должны быть тщательно уплотнены, на них не должны быть видны следы от подошвы. Чтобы предупредить подъем воды из почвы, необходимо устроить два слоя гидроизоляции: рубероид или пленка плотностью не менее 250-300 мкм.

Листы укладываются внахлест, пленку склеивают скотчем, а рубероид – мастикой из битума. Гидрозащиту можно уложить до слоя песка или после него, перед сухой смесью, на которую будет укладываться плитка.

Эффективно в гараже применить геотекстиль, в европейских странах его устраивают при возведении дорожного полотна. Он достаточно перераспределяет нагрузку, и покрытие никогда не нарушится под воздействием колёс машины. Настилается геоткань на слой песка.

Плитка может также монтироваться на стяжку из бетона и на асфальт. В таком случае, устраивают слой сухой засыпки или песка толщиной 5 сантиметров, равняют, немного уплотняют и монтируют плитку.

Чтобы в промежутки между плиточками собиралось поменьше грязи, песок соединяют с цементом, и аккуратно заделываются зазоры между плитками этим раствором, остатки хорошенько выметаются.

Если заметили цемент сверху плитки, немедленно вытирайте тряпкой. Поверхность значительно увлажняется пульверизатором и оставляется до двух суток.

 

polsdelat.ru

Из чего сделать пол в гараже дешево

Совет 1: Из чего сделать пол в гараже

Возводя автомобильный «домик», не все владельцы транспортных средств серьезно относятся к такому его конструктивному элементу, как пол. Совершенно напрасно! Правильно выполненное покрытие пола обеспечит качественное сохранение автомобиля и убережет его от преждевременной коррозии.

Выбор материалов

Среди обилия материалов, использовать которые можно для изготовления гаражных полов, довольно легко запутаться. Имеются основные критерии того, каким должно быть любое гаражное напольное покрытие:
— огнестойкость и влагостойкость;
— устойчивость перед нефтью и кислотами, бензином, а также иными химическими веществами;
— достаточный период эксплуатации, требуемая устойчивость перед повреждениями механического характера.

Сегодня просто выбрать надежное половое покрытие, поскольку имеется несколько вариантов обустройства гаражного полового покрытия.

Виды полов

Лидером многие годы остается бетонный пол. Подобное покрытие достаточно прочное, оно пригодно для довольно жесткой эксплуатации. При этом такой материал относится к относительно дешевому покрытию. Недостатком следует назвать постоянное наличие пыли, а также возможность проявление пятен грязи на поверхности бетона.

Гораздо дороже обойдется в качестве гаражного пола железобетонная плита. Это можно объяснить тем, что положить самостоятельно, без привлечения рабочей бригады, а также специальной техники, подобную плиту невозможно.

Своей дешевизной некоторых автолюбителей привлекает деревянный настил, однако он быстро разочаровывает кратким эксплуатационным сроком. Прекрасно моется и противостоит влаге керамическая плитка, однако она не способна противостоять ударам.

Самыми современными и надежными сейчас являются полимерные полы. Это наиболее перспективная технология обустройства гаражных полов. Долгая эксплуатация и надежность подобного пола зависит только от хорошей подготовки основания, а также соблюдения технологии устройства покрытия. После испарения воды подобный пол значительно усиливает имеющиеся положительные качества.

Задумываясь о том, какое выбрать покрытие, следует учитывать влияние каждого фактора предстоящей его эксплуатации: наличие химических веществ, возможные нагрузки, движение людей и атмосферное влияние. Любой вариант может сделать гараж функциональным, а также привлекательным.

Совет 2: Как сделать яму в гараже

Какие лучше сделать полы в гараже

Из чего лучше сделать пол в гараже

Какие полы лучше сделать в гараже, вопрос, который задают себе многие автолюбители. Главное – не совершить при этом ошибки, чтобы не понадобилось всего через год все ломать и переделывать.

Причин, для повреждения поверхности, очень много. К ним относятся и большой вес автомобиля, вредное воздействие агрессивных горюче-смазочных материалов (ГСМ), большие перепады температур и влажности.

Какой пол лучше сделать в гараже рассматривается в этой статье.

Требования, предъявляемые к полу в гараже

Для того чтобы определить какой лучше пол в гараже, следует познакомиться с требованиями, предъявляемыми к ним, чтобы они были долговечными и имели качественное покрытие.

Пол в гараже должен иметь:

  • Высокую степень прочности к механическим воздействиям.
  • Устойчивость к действию химических веществ.
  • Большую пожаробезопасность.
  • Хорошую влагостойкость.

Перед тем, как решить, какой лучше сделать пол в гараже следует ответить на такие вопросы:

  • Можно ли сделать пол своими руками?
  • Какой пол лучше в гараже сделать, чтобы он был надежным и недорогим?
  • Какой пол лучше для гаража, чтобы увеличить срок его эксплуатации?

Варианты пола в гараже

Пол из бетона

Чаще всего для пола владельцы гаражей выбирают традиционный вариант – заливка пола бетоном .

Преимуществами такого покрытия являются:

  • Сравнительно не высокая цена.
  • Долговечность.
  • Выдерживает достаточно суровые условия эксплуатации.
  • Возникающие в период эксплуатации на бетонной поверхности трещины и выбоины, из-за морозного пучения и некоторых механических повреждений, например при падении на пол молотка, обычно у автолюбителей особого недовольства не вызывают.

Но, серьезными недостатками бетонного пола служат:

  • Его способность к большому выделению пыли, оседающей на всех поверхностях в гараже, включая и автомобиль.
  • В бетон достаточно быстро и легко могут впитываться всякие химические загрязнители, что образует несмываемые неприятные разводы.
  • Иногда эти пятна могут способствовать появлению неприятного запаха.

Совет: При всем многообразии недостатков их можно полностью нивелировать. Для этого верхний слой следует покрыть красками или герметиками.

Пол бетонный окрашенный

Покрытие бетонного пола в гараже специальной краской сделает его:

  • Удобным в эксплуатации.
  • Более долговечным.
  • Придаст покрытию эстетический вид.
  • После окрашивания поверхность не будет выделять пыль, станет меньше поддаваться механическим повреждениям.

Такой вариант отделки бетонного покрытия применяется чаще всего. Именно его выбирают многие автолюбители при ответе на вопрос,какой пол в гараже лучше сделать?

  • Достаточной дешевизной.
  • Легкостью нанесения краски на пол самостоятельно, с помощью любого лакокрасочного инструмента: кисти, валика, распылителя.

Так же на нашем ресурсе Вы можете подробней узнать о том, чем можно покрыть бетонный пол в гараже.

Бетонный окрашенный пол

Полы для гаража наливные

Для облагораживания обычного бетонного пола в гараже, лучше всего использовать современные наливные смеси, как показано на фото.

Как лучше сделать пол в гараже

Такие составы, чаще всего имеют два компонента, которые содержат полимерную смолу и отвердитель. Инструкция по применению указывает, что наносятся они на пол в жидком виде, образуя абсолютно ровное, ударопрочное, с высокой стойкостью и морозостойкостью основание.

Эти достоинства в полной мере проявят себя лишь при определенной толщине покрытия на основании, оно должно быть не менее пяти миллиметров. Наливные полы – это не только практичность, но красота. Их эстетичный вид находится на высоком уровне.

Совет: Такое идеально ровное, с глянцем или матовое покрытие можно окрасить в разные цвета, нанести на нем рисунок.

Керамическая плитка для пола в гараже

Для получения прочных полов в гараже можно для облицовки бетонного основания использовать керамическую плитку. Для этого следует применять лишь некоторые типы керамической плитки.

  • Керамогранит, состоящий из сплава гранитной крошки и глины с некоторыми другими наполнителями. Такой материал по внешнему виду и некоторым характеристикам имеет одинаковые свойства с натуральным камнем, что позволяет керамогранитной плитке обладать высокой прочностью, большой стойкостью к морозам, устойчивостью к воздействиям агрессивных химических сред.
  • Клинкерная плитка или керамика, которая в процессе изготовления подвергается длительному обжигу при высокой температуре, что придает материалу повышенную прочность и морозоустойчивость.
  • Напольная керамическая плитка, предназначенная для наружных работ, обладающая морозоустойчивостью, также подходит и для облицовки пола гаража.

Совет: Для устройства пола в гараже плитку следует подбирать с противоскользящей поверхностью, что убережет автовладельца от случайных падений.

Облицовка пола в гараже плиткой

Использование для пола в гараже плит ПВХ

Пол в гараже из плитки ПВХ

Такой современный напольный материал имеет вид отдельных модулей. Для его изготовления берется прочный, химически стойкий поливинилхлорид. Высокая морозоустойчивость позволяет применять плитки в отапливаемых и в неотапливаемых помещениях, даже на улице.

Поверхность ПВХ имеет такие особенности:

  • Она не подвержена скольжению, вовремя мытья автомобиля при неосторожном движении, можно не бояться упасть.
  • Она хорошо поглощает вибрацию.
  • Отлично выдерживает повышенные нагрузки.
  • Хорошо противодействует механическим повреждениям.
  • Материал легко монтировать. Для этого нет необходимости использовать клеевые составы: плитки имеют специальные замки, которые позволяют собирать покрытие, наподобие конструктора. При необходимости их можно легко разобрать на составные части и разложить в другом месте.

Деревянные полы для гаража

Совет: Автолюбителям, предпочитающим все экологичное, следует делать в гараже полы из дерева.

Преимущества деревянных полов:

  • Абсолютная безопасность: они не являются источниками пыли или выделением вредных веществ.
  • Доски, пришедшие в негодность легко можно отремонтировать или заменить новыми.
  • Общая стоимость полов из досок — достаточно низкая.

Совет: Выбирая пол для гаража, следует ориентироваться на свои возможности, но при этом нельзя забывать про качество. От правильно уложенного, качественного напольного покрытия, зависит его долговечность и сохранность вашего автомобиля.

К недостаткам деревянных полов можно отнести:

  • Небольшой срок службы. По истечении 4-5 лет эксплуатации, несмотря на идеальную гидроизоляцию и правильный уход, дощатые половицы начинают гнить. Но, испорченные доски легко меняются на новые.

Перечисленные покрытия для пола далеко не все, которые можно применять в гараже. Это лишь самые популярные решения. Например, можно сделать обычный земляной пол — самый дешевый вариант,а пол из натурального камня — один из самых дорогих.

Деревянный пол в гараже это хорошо, но к сожалению он не долговечен, но по стоимости ему равных нет. Если со временем где — то и появится гнилая доска и не одна, то ее можно без проблем поменять и по времени это займет совсем мало времени, и к тому же не требуются специфические навыки или инструменты, все предельно просто! А если же снизу пол утеплить, то он прослужит намного дольше. На мой взгляд этот вариант подойдет как для простого капитального гаража, так и для металлического. Лучше уж дышать ароматом натурального дерева, чем всевозможными химическими добавками. Убирать с деревянного пола в гараже одно удовольствие, не пыльно, ногам тепло даже в мороз.

А что вы думаете по теме?

Из чего сделать пол в гараже: варианты покрытий, гидроизоляция и фото-материалы

Пол в гараже: материалы

В первую очередь это материалы. обладающие высокими показателями износостойкости и безопасности. В эту категорию попадают не так уж много материалов.

Классический и недорогой набор средств:

  • гравий и песок для водоотвода;
  • полиэтилен в роли гидроизолятора;
  • бетонная подушка и цементная стяжка в роли основы для пола.

С помощью этих материалов выводится чистовой пол. Для отделки чистового пола чаще всего используют:

Внимание! Вопрос можно решить и радикальным способом, уложив на пол готовую железобетонную плиту. Железобетонная плита особенно удобна при строительстве гаража на склоне.

Но мы рассмотрим здесь классический вариант с обустройством бетонной подушки и цементной стяжки.

Пол в гараже — фото:

Для чего нужна гидроизоляция?

Проблема повышенной влажности в гараже часто связана с подступающими к поверхности грунтовыми водами. которые, просачиваясь через пол, выступают снаружи, образуя влажные участки.

Второй существенный момент – необходимость качественного отвода влаги. попадающей на пол сверху, например, при мойке автомобиля или от растаявшего снега.

Чтобы ликвидировать действие этих факторов, необходимо выполнить качественную гидроизоляцию пола в гараже.

Качественная гидроизоляция пола гаража начинается с надежного основания. А основание пола в гараже, в свою очередь, начинается с отсыпки гравием. Гравий помогает воде беспрепятственно уходить вниз не задерживаясь, под действием силы тяжести.

Для хорошего отвода воды слой подсыпки должен быть не менее 100 мм толщиной. После остыпки гравий хорошо утрамбовывают, чтобы создать надежное основание.

Поверх гравия располагается слой песка. Песок обладает высокой гигроскопичностью, позволяющей впитывать лишнюю влагу из бетонного основания пола. Слой песка так же должен быть толщиной не менее 100 мм. Песок хорошо утрамбовывают после отсыпки, как и гравий.

Для изоляции бетонного основания от грунтовых вод применяют плотный полиэтилен. Пленка разрезается и укладывается поверх песка внахлест лист на лист, ширина нахлеста около 200 мм .

Поверх получившегося основания обустраивается бетонная подушка толщиной 200 мм. Заливать бетон лучше по выставленным по уровню маякам, в этом случае залитая позже поверх схватившегося бетона стяжка потребует меньше материала и сил для выравнивания.

Заливку бетонной подушки необходимо проводить в арматурную решетку с толщиной прутка не менее 10 мм .

Решетка в этом случае представляет из себя сетку с ячейками 200 х 200 мм .

После заливки и выравнивания бетонной подушки ее необходимо накрыть сверху полиэтиленом.

Это нужно чтобы снизить скорость испарения влаги – этот прием позволит сделать бетонное основание максимально крепким.

Накрытую полиэтиленом бетонную подушку нужно оставить высыхать минимум на несколько недель .

После высыхания на бетонную подушку устанавливается цементная стяжка, образующая черновой пол. Без маяков здесь так же не обойтись. При установке маяков необходимо учесть будущий уклон стяжки в сторону ворот в пределах 1,5-2%. это перепад высоты 1,5-2 см на 1 м длины.

Уклон необходим для стока лишней воды. Толщина стяжки может составлять 2-3 см. Стяжка армируется так же как и бетонное основание, но шаг ячейки здесь уже 100 х 100 мм .

После заливки и выравнивания стяжки она так же накрывается полиэтиленом и оставляется высыхать до приобретения светлого оттенка. свидетельствующего о полном ее высыхании.

Бетонный пол может пылит. Для того чтобы этого избежать его нужно покрыть специальными пропитками или краской. Подробнее об этом Вы можете прочитать здесь .

Далее, для придания полу дополнительных водоотталкивающих свойств, его необходимо закрыть специальным покрытием .

Преимущества и недостатки

  1. Плитка. классический вариант отделки. Сложностью здесь является необходимость недопущения пустот под плитками. Для этого их необходимо укладывать на тонкий слой клея (под гребенку), специально разработанный для улицы. Лучше всего использовать морозоустойчивый неистираемый керамогранит или ГРЭ С.
  2. Резиновые полы: толстая резина в виде плиток очень долговечна. это не слишком дорогой и очень хороший вариант. Покрытие легко укладывается и неприхотливо в эксплуатации.
  3. Полимерный пол: идеальный вариант, но очень дорог. В наших условиях оправдан в больших гаражах или на автомойках.
  4. Покраска: дешевое покрытие. но краска со временем стирается. придется перекрашивать, а это неудобно.
  5. Пропитка для бетона: пропитка впитывается в бетон на глубину 2-3 см и не стирается долгие годы, очень эффективный вариант.

Из чего сделать пол в гараже дешево? Дешевые покрытия для пола это плитка и покраска .

И в заключение: Для организации в гараже правильного пола лучше выбирать проверенные временем, качественные решения. В этом деле лучше не гнаться за модными тенденциями, ведь цена ошибки здесь – лишние траты на переустройство. Пол из бетона при правильной его установке послужит Вам долгие годы, радуя и не вызывая никаких нареканий.

Статьи из рубрики «Пол»

Источники: http://www.kakprosto.ru/kak-900491-iz-chego-sdelat-pol-v-garazhe-, http://1pogarazham.ru/pol-v-garazhe/vidy-napolnyh-pokrytij-garazha/210-kakie-luchshe-sdelat-poly-v-garazhe, http://ru-house.net/postrojki/garazh/g-svoimi-rukami/pol-g

pol-v-dome.ru

Из чего сделать пол в гараже своими руками?

Обустройство гаража является важным вопросом для сильной половины человечества. Мужчины проводят в нем много времени, и хотят сделать данное помещение функциональным и уютным одновременно. Многие задаются вопросом, из чего сделать пол в гараже, какие материалы прослужат дольше. Важна также цена напольного покрытия.

Что владелец гаража ждет от материалов?

Начиная ремонт в гараже, любой человек хочет, чтобы материалы для отделки пола были:

  1. Устойчивыми к масляному воздействию, а также смогли противостоять кислоте и даже выдержать воздействие нефтепродуктов.
  2. Устойчивыми к механическим воздействиям. Материалы должны быть прочными. Важен долгий срок службы материала.
  3. Обладали влагостойкостью, а также огнестойкостью.

Люди интересуются, как сделать пол в гараже своими руками с минимальными затратами. Далее мы подробно расскажем все нюансы.

Какие материалы для пола удовлетворяют все потребности потребителя?

В наше время на строительном рынке представлен широкий ассортимент покрытий для пола. У многих возникает вопрос, из чего сделать пол в гараже. Существует несколько разновидностей материалов:

  1. Полы из бетона являются самыми крепкими. Их часто выбирают для использования в сложных условиях. К минусам нужно отнести то, что на таком покрытии для пола образуется много пыли и загрязнений. На поверхности могут появиться загрязнения, которые образуются в результате подтеков от масла и других продуктов. Поэтому прежде, чем решить, из чего сделать пол в гараже, нужно рассмотреть все варианты, оценить плюсы и мминусы.
  2. Можносделать пол, взяв за основу железобетонные плиты. Такое покрытие будет служить долгое время. Из минусов такого типа пола можно выделить высокую цену. В отличие от бетонного пола, данный вид необходимо укладывать с помощью строительной техники, а также профессиональных рабочих.
  3. Часто встречается вопрос, как сделать пол в гараже из досок и какая отличительная особенность у данного покрытия. Деревянный пол часто выбирают люди, для которых важна экологичность материалов, а также те граждане, которые хотят сэкономить. Многие интересуются, как сделать деревянный пол в гараже так, чтобы срок эксплуатации его стал превышать 5 лет.
  4. Популярным вариантом в наше время является пол из керамической плитки. Она хороша тем, что легко очищается и ей совершенно не страшна вода. Минусом данного покрытия является хрупкость. Она не является ударопрочной и легко деформируется.
  5. Современные люди зачастую делают полимерные покрытие для пола, когда встает вопрос, из чего сделать пол в гараже. Его называют также наливным. Отличительной особенностью данного покрытия является длительный срок службы. Качество пола со временем не ухудшается.

На что нужно обратить внимание перед заливкой пола?

Перед началом работ по заливке полов нужно:

  1. Узнать, на какой максимальный уровень поднимаются грунтовые воды в данной местности.
  2. Учесть, затапливает ли весной данный земельный участок.
  3. Выяснить, какой перепад высоты в искомом месте.
  4. Учитывать, что слои пола из бетона должны располагаться в строго определенном порядке. Сначала идет стяжка. Это первый слой. Затем идет пол с арматурой. Сверху укладывается слой пленки, а на нее крепится выбранный утеплитель. Промежуточный слой — это гидроизоляция. После него идет слой смеси из песка. Самым последним укладывается гравий для строительства.

Какие выполняются земляные работы перед заливкой полов?

Земляные работы – это неотъемлемая часть процесса обустройства пола в гараже. Сначала нужно получить ровную площадь из гравия. Для этого место ровняют и трамбуют. Некоторые выбирают бюджетный вариант для гидроизоляции – специальную жидкую глину. Измеряется гараж, берется разметочный шнур. С его помощью производятся действия по разметке, после чего уже выбирается, из чего сделать пол в гараже.

После того как гравий лег ровно, максимально на высоту 0,8 м, его засыпают песком. Песчаный слой должен быть не больше 10 сантиметров в толщину.

Особенности бетонного пола

Люди часто интересуются, как сделать пол в гараже из бетона. Далеко не каждый знает, что слой гидроизоляции прокладывается между бетоном и рабочей подложкой, в роли которой выступает пленка из полиэтилена. Для проведения работ понадобится пленка от 250 мкм, максимально 300 мкм. Следует задуматься о том, что утеплять полы необходимо в первую очередь, иначе это сделать будет сложнее в дальнейшем. Хорошим утеплителем является пенополистирол. Следует выбирать материал, толщина которого варьируется от 5 до 10 сантиметров. У данного материала есть свои особенности: его нужно класть на гидроизоляцию.

Чтобы получить армированное покрытие, берется сетка из металла. Ее диаметр должен быть 5 миллиметров. За основу берется бетон М300. Работа начинается от самой дальней стены, двигаться нужно в сторону ворот. Выравнивающая линейка идет по брускам, которые лежат в бетоне. По окончанию работ бруски убираются. Остаются видимые щели. Их необходимо будет заделать раствором.

Чтобы получилось хорошее твердое покрытие, бетон должен быть сухим. На этот процесс уходит максимум месяц. Когда делают стяжку, то поверх бетона кладется армированная сетка. Берется строительный уровень и ставятся специальные маяки. После проделанной работы начинают залив стяжки. Когда она готова, ее нужно обязательно выровнять. Для этого используют специальный инструмент (как правило, из стали).

Деревянные полы своими руками

Люди часто сомневаются, какой пол лучше сделать в гараже. Деревянное покрытие – это хороший и недорогостоящий вариант. Чтобы сконструировать и правильно сделать деревянный пол, необходимо знать, сколько понадобится материала. Нужно также узнать технологию укладки пола.

Стоит запастись лагами из дерева нужного размера. Они способствуют тому, чтобы нагрузка одинаково распределялась по всему полу. Некоторые делают сначала бетонный пол и используют его как основу под деревянный настил.

Еще одним вариант основы под пол – это сделать несколько столбов из кирпича. Они должны выдерживать вес легкового автомобиля.

Существует два варианта настила: однослойный и состоящий из двух слоев.

Что лучше выбрать? Чтобы полы долго эксплуатировались и были надежными, рекомендуется использовать конструкцию из двух слоев. Она состоит из основы и теплоизоляции. Добавляют к покрытию пароизоляцию, а также укладывают гидроизоляционные материалы.

Лаги необходимо обрабатывать антисептическим раствором. Данный метод позволяет избежать появления плесени, а также грибка на дереве. После обработки идет этап сушки. Лаги должны полностью просохнуть перед использованием.

Методика укладки лаг отличается тем, что нужно оставлять шаг в 40 сантиметров. Крепятся лаги стандартным дюбелем. Места крепления делают с шагом, который составляет 50 сантиметров.

Когда каркас готов, можно начинать укладку досок. Важно помнить, что настил кладется перпендикулярно имеющимся лагам. Доски обычно крепятся саморезами, либо гвоздями.

Когда поднимается вопрос, из чего дешевле сделать пол в гараже, то многие советуют для использования применять бетон и дерево. Это наиболее популярные материалы.

Как сделать полы в гараже из керамической плитки?

На вопрос, из чего лучше сделать пол в гараже, некоторые отвечают, что оптимальный вариант – это керамическая плитка. Чтобы сделать в гараже настил из плитки, нужно подготовить бетонный пол.

Он будет в качестве основы под плитку. Делается разметка, покрытие кладется с небольшим шагом, швы после заделываются герметиком. Важно выбирать плитку, предназначенную для отделки нежилых помещений. Она будет прочной, и на ней не будут появляться со временем сколы.

Плюсы плиточного пола в гараже

Главным плюсом использованием керамической плитки для гаражного пола является ее влагостойкость. Она также не реагирует на химические вещества. Данное покрытие легко моется, при этом сохраняет исходный внешний вид.

Минусы плитки

Помимо положительных характеристик керамическая плитка имеет ряд недостатков. Данный материал считается хрупким. При больших внешних нагрузках она быстро разрушается, а также деформируется.

Как сделать в гараже наливной пол?

Отвечая на вопрос, из чего лучше сделать пол в гараже, профессионалы хорошо отзываются о наливном поле. В наше время стало популярным делать полимерное покрытие в гараже. Наливной пол зарекомендовал себя благодаря своему высокому качеству и надежности. Данное покрытие считается особо прочным по сравнению с другими вариантами. Вещества, входящие в состав полимерного покрытия, не наносят вред человеческому здоровью. Можно подобрать любой понравившийся цвет.

Нужно знать, как правильно сделать пол в гараже. Перед тем как приступить к работе, необходимо понять, какой толщиной должно быть покрытие. Нужно понять, какие нагрузки предстоят на новое покрытие. Толщина обычно варьируется от 0,1 до 1 сантиметра. Наиболее часто используют толщину 0,3 сантиметра. Материал для заливки расходуется экономно, уходит примерно до 2 килограмм на один кубический метр.

Необходимо заготовить кварцевый песок. Следует прочитать инструкцию по изготовлению полимерного покрытия.

Нюансы заливки полимерного пола

Для использования наливного пола в гараже нужно укрепить полимер, так как планируются большие нагрузки на покрытие. Упрочнение пола осуществляется с помощью кварцевого песка. Его добавляют в смесь для заливки в пропорции один к одному. Обязательное условие – это использование только сухого песка. Смесь перед применением нужно перемешать, делать это нужно примерно 5 минут. Если под руками есть дрель с миксерной насадкой, то лучше использовать ее.

Возможно ли сделать теплый пол в гараже?

Многие полагают, что теплые полы в гараже – это роскошь. Такого мнения придерживаются люди, которые не учитывают, что определенный температурный режим поддержит автомобиль в надлежащем состоянии, он будет иметь более сохранный вид. Когда встает вопрос о том, как сделать теплый пол в гараже, то стоит обратиться к литературе по этой теме или спросить у профессионалов.

Теплый пол в гараже можно сделать своими руками, не прибегая к услугам специалистов. Нужно изучить особенности технологии установки покрытия и приступить к работе.

Стоит учесть, что напольное покрытие в гараже может быть испорчено вследствие попадания химических элементов. Не исключены механические повреждения напольного покрытия. В гараже обычно повышается риск возникновения пожара, полы должны быть огнестойкими. В большинстве случаев в помещениях такого плана повышена влажность.

Теплые полы лучше всего монтировать, когда в основе лежит бетон, а отделка будет керамической плиткой. Главным достоинством теплого пола является постоянный обогрев гаража. Автомобиль однозначно не промерзнет в зимнее время года.

Отличие водяного теплого пола от электрического

В гараже допускается монтаж теплого пола на основе обогрева водой или электричеством. Водяной пол — это укладка труб из металлопластика по контуру помещения. Контур должен быть замкнутым. Обязательно заливается стяжка верхним слоем над трубами. Финишным этапом идет облицовка выбранным материалом, например, плиткой. Вся система должна быть подключена к котлу, который обеспечивает нагрев воды в трубах.

В электрическом варианте обогрева пола самое важное — это правильно смонтировать конструкцию, соблюдая при этом технику безопасности.

Какие есть нюансы по укладке напольной плитки?

Чаще всего для отделки гаражного пола используется плитка. Лучше всего выбирать пятый класс. Хорошие отзывы имеет керамогранит. Он отлично справляется с высокими нагрузками, обладая хорошей прочностью.

Предварительно нужно прогрунтовать полы, после чего нанесли слой клея. Плитка укладывается в обычном порядке. Швы необходимо затирать примерно через трое суток. Чтобы полы высохли и могли полноценно эксплуатироваться, потребуется две-три недели. В данном случае скорость высыхания будет зависеть от качества выбранного клея. Именно поэтому на клее лучше не экономить.

Заключение

Итак, мы выяснили, как сделать пол в гараже. Как видите, существует масса вариантов. Каждый выбирает для себя наиболее оптимальный. Но все же специалисты рекомендуют применять наливные полы. Это долговечное и прочное напольное покрытие.

fb.ru

варианты устройства, как сделать своими руками

Полы в гараже создают возможность удобного и комфортного нахождения в нем владельцев автомобилей, самих транспортных средств, а при необходимости ремонта или обслуживания машины обеспечивают качественное выполнение этих работ.

Чтобы определить, как сделать пол в гараже, нужно ознакомиться с предъявляемыми к нему требованиями и вариантами выполнения этой конструкции.

Требования к полам

Пол в гараже должен выдерживать большие нагрузки и механическое и химическое воздействие

Устройство полов в гараже – это ответственная работа, которую необходимо выполнять, соблюдая все правила, направленные на создание качественной, надежной и безопасной конструкции. Пол в гараже должен обладать следующими свойствами:

  • прочность;
  • способность не разрушаться под действием механических ударов;
  • способность противостоять воздействию кислот, масел, бензина и дизельного топлива;
  • стойкость к воздействию воды;
  • быть не горючим;
  • иметь поверхность, которая легко очищается;
  • длительный срок эксплуатации.

Конечно, не все имеющиеся варианты конструкций полов полностью отвечают всем предъявляемым к ним требованиям. Ведь выбор осуществляется каждым владельцем гаража самостоятельно, исходя из своих возможностей и индивидуальных особенностей.

Виды полов

В зависимости от материала несущей конструкции основания полы для гаража можно разделить на следующие разновидности:

  • земляной;
  • выполненный из тротуарной плитки;
  • деревянный;
  • бетонный.

Как видно из перечисленных вариантов конструктивные решения не настолько разнообразны, чтобы испытывать трудности в принятии решения, какой пол лучше сделать в гараже.

Земляной

Земляной пол в гараже используется, как временный вариант, в местах или на участках, где пребывание хозяев и автомобиля составляет незначительное время.

Это самое простое решение, когда нужно сделать пол в гараже своими руками.

Земляной пол необходимо как следует утрамбовать

Для устройства полов с долгосрочным планированием их эксплуатации, как разновидность земляного временного пола можно рассматривать основание под бетонные полы.

Для выполнения этой конструкции производятся следующие действия:

  1. Откапывается котлован глубиной от 0,5 до 2 м в зависимости от свойств, залегающих под зданием грунтов, планируемой к устройству в дальнейшем конструкции пола и нагрузок воспринимаемых им.
  2. Грунт основания тщательно утрамбовывается.
  3. Засыпается песок толщиной от 0,3 до 1,5 м с выполнением послойного трамбования (20 см).
  4. Устраивается щебеночная подготовка толщиной 100-500 мм.

При планировании длительной эксплуатации этой конструкции целесообразно выполнить расклинцовку поверхности при помощи щебня мелкой фракции, крупнозернистого песка или асфальтовой крошки.

Данная операция позволит сохранить эксплуатационные качества этого временного варианта покрытия, которое потом можно использовать, как основание под бетонный пол, выполняемый в качестве постоянной основы.

Тротуарная плитка

Укладка плитки потребует от вас финансовых затрат

Пол в гараже своими руками можно выполнить из тротуарной плитки или брусчатки, являющейся одним из вариантов земляного пола. В качестве основания используется конструкция из песка и щебня, описанная выше. Конечно этот вариант более практичный и функциональный, чем земляной пол, но требует больших финансовых и трудовых затрат.

В период эксплуатации тротуарная плитка будет проседать в отдельных местах в результате неравномерной нагрузки. Там, где происходит движение, будет образовываться колея, в местах стоянки просадки будут еще больше.

Кроме того, швы между плиткой забьются грязью, которую невозможно очистить. Горюче-смазочные материалы сквозь швы будут не только попадать в основание и портить используемый строительный материал, но и нарушать экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку конкретной территории.

Поэтому использование такого варианта на долгосрочной основе крайне не практично и не целесообразно. Единственный положительный момент — это, когда не ясно, чем покрыть пол в гараже, устройство такого пола из имеющегося в наличии вторичного материала в виде бывших в употреблении кирпичей, тротуарных и бетонных плиток, на приобретение которых не нужно тратить деньги.

Деревянный

Пол для гаража выполненный из деревянных конструкций обладает высокой экологичностью, хорошими теплоизоляционными качествами, устойчивостью к воздействию химических составов, а также имеет приятный эстетический вид.

Деревянные полы устраивают по лагам, которые в свою очередь опираются на отдельно стоящие кирпичные или бетонные столбики или на бетонную стяжку, выполненную по всей площади гаража.

Деревянные полы укладывают на лаги

При выполнении работ по первому варианту расход дерева будет больше, так как лаги в этом случае необходимо применять из деревянных изделий большего сечения, которые в этом случае выполняют функцию несущих балок.

При устройстве деревянных полов по стяжке лаги выполняют функцию только выравнивающего каркаса, передающего всю нагрузку на бетонное основание. Поэтому в этом случае их сечение намного меньше, так как определяется лишь удобством крепления вышележащего покрытия.

Несмотря на все положительные качества и возможность выполнить деревянный пол в гараже своими руками, этот вариант не пользуется популярностью у автовладельцев, так как срок службы его ограничен 5 годами, в течение которых он приходит в негодность.

Бетонные полы

Устройство бетонного пола в гараже – самый практичный, надежный и долговечный вариант, который дает ответ на вопрос, из чего сделать пол в гараже.

Технология выполнения бетонного пола несложная и состоит из нескольких этапов работ:

  1. Устройство основания.
  2. Устройство гидроизоляции.
  3. Утепление.
  4. Армирование.
  5. Бетонирование.

Перед началом работ необходимо выяснить уровень грунтовых вод в месте нахождения гаража. Если они расположены высоко и могут повредить основание или саму бетонную конструкцию, то вокруг гаража нужно выполнить дренаж, который защитит сооружение от воздействия грунтовых вод.

Устройство основания

Пол в гараже лучше делать бетонным, но до заливки бетона необходимо выполнить подготовительные работы, от качества которых во многом зависит качество всей бетонной плиты, в первую очередь – это устройство основания. О том, как сделать бетонное покрытие в ангаре смотрите в этом видео:

Процесс устройства основания, который состоит из выполнения работ по созданию песчаного и щебеночного слоев, рассмотрен выше. Необходимо обратить особое внимание на виды грунтов, расположенных под гаражом.

Если это глина, суглинок или другие пучинистые смеси, то они должны быть заменены на песок на уровень ниже глубины промерзания в конкретном районе местности.

При засыпке песка и щебня в основание необходимо послойно тщательно утрамбовывать засыпаемый в конструкцию материал через каждые 15-20 см. Это позволит впоследствии избежать просадок основания и повреждения плиты пола.

Устройство гидроизоляции и утепление

На основание укладывают рубероид, гидроизол или несколько слоев полиэтиленовой пленки. Затем производят утепление плитами пенополистирола толщиной 100 -200 мм, которые защитят от промерзания основание и помогут сократить затраты энергоресурсов на обогрев помещения при минусовых температурах воздуха. На пенополистирол укладывается пленка. Подробнее об изоляции покрытия от влаги смотрите в этом видео:

Гидроизоляционный материал должен заходить на стены до отметки выше уровня планируемого пола на 5-7 см. Соседние полосы гидроизоляционного материала при укладке должны обеспечить перекрытие одним другого, не менее чем на 100 мм.

Армирование
Арматуру связывают проволокой или соединяют сваркой

Следующий этап работ – это устройство армированного каркаса, который выполняется из арматуры периодического профиля диаметром от 10 до 20 мм, определяемой из расчета планируемой нагрузки.

Между собой арматурные стержни соединяются в единую сетку вязальной проволокой. Применение электродуговой сварки не допускается, так как при ее использовании происходит пережигание в месте соединения, которое ослабляет сечение арматуры и соответственно ее прочность на растяжение.

Можно использовать арматурные сетки, изготовленные при помощи контактной сварки, которая производится в автоматическом режиме, не допускающем пережога арматуры.

Шаг арматуры определяется расчетом или ориентировочно по таблице:

Толщина плитыШаг арматуры
1Высота поперечного сечения менее 150 ммНе более 200 мм
2Высота поперечного сечения более 150 ммНе более 400 мм
3При любой толщине плиты, в поперечном и продольном направленияхНе более 500 мм

Нижняя и верхняя сетки каркаса соединяются между собой монтажной арматурой диаметром 6 мм.

Между нижней сеткой и основанием должен остаться зазор в 40 мм для обеспечения защитного слоя бетонной плиты. Для выполнения этого требования под нижнюю сетку подкладывают пластиковые или бетонные подставки.

Если защитный слой не будет выполнен, то появляется возможность воздействия на арматуру влаги и появления процесса коррозийного повреждения, а затем и разрушения всей бетонной конструкции.

Между стенами и арматурным каркасом прокладывается пенопласт, пенополистирол или другой утеплитель для создания компенсационного шва. Он обеспечивает свободное движение плиты при температурных расширениях и деформационных изменениях.

При отсутствии такового возможно возникновение дополнительных напряжений, в результате которых могут разрушиться или частично потерять несущую способность плита и стена, обеспечивающих целостность и геометрическую неизменяемость всей конструкции.

Бетонирование

После устройства арматурного каркаса необходимо выполнить подготовительные работы перед приемкой бетона, обеспечивающие его качественную укладку и благоприятные условия на период схватывания и набора прочности.

Для создания ровной поверхности с уклоном к воротам гаража выставляются маяки.

Уклон необходим для того, чтобы вода из гаража стекала на улицу, а не скапливалась внутри помещения.

Маяки делают из различных металлических и алюминиевых профилей и деревянных реек, также они могут быть изготовлены из бетона или раствора, которые впоследствии необходимо удалить из покрытия, а образовавшиеся штробы – залить бетоном.

Маяки выставляют при помощи нивелира, строительного или водяного уровня так, чтобы они составляли единую плоскость. Подробнее о процессе смотрите в этом видео:

Бетон необходимо укладывать одновременно с подачей

Приемку бетона в подготовленную конструкцию плиты пола лучше производить с миксера при использовании выдвижного лотка. Подача бетонной смеси должна осуществляться с дальней стены гаража с равномерным распределением бетонной смеси небольшими порциями, удобными для разравнивания.

Если распределение бетона не удается выполнить одновременно с подачей, то выгрузку необходимо приостановить, дав возможность обработать бетонную смесь и равномерно распределив ее в конструкции. После этого подачу можно возобновить.

Не стоит сваливать весь бетон в одну или даже в несколько куч, чтобы потом не перекидывать его лопатами или вообще не выдалбливать ломом и отбойным молотком, не успев уложить в конструкцию. Лучше задержать миксер на некоторое время и спокойно принять бетон.

Бетон растягивается правилом по направляющим. Вибрирование производится глубинным вибратором или виброрейкой. Поверхность заглаживается металлической кельмой. После схватывания бетона, когда он сможет выдерживать нагрузку от человека, не оставляя следов, поверхность может быть обработана специальными затирочными машинами.

Уход за бетоном

На жаре бетонный пол нужно поливать водой

После укладки бетона необходимо обеспечить уход за ним. В теплую и жаркую погоду необходимо поливать его водой и укрывать полиэтиленовой пленкой.

При температурах воздуха ниже +5º С поливать бетон не нужно, а необходимо его накрыть пленкой и укрыть утеплителем.

Проектную прочность бетон набирает в течение 28 суток, согласно нормативным документам нагружать его можно после набора 70% проектной прочности. Это происходит через 7 дней при оптимальной температуре +20ºС и поддержании влажности с помощью полива бетона водой.

Варианты покрытия бетонных полов

Клинкерная керамика

После устройства бетонной плиты необходимо выполнить его защитное покрытие, без которого бетон впитывает в себя бензин и масло, растрескивается и разрушается.

Покрываться полы могут только после очистки и обеспыливания. Делаются эти мероприятия в теплом, защищенном от сквозняков помещении. Чем покрыть бетонный пол в гараже, можно понять, рассмотрев используемые для этого следующие материалы:

  • полимерные покрытия;
  • специальная краска;
  • керамогранит;
  • клинкерная керамика;
  • резиновая плитка;
  • плитка ПВХ;
  • рулонное покрытие.

Отделка покрытия для бетонного пола производится владельцем гаража, исходя из его личных предпочтений и финансовых возможностей.

Выполнить пол в гараже своими руками несложно, если изучить их конструктивные особенности и варианты чистовой отделки, а затем применить к выполнению в конкретном помещении.

gurupola.ru

из досок, щебня, керамогранита, гидроизоляция, фото, видео

Из чего лучше сделать пол в гараже? На первый взгляд может показаться, что это лёгкий вопрос, не требующий особого внимания. Ведь нам там не жить, так зачем сильно обременять себя такими проблемами?

Но давайте не будем столь категоричны и рассудим, какие функции должно выполнять такое покрытие.

Фото напольного покрытия в гараже

Требования

  • Повышенная износостойкость. Это обусловлено нагрузкой от автомобиля, возможным перемещением и хранением тяжёлых деталей и ящиков. В жилом доме условия более изнежены.

Нагрузка может быть весьма приличной

  • Ударопрочность. Не бывает такого, чтобы ни разу не упал гаечный ключ, отвёртка или другой металлический инструмент.

Что-то наверняка рано или поздно упадёт

  • Низкая теплопроводность. Уровень обогрева гаража гораздо ниже, чем у жилого помещения, а порой и вовсе отсутствует. Следовательно, полы должны иметь возможность сохранить хоть те крохи тепла, которые есть.
  • Водонепроницаемость. Также по причине слабого отопления может поселиться и сырость, способствующая появлению грибков и гнили. Помочь смогут система проветривания и водоотталкивающие свойства материала.
  • Лёгкость ухода. Деятельность в таких помещениях предполагает возникновение мусора, грязи. Поэтому должна иметься возможность быстрого и простого способа наведения чистоты своими руками.

Надо будет навести уборку

  • Красивый внешний вид. Это просто доставляет эстетическое наслаждение. К тому намного лучше ваш ухоженный любимый автомобиль будет смотреться на фоне радующего глаз покрытия.
  • Доступная цена. Бюджет на обустройство подсобных помещений всегда закладывается меньше, чем в случае с жилыми. Следовательно, и в данном случае хочется сэкономить.

Из всего выше перечисленного следует, что выбирать, из чего сделать полы в гараже, практически так же ответственно и важно, как и в своём собственном доме.

Реализация

Теперь с учётом всех требований, рассмотрим способы реализации задуманного.

При этом учтём, что гидроизоляция пола в гараже обязательна при использовании любых материалов. Преимущественно осуществляется она с помощью полиэтиленовой плёнки толщиной не менее трёх миллиметров путём монтажа её на подготовленное основание.

Бетон

Цементная стяжка

Это весьма распространённый и дешёвый способ. Замешать раствор и залить его не составит большого труда. Но, необходимо учитывать, что такое покрытие будет уязвимо к повышенной влажности, физическим повреждениям и резким температурным скачкам.

Для улучшения показателей следует сначала сделать пол из щебня в гараже, а затем уже на образовавшуюся подушку заливать смесь с добавками пластификаторов для теплого пола.

Плитка

Прочная керамическая плитка

Сразу необходимо сделать оговорку, что обычная плитка из-за своей пористости и хрупкости не подходит для таких эксплуатаций. А вот пол в гараже из керамогранита, будет отлично смотреться внешне, стойко принимать удары падающих деталей и инструментов, отгонять от себя воду и, практически, не пачкаться.

Совет: в целях безопасности рекомендуется использовать для укладки изделия с шероховатой поверхностью. Такое покрытие не будет скользить и значительно сократится возможность получения травмы в результате падения.

При желании, можно даже устранить минус, касающийся теплопроводности, так как у плитки она высокая. Система электрических теплых полов, которая замечательно размещается под такими финишными покрытиями, значительно улучшит тепловые показатели помещения.

Совет: во время монтажа следите за тем, чтобы под керамикой не образовались пустоты. Так как это рано или поздно приведёт к излому изделия.

Дерево

Покрытие из древесины

Пол из досок в гараже  — это эффективно, быстро, просто и экономно. Использование прочных древесных пород для настила и лаг позволяет создать надёжную и долговечную конструкцию с качественной вентиляцией.

К недостаткам стоит отнести наличие щелей между досками, в которые забивается грязь, высокий уровень впитывания масла и неприятных запахов. Для повышения влагоустойчивости можно обработать специальным раствором.

Способы защиты

Любое напольное покрытие для увеличения его эксплуатационного срока можно использовать дополнительные методы защиты.

Инструкция по их применению предлагает следующие варианты:

  • Конструкционные материалы. Их основа – это кварц, гранит и другие подобные вещества, что позволяет им значительно увеличить несущие свойства пола. Подложка из полимеров предают им целостность.

Срок эксплуатации такой защиты измеряется в десятках лет, выдерживая воздействия бытовой химии и шипов зимней резины. Часто используется на СТО.

  • Литой винил. Полиуретан, эпоксидные материалы и вспомогательные добавки смешиваются в одну единую субстанцию. Вместе они образуют качественную двух миллиметровую мембрану на напольной поверхности.

Резиновое защитное покрытие

  • Цинк. Добавление цинка значительно увеличивает долговечность.
  • Эпоксидная краска.  Защищает от грязи, масла, истирания и действия химикатов.

Вывод

К установке пола в своём гараже следует подходить со всей ответственностью. Потому что именно вам там придётся работать, а вашему автомобилю жить. И условия, которые вы создадите, могут, как улучшить ваше времяпровождение и сохранить ваше здоровье вместе с состоянием машины, так и ухудшить.

Материал можно использовать для поставленной цели различный, но при этом желательно понимать его минусы, чтобы вовремя нейтрализовать.

Качественное и удобное покрытие

Видео в этой статье предоставит вам дополнительные полезные сведения. Если вы любите свой автомобиль, сделайте в его обители соответствующее напольное покрытие!

shkolapola.club

Как сделать пол в гараже: варианты покрытия и советы

Вариантов покрытия пола в гараже существует довольно много. Это стало возможным благодаря тому, что можно использовать несколько принципиально разных материалов, при помощи которых обустраивается покрытие. Кроме того, большой выбор сырья обусловлен и тем, что каждый из них используется для своего климата. Также на выбор будет влиять наличие или отсутствие смотровой ямы.

Варианты покрытия

На сегодняшний день имеется два основных фактора, от которых зависит выбор напольного покрытия. Первый фактор — это особенности грунта на строительной площадке, а второй — это климатические условия.

Естественно, что первый и самый простой пол в гараже — это земляной. Площадка выравнивается и утрамбовывается. Естественно, что в этом случае гараж не будет защищен от сырости, холода и т.д. Единственное, что можно добавить, чтобы хоть как-то повысить стойкость к морозу — это нанести еще один слой, поверх земли. В качестве сырья для этого слоя используется глиняный раствор. Он также тщательно утрамбовывается и разравнивается.

Еще один бюджетный вариант пола в гараже — это гравийная подушка. Вместо глиняного раствора на землю насыпаю гравий средней фракции, который увлажняется и утрамбовывается. Метод недорогой, не слишком практичный и не долговечный. Однако он способен решить проблему с высокой влажностью в гараже, что уже неплохо.

Третий способ оборудовать пол в гараже — это залить бетонную стяжку. Данный вариант является наиболее распространенным при строительстве капитального гаража. Этот способ позволит обустроить смотровую яму в помещении, а если фундамент будет заглубленным, то и оборудовать хороший подвал. Вариант довольно надежный и имеет длительный срок эксплуатации, но, естественно, более затратный, чем два предыдущих.

Еще один метод оборудования пола в гараже — это настил древесины по лагам. Основание довольно простое в изготовлении и достаточно удобное в использовании. Однако здесь существенно повышается риск пожара. Если дополнительно обработать древесину защитными составами, то срок службы такого покрытия может превышать десяток лет.

Последний вариант — это кладка плитки или камня. Данный метод подготовки пола является наиболее затратным и сложным в исполнении.

Обустройство простейшего основания

Начать работы с основанием пола в гараже лучше всего с его простейших вариантов, то есть с обустройства земляного и/или гравийного слоя.

  • Первое, что необходимо делать в любом случае, это снимать верхний плодородный слой грунта на 15-60 см, в зависимости от того, какая почва на участке.
  • После этого земля поливается водой и тщательным образом утрамбовывается.
  • Если ничего не предпринять, то в гараже будет высокая влажность, которая будет возникать из-за протекания высоких грунтовых вод. Чтобы снизить этот процент, можно обмазать пол жидким слоем глины. Нанести нужно два-три слоя глины. Однако прежде чем наносить следующий, нужно, чтобы предыдущий полностью высох.
  • Здесь важно добавить, что если стены в гараже влажные, то вариант с укладкой глины исключается. В таком случае на пол в гараже можно укладывать просеянный песок, который не содержит частиц глины. После этого сверху насыпается слой красного обожженного кирпича или же отработанного шлака и тоже утрамбовывается.
  • Еще один вариант, который поможет снизить влажность при наличии обычного земляного пола — это вентиляция. Для этого по углам строения делаются небольшие отверстия.
  • Еще одна бюджетная идея — это укладка старого линолеума на грунт. В помещении станет гораздо суше и теплее, но он будет сильно скользить. Кроме того, сам линолеум должен укладываться с небольшим нахлестом друг на друга, если материал кладется по кускам. Для того чтобы удобнее было заезжать, можно уложить несколько досок под линолеум на въезде в гараж.

Стоит отметить, что на гравийную подушку можно уложить плитку, что будет достаточно хорошо. На земляной пол укладывать такой материал нельзя, так как нужен хороший гидроизоляционный слой.

Работа с плиткой

Для того чтобы успешно уложить плитку на пол для гаража, понадобится больше сил и времени, чем с предыдущим вариантом. Здесь придется гораздо тщательнее проводить трамбовку всех слоев, а потому идеальным вариантом будет аренда вибротрамбовщика, так как проводить все работы вручную будет очень тяжело и гораздо дольше. Каждый пятисантиметровый участок должен быть тщательно обработан. Можно считать, что работа прошла успешно, если после того как человек пройдется по грунту, на нем не останется следов.

Последовательность слоев для укладки плитки на пол в гараже своими руками следующая:

  • Первый слой — песок с толщиной 5 см.
  • Второй слой — это среднефракционный гравий. Толщина слоя — минимум 10 см.
  • Далее идет еще одна песчаная подушка, но уже с толщиной 10 см.
  • Далее для основания потребуется цементная основа или очищенный песок, толщина 5 см.
  • Финишное покрытие из выбранной плитки.

Здесь нужно остановиться несколько подробнее. После того как был уложен первый слой песка, рекомендуется положить один, а лучше два слоя гидроизолирующего материала. В качестве такого материала можно использовать рубероид или, к примеру, толстую полиэтиленовую пленку (300 мкн). Наиболее надежным вариантом будет укладка геотекстиля на пол в гараже своими руками.

Если основание будет иметь два слоя гидроизоляции, то они склеиваются между собой двухсторонним скотчем или спаиваются. Полосы материала укладываются внахлест по 5 см. Каждый стык должен быть дополнительно обработан битумной мастикой.

Когда плитка уже уложена, рекомендуется засыпать все имеющиеся швы смесью из цемента и песка 1:3. Это делается для того, чтобы грязь не забивалась в них. Лишняя смесь сметается с покрытия. После этого швы опрыскиваются водой и оставляются высыхать. Весь цемент, который оказался на плитке сверху, должен быть убран сразу же. Небольшой нюанс — использовать полив из шланга нельзя, так как напор воды будет выбивать смесь из швов, допускается только работа с пульверизатором.

Обустройство деревянного пола

Чем покрыть пол в гараже? Бюджетным и достаточно приемлемым вариантом является древесина. Срок службы этого материала в таких условиях составляет до 20 лет, а если его обрабатывать, то и больше. Последовательность работ при обустройстве такого основания примерно следующая:

  • необходимо снять весь плодородный слой грунта;
  • поверхность утрамбовывается при помощи вибротрамбовщика с увлажнением;
  • далее нужно уложить слой гидроизоляции — подойдет такой материал, как геотекстиль, рубероид, пленка или специальная гидроизоляционная мембрана;
  • сверху на это насыпается слой песка или щебенки толщиной 10 см, который также тщательно утрамбовывается.

Один очень важный нюанс. При обустройстве теплого пола в гараже из древесины, необходимо каждый слой проверять уровнем, чтобы он был идеально ровным. Если гараж достаточно большой, то лучше использовать не обычный строительный уровень, а лазерный.

  • Следующий шаг — это укладка деревянных лаг. Здесь чаще всего используются доски с размерами 50х50 см или 40х40 см. Этот материал нужно обязательно обработать антисептиком или же смолой и антипиреновой пропиткой, которая защитит от гниения и возгорания. Идеальным вариантом в качестве лаг могут выступать железнодорожные шпалы, так как они пропитываются еще на заводе всеми необходимыми составами и будут служить значительно дольше.
  • Чтобы успешно установить деревянный пол в гараже, лаги нужно монтировать в углубления. У стены они фиксируются анкерами или можно использовать гипсовую смесь. Этот вариант будет гораздо быстрее и проще для реализации.
  • Шаг укладки лаг 50-100 см. Идеально будет укладывать их так, чтобы автомобиль при въезде в гараж проходил именно по ним или хотя бы рядом с ними. Кроме того, стоит добавить, что чем больше будет уложено досок, тем меньше будет «гулять» покрытие.
  • Чтобы обеспечить пол в теплом гараже, нужно использовать экструдированный пенополистирол. Толщина листов должна быть не менее 5 см. К тому же этот вариант представляет собой два в одном. Пенополистирол и гидроизоляция и утепление.
  • Если такой материал использовать не хочется, то его можно заменить на гранулированное пеностекло, которое также выполняет две функции сразу.
  • Есть вариант бюджетного утепления пола. Нужно использовать битый кирпич, стекло и керамзит. Однако влагу такое основание все равно будет пропускать.

Бюджетный вариант деревянного пола

Можно сделать покрытие для пола в гараже без утепления. В таком случае можно укладывать лаги на столбики.

  • Грунт выравнивается и уплотняется.
  • Далее делается подушка из гравия, на которую устанавливаются столбики из кирпича. Размер возвышения — два кирпича в ширину и столько же в высоту.
  • Расстояние между каждой опорой — один метр.
  • Кладка кирпичных столбиков осуществляется на цементный раствор, а это значит, что придется ждать, пока он полностью высохнет, прежде чем продолжить работу.
  • Верх опоры покрывается двумя слоями гидроизоляции или же битумной смазкой.
  • Последний этап — выставляются лаги и настилается деревянный пол.

Какие полы в гараже лучше

Еще один вариант основания — это бетонная стяжка. Именно этот вариант по праву считается одним из наилучших. Однако и работа по его созданию требуется гораздо больше сил, времени и средств.

Работы начинаются с подготовки основания для работы. На этом этапе необходимо определиться с высотой пола. Нужно учитывать тот факт, что стяжка должна быть чуть выше, чем порог. Когда с этим шагом все будет готово, можно приступать к вывозу лишней почвы с территории гаража, если она имеется. Следующий шаг — это укладка двух подушек. Первая из щебня с высотой от 30 до 85 см. Зависит этот параметр от типа грунта. Вторая подушка — это просеянный песок. Толщина этого слоя от 15 до 20 см.

Заливка пола в гараже начинается с того, что имеющееся основание тщательно разравнивается, утрамбовывается, поливается водой и снова утрамбовывается. Использовать можно как подручные средства, так и специальное оборудование, если оно имеется. Поверхность должна быть практически идеально ровной. Уклон не должен превышать 5 мм на метр.

После этого можно переходить к обустройству гидроизоляции, утеплению и армированию покрытия. На утрамбованную поверхность укладывают любой подходящий гидроизоляционный материал, к примеру, рубероид. В последнее время очень популярно стало использовать пенополистирол в качестве утеплителя, а потому сверху на рубероид укладывают листы этого сырья толщиной от 5 до 10 см. После этого пенополистирол укрывается пленкой или гидроизоляционной мембраной. Если укладка проходила отдельными участками, то нужно работать внахлест, а все стыки проклеить между собой скотчем.

Армирование участка

Как залить пол в гараже? Чтобы успешно создать бетонное основание, обязательно наличие армированного слоя, чтобы укрепить будущий пол.

Для армирования понадобятся прутья арматуры с диаметром от 8 до 12 мм. Выбирается этот материал в зависимости от того, какая нагрузка будет осуществляться на основание в дальнейшем. Естественно, что если гараж оборудуется для большого количества машин или для грузового транспорта, то толщина арматуры должна быть максимально большой.

Все элементы связываются между собой проволокой. Возможно только такое соединение. Сварка не подходит, так как конструкция должна характеризоваться определенной подвижностью, а сваривание основания исключит эту возможность. В качестве поперечных стоек для каркаса можно использовать арматуру 6 мм. В готовом варианте должна получиться двухслойная сетка, в которой расстояние между прутьями от 5 до 10 см.

Далее нужно знать некоторые условия, по которым определяется толщина бетонного слоя. К примеру, если грунт песчаный, а область характеризуется отсутствием низких температур, то толщина плиты может быть от 25 до 35 мм. А вот в тех областях, где наблюдается низкая температура, а сам по себе грунт считается пучинистым, необходимо, чтобы толщина бетонной стяжки превышала 45 мм.

Также нужно обратить свое внимание на то, чтобы каркас из арматуры был отделен от стен компенсационным зазором. Это пространство понадобится бетонному основанию для свободного расширения или сужения, в зависимости от климатических условий.

Заливка основания

Для того чтобы иметь хорошее основание в гараже, рекомендуется использовать прочный и морозостойкий цемент марки М300 или выше. Если район характеризуется довольно суровыми или сложными климатическими условиями, то необходимо добавить в состав специальные добавки и пластификаторы. Одно из основных требований к готовому бетону — это полностью однородная консистенция. Обеспечить выполнение этого требования вручную будет очень и очень тяжело.

Для решения этой проблемы наиболее оптимальным вариантом стал заказ миксера для размешивания бетонного раствора. Кроме того, делать это практически обязательно, так как заливать бетонную стяжку нужно за раз. Делить этот процесс на несколько частей нельзя, так как в этом случае целостность покрытия будет нарушена в скором времени.

Когда идет процесс заливки смеси, используется правило для разравнивания, а разметкой служат маяки. Именно по ним и нужно ориентироваться. Также важно выгонять абсолютно все пузырьки воздуха, которые будут появляться в бетоне. Основная цель, которая должна преследоваться на этом этапе — это получение сплошной, ровной массы раствора, не имеющей пустоты внутри.

На следующий день после того как было залито основание, его нужно покрыть сплошной ветошью, которая должна смачиваться с внешней стороны каждый день. Пока уровень прочности не достигнет нужной точки, необходимо избегать попадания солнечных лучей на раствор. Полное и окончательное затвердевание бетонной плиты наступит лишь спустя 28 дней после заливки. Только после этого можно приступать к этапу отделки пола, если она необходима.

Резиновые полы

В последнее время популярность набирает резиновый пол для гаража. Он может быть выполнен в двух вариантах. Может использоваться либо резиновая плитка для пола, либо рулонные резиновые полы.

Что касается плитки, то к ее преимуществам можно отнести высокую устойчивость к истиранию, обледенению, воздействию статических и динамических нагрузок. Кроме того, успешно противостоит воздействию химических веществ. Повредить такой материал очень трудно, а потому его использование в качестве напольного покрытия для гаража — это отличная идея. Такой вариант основания укладывается отдельными участками, однако для его монтажа лучше всего звать специалиста. Если сравнивать с рулонными резиновыми полами для гаража, то можно выделить два преимущества:

  • Первое — это легкая замена. Если какой-либо участок все же был поврежден, то его достаточно просто заменить на другой. Если же повредится рулонный пол, то придется заменять целую полосу, а не только отдельный участок.
  • Второе — это укладка. Чтобы успешно уложить такое основание, не потребуется использование специальных клеящих составов, так как сегменты имеют специальные крепления.

Что касается толщины участков, то максимальный показатель 4 см.

Если говорить о рулонах из резины, то стоит отметить, что производят их из уже отслуживших автомобильных шин. Для этого имеются специальные устройства — вулканизаторы барабанного типа. Такое напольное покрытие отличается огромным сроком эксплуатации и высокой прочностью.

Монтаж резинового пола

Начать стоит с укладки модульных плиток. Если большие нагрузки на них не планируются, то можно не приклеивать их к полу, а лишь фиксировать края сегмента. Кроме того, для удобства соединения между собой каждый участок имеет стыковочные выступы. Из-за этого монтаж пола напоминает сборку пазла. После того как несколько участков были объединены между собой, все оставшиеся швы заделывают герметиком. Срок службы правильно собранного покрытия не менее 10 лет. Кроме того, для монтажа этого типа резинового пола нет необходимости в обработке основания, что позволяет сэкономить большое количество времени и сил. К тому же плиты можно устанавливать на черновой пол даже без его предварительного разравнивания.

Что касается монтажа рулонного резинового покрытия, то здесь уже придется поработать и с основанием. Черновой слой основания тщательно грунтуется, после чего покрывается специальной смесью из полиуретанового клея и скипидара. Примерный расход грунтовки — 300 г на м2. Сами резиновые рулоны расстилаются на бетонное основание, после чего им нужно дать отлежаться в течение нескольких дней. К тому же, в отличие от укладки сегментов, использование клея для монтажа необходимо в любом случае, вне зависимости от дальнейших нагрузок.

Последняя технология монтажа резинового пола — это наливное покрытие. Состав, который используется в этом случае, включает в себя каучуковую крошку, краситель и полиуретановый клей. Готовая смесь имеет жидкое состояние. Она равномерно наносится на подготовленное основание согласно инструкции. Наносить такое вещество можно при помощи напыления, что позволяет без труда наносить его не только на горизонтальные, но и на вертикальные, и на наклонные поверхности. Стоит отметить, что стоимость любого из этих трех видов резинового пола достаточно высока, однако это оправдывается надежностью и сроком службы основания.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вопрос о том, как сделать пол в гараже, уже не являтеся такой проблемой, как это было раньше.

fb.ru

Из чего сделать пол в гараже 🚩 Полезные советы

Возводя автомобильный «домик», не все владельцы транспортных средств серьезно относятся к такому его конструктивному элементу, как пол. Совершенно напрасно! Правильно выполненное покрытие пола обеспечит качественное сохранение автомобиля и убережет его от преждевременной коррозии.

Среди обилия материалов, использовать которые можно для изготовления гаражных полов, довольно легко запутаться. Имеются основные критерии того, каким должно быть любое гаражное напольное покрытие:
— огнестойкость и влагостойкость;
— устойчивость перед нефтью и кислотами, бензином, а также иными химическими веществами;
— достаточный период эксплуатации, требуемая устойчивость перед повреждениями механического характера.

Сегодня просто выбрать надежное половое покрытие, поскольку имеется несколько вариантов обустройства гаражного полового покрытия.

Лидером многие годы остается бетонный пол. Подобное покрытие достаточно прочное, оно пригодно для довольно жесткой эксплуатации. При этом такой материал относится к относительно дешевому покрытию. Недостатком следует назвать постоянное наличие пыли, а также возможность проявление пятен грязи на поверхности бетона.

Гораздо дороже обойдется в качестве гаражного пола железобетонная плита. Это можно объяснить тем, что положить самостоятельно, без привлечения рабочей бригады, а также специальной техники, подобную плиту невозможно.

Своей дешевизной некоторых автолюбителей привлекает деревянный настил, однако он быстро разочаровывает кратким эксплуатационным сроком. Прекрасно моется и противостоит влаге керамическая плитка, однако она не способна противостоять ударам.

Самыми современными и надежными сейчас являются полимерные полы. Это наиболее перспективная технология обустройства гаражных полов. Долгая эксплуатация и надежность подобного пола зависит только от хорошей подготовки основания, а также соблюдения технологии устройства покрытия. После испарения воды подобный пол значительно усиливает имеющиеся положительные качества.

Задумываясь о том, какое выбрать покрытие, следует учитывать влияние каждого фактора предстоящей его эксплуатации: наличие химических веществ, возможные нагрузки, движение людей и атмосферное влияние. Любой вариант может сделать гараж функциональным, а также привлекательным.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *