Чем обработать опалубку перед бетонированием – Смазка для опалубки, виды смазки и характеристики

Содержание

Смазка для опалубки, виды смазки и характеристики

Опалубка — это специальная конструкция, помогающая создать конкретную форму фундаменту. Без применения опалубки бетон будет буквально растекаться. После полного высыхания бетонной смеси необходимо отделить доски, являющиеся опалубкой от фундамента, перекрытий или стен. Но сделать это не так просто, так чем смазать опалубку?

 

Для чего используют смазку для опалубки?

Смазка опалубки применяется для уменьшения сцепления фундаментной конструкции с бетоном. Более того смазанная опалубка предотвращает появление на бетоне различных трещин, сколов. Снятие со смазкой значительно облегчается. Если смазка качественная, то она соответствует требованиям.

Бетонная поверхность с использованием смазки и без нее

Требования к смазкам

Масло для опалубки должно отвечать следующим качествам:

  • Не допустимы жирные пятна на бетоне после снятия.
  • Открепление должны быть легким.
  • Должна держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 оС не менее 24 часов.
  • Соответствие требованиям пожарной безопасности.
  • Отсутствие в составе химических веществ опасных для здоровья.
  • Время защиты на вертикальных поверхностях не менее дня.

Разновидности смазок

Различают смазки для демонтажа опалубки фундамента по популярным производителям:

  • Смазка опалубки Эмульсол ЭКС-А.
  • Смазка для опалубки Эмульсол ИМ.
  • АНГРОЛ.

Смазка для опалубки эмульсол особенно популярна в промышленном применении.

В зависимости от того в промышленных целях или в частных используется данное вещество принято классифицировать по объему вещества, так она может быть как 20 литров, так и бочка ЭК до 216 литров.

Различия смазок по составу

Различают несколько видов смазок по составу:

  • На водной основе;
  • С комбинированной основой;
  • С замедляющим застывание бетона веществом.
  • С веществом отталкивающим воду.

Первый тип изготавливают из химических веществ, являющихся инертными к бетону. Они отличаются сравнительно невысокой стоимостью, поэтому не всегда могут эффективно справляться с проблемой.

Второй тип наиболее стойкий. Он не расслаивается в течение недели. Отлично удерживаются на поверхности. Нередко они являются эмульсиями обратного назначения.

В третий тип вводятся такие химические вещества, как меласса или танин. При этом отмечается сложное регулирование процесса схватывания фундамента.

Четвертый тип изготавливается из множества масел, таких как минсоальное или солей кислот жира, а также присутствие смазки для опалубки эмульсола ЭКС. Они создают тонкий слой, который отталкивает воду. При этом могут иметь недостатки, как завышенная стоимость.

Как самостоятельно применить смазку для опалубки, и какой расход?

Нанесение смазки распылителем

Применять смазку может каждый, главное соблюдать последовательность нанесения:

  1. Нанесение должно происходить сразу после того, как была собрана опалубка. Так можно сократить расход вещества.
  2. Уложенный ранее бетон необходимо защитить пленкой или брезентом от попадания масла.
  3. Вещество можно наносить резиновыми кистями или валиками, но тогда увеличится расход. Экономнее будет применять в этих целях распылительный пистолет.
  4. Чтобы слой был ровнее стоит применять пистолет на расстоянии одного метра от досок, возможно применении разных насадок.

Примерный расход смазки

Материал опалубочных щитов

Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность

Нанесение на вертикальную поверхность

распылителем кистьюраспылителем

кистью

Летнее время

Пластмасса, сталь

300

350

400

430

Древесина

320

350

350

420

Зимнее время

Пластмасса, сталь

300

400

350

400

Древесина

300

400

300

350

Примечательно, что расход напрямую зависит от следующих факторов:

  • Способа нанесения. Валиком больше чем кистью. Пистолетом меньше чем кистью.
  • Температуры воздуха. Чем холоднее воздух, тем больше расход.
  • Плотности массы. Чем плотнее, тем больше расход;
  • Количества времени между сборкой конструкции и заливкой бетона.

Смазка для опалубки – это важный этап в строительстве, поэтому важно соблюдать все рекомендации. Надеемся, что статья была полезна для изучения.

24.06.2016

opalubka-expert.ru

Смазка для опалубки: масло, эмульсия, расход средства

Требования к материалу

Очень часто для монтажа опалубки используют строганые пиломатериалы, которые используют в дальнейшем строительстве. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы во время разборки опалубка сохранилась в лучшем виде. Для того чтобы бетон легко отделялся от конструкции, необходимо принимать соответствующие меры, которые позволят успешно использовать ее повторно.

Схема опалубки.

К тому же, при получении поверхности фундамента высокого качества заметно снизятся затраты и расход материалов на отделку.

Для этого на ту часть поверхности, что должна соприкасаться с бетоном, перед началом работы наносят смазку, которая предотвратит сцепление с бетоном.

Если смазать опалубку определенным составом, увеличится ее срок службы в 2-2,5 раза, чем без него, улучшится качество конструкций, которые бетонируют, а также повысится производительность труда. Но при этом к смазочным составам для таких конструкций имеются свои требования:

  1. Смазка не должна оставлять маслянистых пятен на бетоне. Исключение — бетонирование конструкций, которые впоследствии засыпают землей, покрывают гидроизоляцией или облицовкой.
  2. Не должна уменьшать прочность бетона.
  3. Должна соответствовать пожарной безопасности.
  4. Не должна иметь в составе летучие вещества, которые вредны для здоровья.
  5. Должна держаться на вертикальных и наклонных поверхностях при температуре до 30оС и не менее суток.

Вернуться к оглавлению

Способы нанесения и типы составов

Схема устройства фундамента.

Есть 2 типа смазочных составов для опалубки:

  • продукты нефтепереработки;
  • составы химически активного типа.

Обычно для смазывания опалубки используют суспензии (типа вода-мел, глина-масло, цемент-масло-вода) и эмульсии (вода-масло, вода-масло-керосин). Составы готовят в ремонтных мастерских или покупают готовыми. Смазка барьерного типа создает пленку между бетонной смесью и опалубкой, то есть работает, как масло. Для щитовой опалубки, которую используют при возведении железобетонных подземных конструкций, лучшим вариантом будут битумно-керосиновые составы. Получают их, растворяя низкомарочные битумы в керосине. Такие составы подойдут как для пластмассовых, дощатых палуб, так и для металлических. Также для палуб из досок рекомендуются к использованию парафино-соляровые, петролатумно-керосиновые и петролатумно-соляровые смазки.

Смазки химически активного типа содержат:

  • ингибиторы коррозии;
  • жирные кислоты + эмульгаторы;
  • высокоэффективные поверхностно-активные вещества, которые по составу напоминают мыло.

Этот слой не растворяется водой, повышает водостойкость деревянной опалубки и защищает дерево от щелочи, которую содержит бетон.

Устройство бетонной отмостки.

Смазку на опалубку наносят в определенном порядке:

  • прежде всего необходимо очистить поверхность от остатков раствора или бетона;
  • наносят материал на сухую поверхность;
  • наносить ее нужно после сборки формы: это сократит расход смазочного материала и повысит производительность труда;
  • при нанесении необходимо защитить ранее уложенный бетон, арматуру и основание от попадания состава на них. Их укрывают рогожей, брезентом и т. п.
  • на доборы ее наносят кистями или валиком из пористой резины;
  • для более экономного расхода используют распылитель. Сопло нужно располагать на расстоянии 0,8-1 м от опалубки.

То есть для нанесения смазки необходимо иметь:

  • пистолет-распылитель;
  • кисти;
  • валики.

Расход смазки будет зависеть от способа нанесения ее на поверхность, консистенции, температуры воздуха, а также от промежутка времени между укладкой бетона и установкой опалубки. При нанесении распылителей расход будет меньший. Если наносить кистью, расход может достигнуть до 500 г/м2, так как слой получится более толстый и состав будет скапливаться в выбоинах, вмятинах и местах стыков.

moifundament.ru

Смазка для опалубки и фанеры: производители

Виды растворов для обработки опалубочных щитов

Бетонные работы являются неотъемлемой частью любого строительства – будь то возведение многоэтажного монолитного здания или небольшого частного дома. Бетонирование позволяет получить прочную, долговечную и недорогую конструкцию с минимальными затратами времени и сил. Единственный минус данной технологии – необходимость установки и разборки опалубки. Чтобы облегчить процесс демонтажа щитов, используется специальная смазка для опалубки.

Область применения

При произведении бетонных работ очень важно соблюдать технологию заливки. Одно из главных её требований – обязательное уплотнение раствора, чтобы избежать образования внутри монолитной конструкции пустот и раковин, заполненных воздухом. Для этих целей обычно применяют вибратор, либо простукивают опалубку по всей её плоскости. Это позволяет вывести из бетонной массы излишки воздуха, тем самым придав ей нужную плотность и прочность.

Хорошо провибрированный раствор полностью заполняет внутреннее пространство опалубки, включая самые мелкие трещины и неровности. Однако уплотнение бетонной заливки несёт не только плюсы. Главной проблемой, возникающей при этом, является сложность демонтажа опалубки после схватывания бетона: чтобы отделить её, порой приходится прилагать весьма серьёзные усилия.

В самых тяжёлых случаях после снятия щитов опалубка бывает уже не пригодна для дальнейшего использования, а это дополнительные финансовые расходы на закупку материала для новых опалубочных конструкций и затраты времени и сил на их сооружение. Кроме того, при попытках отделить щиты может быть повреждена сама бетонная заливка, ещё не набравшая должную крепость.

Дощатая опалубка

Эта проблема не столь актуальна, если в качестве материала для щитов используется гладкий листовой металл или пластик, но такие заводские конструкции довольно дорогостоящие и в связи с этим используются главным образом крупными организациями, ведущими строительство в промышленных масштабах.

Частные же застройщики используют для создания опалубки различные подручные материалы, в основном щиты из досок и фанеры. Деревянная поверхность, даже хорошо оструганная, имеет множество мелких трещин, зазоров и прочих неровностей, что увеличивает показатель её сцепки с бетоном.

Машинное масло-отработка

Для уменьшения адгезии внутренняя поверхность опалубочных щитов смазывается специальными составами. Смазка создаёт разделительную плёнку между опалубкой и бетоном, что позволяет упростить демонтаж щитов, увеличив сроки их эксплуатации в 2-3 раза.

Одновременно уменьшаются трудозатраты и ускоряется общий ход бетонных работ. Ещё совсем недавно для обработки оснастки широко использовались продукты нефтепереработки: мазут и отработанное машинное масло.

Подобные смазочные материалы не могут гарантировать хорошего результата, кроме того, они не отвечают требованиям экологической безопасности. В настоящее время разработан целый ряд современных средств для обработки опалубки.

Требования к смазочным материалам

Согласно положениям строительных нормативов, смазочные материалы для опалубочных щитов должны отвечать следующим требованиям:

  • Адгезионная смазка не должна оставлять на бетонной поверхности жирных маслянистых пятен. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть проблемы при проведении отделочных работ. На пропитанных нефтяными маслами поверхностях крайне плохо держатся отделочные материалы: штукатурка, шпаклёвка, обмазочная гидроизоляция, клеевые составы и т.д. Удаление же подобных загрязнений — дело довольно хлопотное, требующее значительных усилий и времени.
  • Химический состав смазки должен быть максимально нейтрален. Прежде всего, он не должен оказывать вредного влияния на кожные покровы и дыхательные пути работников, а также техническо-эксплуатационные характеристики бетона.
  • Вещество должно обладать достаточно большой вязкостью и не разжижаться даже при повышенных температурах воздуха. Согласно СНиП, адгезионный состав должен хорошо держаться на гладком щите из листового металла или ламинированной фанеры, нагретом до +30С, в течение суток, не стекая и не испаряясь.
  • Коэффициент омыления не должен быть ниже 7. Такой адгезионный состав сможет успешно противостоять щелочным средам бетонных растворов и создать на поверхности оснастки — будь она из полимеров, металла, досок или фанеры, — тонкую мыльную плёнку, не дающую частицам бетона налипать на внутренние поверхности формы.

Виды смазок

Все антиадгезионные растворы подразделяются на четыре группы в зависимости от их технических свойств и химического состава.

Водные суспензии.

Это один из наиболее доступных по цене вариантов смазок для опалубки. В случае крайней необходимости подобный состав вполне можно приготовить своими руками прямо на строительной площадке. Для этого можно воспользоваться старыми рецептами плотников-бетонщиков. Это могут быть смеси строительного гипса или алебастра с гашёной известью и сульфитным щёлоком, либо смеси глины и любых масел.

Среди более современных антиадгезионных «народных средств» можно назвать раствор керосина с жидким мылом. Все перечисленные смеси после своего приготовления разбавляются водой и в таком виде наносятся на соприкасающуюся с бетоном поверхность форм.

После того как вода высохнет, на опалубке останется тонкая защитная плёнка, не позволяющая цементному раствору налипать на поверхность фанеры, металла или досок.

Однако при использовании таких «рукотворных» адгезионных составов следует учитывать, что образующаяся на щитах плёнка довольно тонка и непрочна, поэтому уплотнять бетон при помощи вибратора следует максимально деликатно, иначе жёсткий бетон может попросту содрать защитный слой смазки.

Такие действия приведут с одной стороны к проблемам с демонтажом оснастки, а с другой — к загрязнению бетона адгезионной смесью и уменьшению его прочностных характеристик.

Составы-гидрофобизаторы

Подобные растворы изготавливаются в заводских условиях из минеральных масел с добавлением поверхностно-активных веществ, повышающих коэффициент омыления. В результате на оснастке образуется защитный слой, предотвращающий её смачивание бетонным раствором.

Эффективность гидрофобизаторов достаточно высока, так же как и их стоимость. Среди их недостатков можно указать использование в качестве основы при их производстве минеральных масел. И если недобросовестный производитель допустит их переизбыток в конечном продукте, высок риск загрязнения бетонной поверхности маслянистыми пятнами.

Составы, замедляющие схватывание

Растворы, создаваемые на основе органических углеводов. Они имеют свойство замедлять схватывание бетона, в результате чего, в местах его соприкосновения с опалубкой он остаётся пластичным и податливым, в то время как его толща уже набрала достаточную прочность. Это облегчает снятие оснастки и её очищение от налипших частиц раствора.

Среди недостатков — неконтролируемость процесса замедления отвердевания. Из-за чего на стыке толщи заливки и тонкого слоя, подвергнувшегося воздействию замедлителей, могут возникнуть внутренние напряжения, трещины и расколы, что не способствует увеличению прочности монолитной конструкции.

Комбинированные

Смазка Эмульсол

Второе название комбинированных смазок — обратные эмульсии. По свидетельству специалистов, обратные эмульсии являются самым оптимальным вариантом. Комбинированные растворы в полной мере отвечают всем требованиям, предъявляемым к адгезионным смазкам.

В состав подобных растворов также вводятся компоненты, замедляющие схватывание бетона и создающие влагооталкивающую плёнку. Однако все их возможные отрицательные воздействия на цементный раствор нивелируются при помощи добавок-пластификаторов.

Комбинированные растворы играют роль не только разделителя бетонного раствора и поверхности опалубочной оснастки, но они способны и улучшать качество бетона, уменьшая размеры пор на его поверхности. Это увеличивает прочность и плотность монолита, что придает ему более высокую влагостойкость.

Чтобы частному застройщику, чаще всего не обладающему специальным инженерно-строительным образованием, было легче разобраться в предлагаемых адгезионных составах, следует рассмотреть эксплуатационно-технические характеристики наиболее популярных из них.

  1. Эмульсол. Создан на основе минеральных масел, может наноситься на поверхность щитов при температуре до -18С. От многих других растворов для смазки опалубки отличается небольшим расходом и лёгкостью нанесения. Выпускается также морозостойкий вариант, «ЭксИМ», который можно применять при температуре воздуха до -35С.
  2. Ангрол. Эмульсия, созданная на водной основе. Отличается абсолютной пожаробезопасностью и отсутствием неприятных запахов, может длительное время храниться на складе без ухудшения технических характеристик. В состав Ангрола вводятся специальные антикоррозийные компоненты, защищающие металлические формы от появления ржавчины.
  3. Тиралюкс. Смазка от германского производителя, в основе которой лежат минеральные масла с добавлением антиморозных добавок. По своей стоимости данный раствор значительно превосходит отечественные аналоги. Впрочем, и технические характеристики Тиралюкса довольно высоки: он надёжно защищает от налипания частиц бетона даже дощатую опалубку.
  4. Агат. Масляный состав, не содержащий воду, абсолютно универсален и может применяться для нанесения на любые материалы опалубочной оснастки. После высыхания бетона и снятия опалубки, Агат не оставляет на его поверхности следов, что позволяет применять его для смазки форм под белые и колерованные цементные растворы.

Способ нанесения

Наносить адгезионные растворы на опалубочные щиты можно различными методами. От способа нанесения зависит расход материала и скорость работы. Самым быстрым и экономичным является обработка опалубки при помощи пистолета-краскопульта. Это даёт возможность минимизировать расход смазки, но при этом возникает проблема с прокрашиванием неровностей, углублений, стыков и трещин.

Во избежание «залипания» оснастки после нанесения антиадгезионной смеси на щиты следует пройти все труднодоступные места малярной кистью.

В отсутствие пистолета можно воспользоваться поролоновым или шерстяным валиком. Это несколько увеличит расход состава, но обработка будет производиться гораздо быстрее, чем малярной кистью, но такой способ больше подходит для относительно гладких поверхностей из металла, пластика и фанеры.

Если же приходится обрабатывать щиты, сколоченные из необструганных досок, то лучше использовать кисть. Такой метод самый трудоёмкий, зато позволяет более тщательно обработать все неровности. При расчёте расхода смазочного состава следует также учитывать материал, из которого сделана оснастка: впитываемость металлических или пластиковых поверхностей гораздо ниже, чем у древесины.

На видео представлена смазка для бетонных форм Эмульсол.

Применение антиадгезионных растворов значительно увеличивает сметную стоимость бетонных работ, но, как показывает практика, не следует жалеть денег на приобретение смазочных составов: их применение поможет сэкономить время, силы и материалы.

kakfundament.ru

виды, назначение и способы нанесения

Выполнение бетонных работ – обязательный этап практически любого строительства. Эта технология используется и при возведении массивных многоэтажных зданий, и небольших частных домов.

Монолитные конструкции позволяют получить прочные и долговечные конструкции с относительно небольшими финансовыми и временными затратами. Для выполнения работ обязательно нужно собирать опалубку, а чтобы форма затем легко отделялась от бетона, применяется специальная смазка для опалубки.

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Требования к смазочным материалам

Какими же качествами должна обладать хорошая смазка для форм опалубки:

  • Нейтральность. Смазка изготавливается основе органических соединений, которые химически нейтральны. Составы не должны вступать в реакцию ни с бетонными смесями, ни с материалами опалубки.

  • Безопасность. Составы не должны быть вредными для здоровья людей, они не должны оказывать негативное воздействие на кожу либо приносить вред при вдыхании.
  • Чистота. Смазки не должны оставлять пятен на отливаемых бетонных конструкциях. Наличие масляных пятен на поверхности монолитных сооружений затрудняет последующую отделку.
  • Вязкость. Смазка должна обладать способностью держаться на щитах и не разжижаться даже при повышенных температурах.

Совет! Согласно требованиям СНиП, смазки, нанесенные на гладкие металлические или фанерные листы, должны продержаться (не стекать, не испаряться) в течение суток при температуре окружающего воздуха +30.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Как наносить смазку

Смазочные составы наносятся на поверхность разными способами, от выбора способа нанесения зависит скорость работы и расход нанесения. Наиболее экономичный способ – это использование краскопульта. Применяется пистолет для покрытия больших и ровных поверхностей, а вот неровности и стыки обрабатываются плохо.

При отсутствии пистолета составы можно наносить обычными валиками для краски и малярными кисточками. Нередко эти два метода комбинируют. Валиком окрашивают ровные поверхности, а углы и стыки – кисточкой.

Итак, смазки, наносимые на внутренние поверхности форм для опалубки, применяют, чтобы облегчить последующий демонтаж. Составы образуют на поверхности защитную пленку, которая предотвращает непосредственный контакт между бетонным раствором и стенками формы. Использование смазочных материалов позволяет продлить срок службы многоразовой опалубки.

ravchan.ru

Смазка для опалубки, виды смазок для опалубки — Стройфора

Смазка для опалубки необходима для возможности отделения опалубки от заливаемой конструкции после твердения бетона. Бетонная смесь обладает свойством подвижности, благодаря которому она заполняет всю форму бетонирования полностью, без зазоров и пустот. И еще бетонная смесь должна сцепиться и «склеиться» с арматурным каркасом, для этого ее и заливают в опалубку. Задача – создать цельную строительную конструкцию — выполнена, только вот съемная деревянная опалубка превратилась в ее оболочку и отодрать ее от бетона можно только отдельными досками. Это в лучшем случае, в худшем – можно повредить бетон при отрыве. Этого не происходит, если палубу обрабатывают одним из видов смазки.

Цель применения смазки для опалубки – уменьшить ее смачиваемость, тем самым адгезию ее поверхности к бетону. Жиросодержащая эмульсия образует на поверхности опалубочных щитов тонкую пленку, сильно снижающую сцепление с бетоном. Причем наносить смазки нужно только на палубу, после ее полной сборки, и не допускать попадания смазки на армокаркас и закладные детали, то есть туда, где высокая адгезия необходима по определению.

У разных материалов характеристики смачиваемости разные – у металла и дерева высокая, у пластиков и текстолита ниже. Но обрабатывать приходится все поверхности, с той разницей, что дерево смазывают перед каждым циклом бетонирования, а пластмассовые оболочки – каждый пятый цикл, по необходимости.

Все смазки обеспечивают опалубке снижение адгезии к цементному раствору и легкий демонтаж. Очистка палуб при этом сводится к минимуму, но главное – бетон конструкции не подвергается механическим воздействиям и не повреждается, даже в возрасте до трех суток. Полученная поверхность монолитной конструкции – гладкая. Бывают случаи, когда опалубку снимают, не дожидаясь полного набора прочности бетона. Основное требование при этом – сохранность монолитного бетона, на этом базируются и требования к смазкам.

Основные требования к смазкам для опалубки

Перечислим требования, предъявляемые к смазочным составам:

  • Смазка не должна оставлять на монолите жировых и масляных пятен. Состав смазки должен обеспечивать снижении адгезии к бетону, но не обладать проникающими свойствами, ведь в этом случае пятна с поверхности невозможно будет удалить без ущерба для конструкции. Обмазочные и лакокрасочные материалы для изоляции и отделки также обладают сцеплением, на этом основаны технологии их применения, и отслойка как гидроизоляции, так и отделочного слоя в местах загрязнений недопустима.
  • Химия смазочных составов не должна вызывать снижения прочности бетона на поверхности контакта с опалубкой.
  • Смазки должны быть достаточно вязкими, чтобы удерживаться тонким слоем на гладких поверхностях деталей опалубки не меньше 24 часов при температурах до +30⁰С.
  • Кислотное число, или число омыления, должно быть 7 и более. На поверхности контакта с цементным раствором, имеющем щелочную реакцию, происходит реакция, нейтрализующая щелочь, в результате получается пленка, на которую не налипает бетон.
  • Смазка должна быть простой в работе и экономичной. Расход смазок зависит не только от их консистенции, но и от материала опалубки и технологии нанесения. Механическое распыление с помощью пистолета экономит не только трудозатраты, но и смазочную эмульсию от 10 до 30% расхода. Чем ниже температура воздуха, тем толще получается слой смазки. На деревянную опалубку смазки уходит на 10 — 15% больше, чем на металлическую и пластмассовую.

Основные виды смазок для опалубки

  1. Водная суспензия. Эконом-вариант, можно изготовить собственноручно. Рецепты народные – жидкое мыло с керосином, или глиняно-масляный раствор, или суспензия ручного изготовления из гипса и извести, разведенных щелоком. Смеси размешивают и наносят на опалубочные щиты, а затем их просушивают. Тонкий защитный слой после просушки обладает свойством инертности к бетону. Иногда палубы окрашивают еще более простыми «составами» – цементным молоком или известью. Это отличный и недорогой вариант для небольших конструкций, которые будут бетонироваться без виброуплотнения, только штыкованием. Простукивать опалубку, обработанную этими составами, также не стоит. Полученный этими методами защитный слой абсолютно не эластичный, он жесткий и при ударах и вибрации может отслаиваться с опалубки и смешиваться с бетоном зоны контакта, загрязняя и ослабляя прочность поверхности конструкции. Для конструкций, где требуется технология укладки бетона с виброуплотнением, все эти составы применять нельзя.
  2. Гидрофобизаторы. Стоимость этих составов достаточно высокая, и не все безопасны для бетона, некоторые загрязняют поверхность монолита. Но все же эти составы имеют спрос. Несмачиваемая водоотталкивающая пленка образуется за счет входящих с состав данных смазок поверхностно — активных веществ на основе из минерального масла.
  3. Замедляющие схватывание бетона. Основа – органические углеводороды. Замедлители очень эффективно выполняют задачу разделения опалубки и бетона, но применяются нечасто, так как имеют «побочное действие» — иногда трудно контролировать это замедление, реакция зависит от многих факторов, в том числе от температуры. Бетонная поверхность, контактирующая с опалубкой, может в результате этих реакций испытывать внутренние напряжения и получить трещины.
  4. Комбинированная смазка, или обратная эмульсия. Эти виды смазок считают оптимальным вариантом, несмотря на высокую стоимость. В их составе также имеются замедлители схватывания цементного раствора и гидрофобизаторы, но введение пластифицирующих добавок в значительной степени уменьшает их негативное действие. Данные виды смазок служат основной цели – обеспечить гладкость бетонной поверхности и легкое ее отделение от палубы. Дополнительные свойства обратных эмульсий – уменьшение размера и количества пор на поверхности контакта, и как следствие, небольшое увеличение водостойкости.
Краткие характеристики часто используемых смазок для опалубки

Перечисли наиболее популярные смазки для опалубок и опишем их характеристики

Агат

Концентрированный эмульсол, перед нанесением разводится водой и взбалтывается, сам состав безводный, основа – масла. Несомненный плюс состава – после его применения на бетоне не остается никаких следов, что бывает очень важно при отделке и работе с белым и цветным цементом.

Ангрол

Водный состав, долго и безопасно хранится, совершенно негорючий, не боится влаги. Дополнительный плюс – защищает стальную опалубку от коррозии. По стоимости – недешевый.

Эмульсол и эмульсол Экс – А

В основе минеральные масла. Экономичен и легкий в работе, используется на заводах ЖБИ. Преимущество этих смазочных составов – морозостойкость и возможность нанесения при температурах даже минус 30-35⁰С для частной стройки вряд ли актуально, поскольку бетонные работы нечасто ведутся на морозе.

Тиралюкс

Импортная дорогая смазка немецкого производства, сложного состава. Применяется и для зимнего бетонирования, содержит противоморозные добавки. Цена больше чем в три раза превышает отечественные аналоги. Работает отлично, сохраняя фанерную и дощатую палубу при многократном использовании.

stroyfora.ru

Подготовительные работы перед проведением бетонных работ

Перед началом бетонирования конструкции выполняют комплекс работ по подготовке опалубки, арматуры, поверхностей ранее уложенного бетона и основания.

Опалубка. Прежде всего выверяют установленную опалубку. Геометрические размеры проверяют стальным метром или рулеткой; правильность положения вертикальных плоскостей — рамочным отвесом, горизонтальность плоскостей — уровнем или геодезическими инструментами.

Опалубку и поддерживающие леса тщательно осматривают, проверяют надежность установки стоек лесов и клиньев под ними, креплений, отсутствие щелей в опалубке, наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Проверка и осмотр необходимы потому, что опалубка может деформироваться из-за просадки или вспучивания основания (при оттаивании грунта) или из-за усушки и коробления досок. Отклонения от проектных размеров не должны превышать допусков, приведенных в разделе Классификация опалубки.

Щели шириной более 3 мм и отверстия в деревянной опалубке, через которые может просачиваться цементное молоко, заделывают. Щели от 3 до 10 мм проконопачивают скрученной в жгут паклей, а более 10 мм заделывают деревянными рейками. В опалубке балок и невысоких колонн щели до 10 мм промазывают глиняным тестом. Конопатят щели до промывки опалубки, а промазывают глиной после промывки. Щели шириной до 3 мм затягиваются от разбухания досок при промывке опалубки перед укладкой бетонной смеси.

В металлической опалубке щели и отверстия промазывают глиняным тестом или раствором алебастра.

Перед укладкой бетонной смеси опалубку тщательно очищают от мусора и грязи, а затем обязательно увлажняют во избежание отсасывания опалубкой воды из бетонной смеси.

О приемке опалубки ответственных конструкций пролетом более 8 м и предварительно напряженных конструкций составляют акт.

Арматура. Установленные арматурные конструкции перед бетонированием также проверяют, а ответственные конструкции принимают по акту. При этом проверяют местоположение, диаметр и число арматурных стержней, а также расстояния между ними, наличие перевязок и сварных прихваток в местах пересечений стержней. Расстояния между стержнями и допускаемые отклонения должны соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Кроме того, испытывают несколько образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с приемщиком работ.

Расстояние от арматуры до близлежащей поверхности опалубки проверяют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бетонируемой конструкции.

Толщина защитного слоя бетона, мм, для некоторых элементов бетонируемых конструкций следующая (не менее):

Плиты и стены толщиной, см:
до 1010
более 1015
Балки и ребра с диаметром рабочей арматуры до 20 мм и высотой, см:
до 2515
25 и более20
Колонны с рабочей арматурой диаметром до 20 мм20
Балки, колонны и плиты с рабочей арматурой диаметром, мм:
от 20 до 3225
32 и более30
Нижняя арматура монолитных фундаментов:
при наличии подготовки35
при отсутствии подготовки70

Толщину защитного слоя бетона для элементов конструкций, работающих в условиях агрессивной среды, принимают в соответствии с указаниями проекта сооружения. Требуемую толщину такого слоя создают, укладывая под арматуру цементные или бетонные подкладки. Назначение защитного слоя главным образом сводится к предохранению арматуры в конструкциях от коррозии.

Для обеспечения надежного сцепления свежеуложенного бетона с арматурой последнюю очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора пескоструйным аппаратом или проволочными щетками.

Поверхности ранее уложенного бетона. Для прочного соединения ранее уложенного затвердевшего бетона монолитных конструкций и сборных элементов сборно-монолитных конструкций с новым горизонтальные поверхности затвердевшего монолитного бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной смеси очищают от мусора, грязи и цементной пленки. Вертикальные поверхности от цементной пленки очищают в том случае, если это требуется проектом.

Наиболее просто цементную пленку удалить водяной или водновоздушной струей под давлением 3-5 ат или проволочными щетками сразу после окончания схватывания цемента: в жаркое время через 6-8 ч после окончания укладки, в прохладную погоду — через 12-24 ч. Воду из шланга направляют на бетон под углом 40-50°, при этом наконечник шланга должен находиться от поверхности бетона на расстоянии 40-60 см. Струя воды снимает тонкий слой бетона (1-2 см) и обнажает отдельные зерна крупного заполнителя. Если под действием струи снимается слой большей толщины или получаются отдельные выбоины, обработку на 2-4 ч прекращают. Очищать водой поверхности ограждающих конструкций из легкого бетона не разрешается.

Поскольку к моменту обработки водой бетон обладает весьма малой прочностью (2-3 кг/см2), необходимо принимать меры предосторожности, чтобы не повредить его. Рабочий, обрабатывающий горизонтальную поверхность, должен быть в резиновых сапогах. На обрабатываемую поверхность укладывают специальные трапы (доски), по которым рабочий должен передвигаться.

В затвердевшем бетоне (при прочности 15-25 кг/см2) цементную корку счищают механическими металлическими щетками или (при прочности 50-100 кг/см2) с помощью гидропескоструйных аппаратов или механических шарошек и промывают струей воды. Оставшуюся на поверхности монолитного бетона и сборных элементов воду удаляют.

Основание. Перед укладкой бетонной смеси на грунт основание специально подготавливают. С него удаляют все глинистые, растительные, торфянистые и прочие грунты органического происхождения; сухой несвязный грунт слегка увлажняют поливкой. Переборы ниже проектной отметки заполняют песком и тщательно уплотняют. Со скального основания удаляют все выветрившиеся частицы; мелкие трещины заделывают цементным раствором, крупные — заполняют бетоном. Переборы ниже проектных отметок выправляют бетоном низких марок. Перед бетонированием скальное основание очищают от грязи, битума, масел, снега и льда.

О готовности основания под укладку бетона составляют акт.

  1. Бетоноведение
  2. Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
  3. Бетонные работы в зимних условиях
  4. Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
  5. Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
  6. Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
  7. Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке

technology-jbi.ru

Смазка для съемной опалубки

Бочка со смазкой для съемной опалубки

Сегодня съемная металлическая опалубка находит широкое применение при монолитном возведении зданий и архитектурных сооружений самого различного назначения: от жилых домов до производственных цехов. Современные технологии монолитного строительства хорошо зарекомендовали себя с точки зрения скорости, экономичности и качества. Но в условиях современного рынка любой производитель опалубки и, тем более, строительная организация стремятся к постоянному совершенствованию технологий и одновременному снижению себестоимости продукта или услуги.

В вопросах применения строительной съемной опалубки из металла краеугольным камнем является оборачиваемость опалубочного оборудования, то есть, количество циклов заливки бетона, которое можно произвести с помощью одних и тех же комплектов опалубки. Данный вопрос можно эффективно решить путем использования смазок для опалубки.

Строительные смеси, в частности бетон, обладают определенными адгезионными свойствами, другими словами, бетонная смесь при застывании схватывается с сопрягаемыми поверхностями. А так как назначение любой строительной опалубки состоит в удержании бетонной смеси до ее достаточной для разопалубки (демонтажа опалубочной системы) прочности, то металлическая опалубка с фанерной палубой с каждым циклом заливки все больше и больше «страдает» от бетона.

После демонтажа строительной опалубки перед ее очередным использованием палубы должны очищаться от следов предыдущей заливки. Сегодня существует множество технологий очистки опалубки от бетона: от примитивной зачистки наждаком и металлическими щетками до прогрессивной пескоструйной или водометной и даже химической обработки. Но в любом случае при очистке поверхностный слой подвергается механическому воздействию, и с каждой новой заливкой бетона палуба загрязняется все больше и больше.

Более того, по мере износа строительной съемной опалубки ухудшается и качество возводимой бетонной поверхности, что впоследствии ведет к необходимости ее дополнительной отделки.

Еще совсем недавно в качестве разделительной смазки для опалубки использовали отработанное машинное масло, тосол, мазут и др. Сегодня эти «технологии» уже канули в лету, а им на смену пришли более технологичные, экологически чистые и прогрессивные материалы – специальные смазки для съемной опалубки.

Требования, предъявляемые к смазкам для опалубки

Рабочий распыляет смазку на опалубочные щиты

Смазка для съемной опалубки должна обеспечивать легкое отделение опалубочных щитов от строительной смеси и в то же время иметь высокие адгезионные свойства по отношению к материалу палубы.

Опалубочные смазки должны обеспечивать высокое качество поверхностей заливаемых бетонных перекрытий, не провоцировать нарушения их целостности и гладкости: воздушные раковины, вырывы, шелушения и др.

Смазка не должна ухудшать физико-механические характеристики наружных слоев бетона (в местах контакта возможно смешивание строительной смеси со смазочным материалом).

При заливке и последующей разопалубке смазка не должна оставлять на бетонной поверхности масляных следов. В противном случае усложняются последующие отделочные работы. Кроме того, любое масло является «злейшим врагом» бетона, уменьшает его прочность и долговечность.

Смазочные материалы для строительной опалубки должны быть экологически чистыми, не содержать в своем составе опасных или вредных летучих веществ, а также пожароопасных компонентов. Смазка для металлической опалубки не должна провоцировать коррозию.

Виды смазок для строительной опалубки

Опалубка колонн в сборе

  • Сегодня все смазки для съемной опалубки можно разделить на 4-е большие группы:
    • водные суспензии;
    • гидрофобизирующие;
    • замедлители;
    • комбинированные.

Водные суспензии представляют собой растворенные в воде порошкообразные вещества. Эмульсия перед заливкой в строительную опалубку бетона наносится на рабочую поверхность палубы, влага испаряется, и вся поверхность остается покрытой тонким порошковым слоем, который выполняет функцию разделителя строительной смеси и поверхности палубы. В качестве недостатка следует отметить, что водные суспензии легко стираются с опалубки бетоном при вибрационном уплотнении и смешиваются с поверхностными слоями строительной смеси. Такие суспензии в монолитном строительстве применяются достаточно редко.

Б/у щиты для опалубки из алюминия

Гидрофобизирующие смазки для строительной опалубки изготавливаются на основе минсоальных масел, эмульсола или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыла). При обработке палубы смазка создает на ее поверхности тонкую водоотталкивающую пленку из слоя ориентированных молекул. Хотя гидрофобизирующие смазки и распространены, они обладают рядом недостатков, среди которых можно выделить достаточно высокую стоимость, склонность к загрязнению бетонной поверхности и пожарную опасность.

Смазки, замедляющие схватываемость бетона в наружных слоях, изготавливаются на основе танина, мелассы и пр. При использовании таких смазок, строительная смесь, контактирующая с обработанной опалубкой, схватывается медленнее. Недостаток – невозможно регулировать толщину бетона, которая схватывается медленнее.

Самыми эффективными для улучшения качества формируемой бетонной поверхности и продления «жизни» съемной строительной опалубки являются комбинированные смазки – обратные эмульсии. Они одновременно обладают гидрофобизирующими свойствами и замедляют схватывание бетона в поверхностных слоях. Кроме того, в их составе содержатся пластификаторы: сульфитно-дрожжевая барда, мылонафт и пр. Эти модификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют строительную смесь и существенно уменьшают поверхностную пористость.

Конечно, применение смазочных материалов для опалубки добавит новую статью расходов в строительную смету и немного увеличит трудоемкость сооружения опалубочной системы за счет введения дополнительной технологической операции, но, с другой стороны, позволит значительно увеличить оборачиваемость опалубочного оборудования, а, следовательно, и сэкономить.

  • Дополнительные материалы:

www.opalubka-system.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *