Урок трудового обучения «Изготовление ножки табуретки»
«Трубчевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат IV вида»
242220, Брянская обл., г. Трубчевск, ул, Ленина, д. 20. Телефон/факс: 8 (48352) 2-20-29; 2-64-66
эл.почта E-mail: [email protected]
«____»______________2015г. № ______
План – конспект
Урока в 7 классе
по столярному делу на тему:
«Изготовление ножки для табурета»
Учитель трудового обучения: Николаев В.Б.
Трубчевск
2015
Изготовление табуретки
Тема урока: разметка и долбление гнёзд в ножке для табуретки (практическое повторение)
Цель урока: закрепление навыков разметки и долбления несквозных гнёзд;
коррекция моторики на основе упражнений;
воспитание бережного отношения к древесине (материалу)
Оборудование: чертёж, линейка, карандаш, угольник, рейсмус, долото, стамеска, киянка
Ход урока
I. Организационный момент
И вот дружок,
Звенит звонок!
Проверь,
Готов ли ты начать урок?
(Сдача рапорта о готовности к занятию и о причинах отсутствия учащихся)
II. Вводная часть урока
Введение в тему урока
— Прочитайте слова, записанные на доске:
Диван
Кресло
Стул
Табурет
— Как назвать одним словом? Почему?
— Слово «МЕБЕЛЬ»- словарное. (Вывесить на доску)
Обратите внимание, как оно пишется
— Какой из перечисленных предметов мебели по конструкции отличается от всех других? (Табурет, т.к. кресла, диваны, стулья снабжены спинками и подлокотниками, а у табурета их нет)
— Так для чего нужна табуретка?
2. Из истории появления мебели
— Знаете ли вы, на чем сидели люди раньше? (Высказывания детей)
Из истории мы знаем, что древние люди жили в пещерах и сидели на земле или на камнях, на шкурах убитых животных. Другой мебели у них не было.
К мебели относятся те предметы, на которых люди сидят, спят или едят. Поэтому та волчья шкура, на которой в своей пещере спал первобытный человек, может называться его мебелью.
Когда человек изготовил первый грубый ящик, в котором он хранил свои костяные орудия труда, он сделал первый шкаф.
И только с развитием общества, с появлением инструментов из металлов люди стали изготавливать более современную мебель: столы, скамейки, сундуки.
-Теперь люди сидят на удобных диванах, креслах, стульях и табуретках
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы будем выдалбливать гнёзда в ножках табурета
Следует отметить, что работать нужно аккуратно, не портить заготовок, бережно относиться к пиломатериалам, ведь древесина – ценный материал. А лес нужно беречь! Он так много даёт человеку – очищает воздух, даёт много грибов и разных ягод, даёт жильё, тепло. В нём живут дикие животные и птицы. А человек может по халатности бросить спичку или окурок. И вот – пожар! А чтобы на месте гари вырос новый лес, должны пройти многие десятилетия. Например, чтобы черника стала плодоносить после пожара, надо не менее 25 лет. Чтобы сосна была пригодна для пиломатериала, её надо посадить и растить 100 лет. поэтому надо охранять природу: садить деревья и другие растения, как можно меньше портить заготовки.
— Так что же мы должны сделать на этом уроке?
На предыдущем уроке мы изучали соединение разного сечения на шипах с полупотемком, сегодня мы продолжим эту тему и будем учиться выдалбливать несквозные гнезда в ножках табурета
IV. Повторение пройденного
Для достижения цели нам необходимо повторить изученное ранее.
1.)Расскажите правила строгания бруска:
Правила строгания бруска
Выбирают лучшую сторону бруска, строгают её, проверяют линейкой и обозначают лицевым значком.
Строгают вторую лицевую сторону, проверяют линейкой и угольником и обозначают лицевым значком.
Затем рейсмусом размечают ширину бруска и строгают до риски.
2.)Расскажите о технике безопасности при строгании
Техника безопасности при строгании
1.Надежно закреплять заготовку в верстаке
2.Работать рубанком с острозаточенным ножом
3.Не проверять рукой качество обработанной поверхности и остроту лезвия
4.Переодически нужно проверять, чтобы обработанная поверхность не опустилась ниже разметочных линий.
5.При перерывах в работе рубанок нужно класть боком в лоток, лезвием от себя.
3.) Назовите разметочный инструмент
Игра: «Пилим — стучим»
(Левой рукой имитируем пиление, а правой – стучим молотком)
Упражнение для глаз: «Часики» (имитируем глазами часы-ходики),
«Небо — земля» (посмотреть на небо, а потом на землю (пол))
V. Практический показ приёмов изготовления гнезд
1. Анализ чертежа
2. Настройка рейсмусов
3. Разметка длины гнезда
4. Разметка ширины гнезда
5. Приёмы долбления. Техника безопасности.
Техника безопасности при долблении.
Инструмент должен быть целым и исправным.
— ручка без трещин, заусениц;
— стержень крепко держаться в ручке, не погнутый, хорошо заточен ;
2. Деталь надежно закрепить на верстаке;
3. Долотом работать только от себя;
4. Убирать долото в латок верстака;
5. инструментом не баловаться;
6. Передавать долото ручкой от себя
VI. Практическая часть занятия. Долбление гнезд.
VII. Индивидуальная работа. Проверить разметку у учащихся.
VIII. Анализ работ
X. Подведение итогов. Рефлексия.
— Что делали на уроке? Чему учились?
— Что было трудно? Кому было трудно выполнять изделие?
— У кого хорошо получилось изделие?
infourok.ru
План-конспект урока «Изготовление табуретки»
План-конспект урока «Изготовление табуретки»
Тема урока: Угловое серединное соединение на не сквозной шип.
Изделие: табуретка
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Правильное выполнение разметки и долбление не сквозного гнезда. Закрепить навыки по составлению плана работы на изделие, чтения чертежа, технологической карты. Закрепить умения и навыки разметки изделия.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания по планированию работы на изготовляемое изделие.
Коррекционно-развивающие:
корригировать мышление при помощи составления плана работы на изделие,
корригировать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к расходованию материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: образец табуретки, измерительные линейки, таблица «Техника безопасности», чертеж табуретки, технологическая карта изготовления табуретки, заготовки для изготовления деталей табуретки.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителяДеятельность учащихся
Вводный инструктаж.
1 этап
Орг.момент.
Проверка готовности к уроку.
Организация рабочих мест.
2 этап
Повторение пройденного материала
Для чего нужен чертеж при изготовлении вещи?
Что указывается в чертеже?
Более подробным планом является технологическая карта.
Из чего она состоит?
Перечислите разметочный инструмент.
Как называются детали табуретки, которые вы сделали?
Как осуществляется техника безопасности при долблении?
Чтобы узнать какое изделие будем изготавливать и его размеры.
1. Общий вид изделия и его размеры.
2. Чертеж каждой детали с размерами.
3. Спецификация деталей, в которой указывается:
-наименование детали;
-количество данной детали.
Технологическая карта состоит из чертежа и описания процесса изготовления изделия.
— линейка
— рейсмус
— штангенциркуль
-Чтобы выстрогать деталь под заданный размер. Заготовку размечают с помощью рейсмуса.
— Рейсмус состоит из колодки, брусочков, зажима (клина).
В колодке сделаны два отверстия для брусочков и одно отверстие для клина.
Называют детали табуретки
Вспоминают и называют технику безопасности при долблении
3 этап
Актуализация знаний, объявление новой темы
Вводное слово учителя.
На предыдущих уроках вы уже делали похожие соединения деталей, но на сквозной шип. Долбить не сквозное гнездо сложнее, нужно знать глубину гнезда и постоянно ее проверять, чтобы не пробить гнездо насквозь. Сегодня на уроке мы будем изготавливать по чертежу ножку табурета.
4 этапОбъяснение нового материала
Последовательность составления плана работы.
Рассказ учителя:
Спланировать работу — значит продумать, какие материалы и инструменты надо взять для выполнения задания, в какой последовательности следует изготавливать изделие.
Демонстрация табуретки, ее деталей, чтение чертежа.
Составление плана на изготовление изделия.
Изучают образец изготовляемого изделия. Устанавливают размеры по чертежу, чтение технологической карты на изготовление ножки табуретки.
1. Подобрать все необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия.
2.Выполнить разметку
3. Закрепить деталь
5.Сверлить и долбить отверстия.
6.Контроль изделия.
7.Зачистка изделия.
5 этап
Закрепление нового материала.
— Какие погрешности встречаются при долблении?
Пересказывают последовательность составление плана работы на изготовление изделия.
Техника безопасной работы при долблении.
Пересказывают правила ТБ во время работы.
Текущий инструктаж.
6 этап
Выполнение практической части.
Следит за правильностью приемов работы, выполнением требований безопасности труда.
1. По чертежу выполняют разметку,
2.Закрепляют деталь
3. Приступают к долблению.
Заключительный инструктаж.
7 этап
Подведение итогов.
Анализ изготовленной детали. Комментарии, объявление оценок каждому учащемуся.
Учащиеся отчитываются за работу, выполненную на уроке, проверяя правильность изготовления изделия по критериям оценивания.
infourok.ru
Столярное дело конспект урока (изготовление табурета)
Казенное образовательное учреждение Омской области «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Конспект урока
(8 класс)
Тема: ” Изготовление табурета ”
Учитель профессионально-трудового обучения
Мережко Роман Сергеевич
Цели урока:
обучающие:
научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
коррекционная:
развить трудовые навыки и умения учащихся;
развивать воображение, творческий подход к выполнению работы;
развивать умение разбивать задачу на подзадачи;
воспитывающая:
воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам
Инструменты и оборудование:
Наглядные пособия:
технологическая карта,
готовые изделия (табуретки разных конструкций),
заготовки деталей.
Краткий план урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение новой темы.
IV. Практическая часть урока.
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Отчет бригадира, сообщение темы, цели урока.
Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие технологической карты, карандашей, линейки)
Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат
II. Проверка домашнего задания.
Что такое технологический процесс?
Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов.
Что такое технологическая карта?
Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций
III. Объяснение нового материала
С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.
Демонстрация готовых изделий (табуреток)
А какую из табуреток Вы хотите изготовить? ( слайд)
IV. Практическая часть урока
1.Работа с технологической картой( слайды), ориентация в технологической карте.
№
Последовательность операций
Графическое изображение
Инструменты, приспособления
1
Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку
линейка, карандаш, ножовка
2
Обработать заготовки и на станке
фуговальный станок
3
Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке
верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток
4
Разметка и установка заготовки на токарном станке
станок , штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш
5
Вытачивание заготовки по размеру и форме
станок , шаблон, рейер, майзель
6
Шлифовка ножек табуретки
шлифовальная шкурка
7
Разметка и изготовление шиповых гнезд
Сверлильный станок
8
Разметка, распиление, строгание вставок
Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник
9
Изготовление шипового соединения
Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож
10
Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам)
Клей столярный, киянка
11
Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка
Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка
12
Сборка изделия
Верстак, клей столярный, нагель, киянка
2.Практическая работа: подготовка материала, разметка и распиливание.
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.
infourok.ru
Урок по трудовому обучению «Изготовление табуретки»
скачатьУрок по трудовому обучению «Изготовление табуретки»
Цели урока:
обучающие:
-
научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений, -
раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
коррекционная:
-
развить трудовые навыки и умения учащихся; -
развивать воображение, творческий подход к выполнению работы; -
развивать умение разбивать задачу на подзадачи;
воспитывающая:
-
воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям; -
воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам
Инструменты и оборудование:
-
верстак, -
линейка, -
токарный станок, -
карандаш
Наглядные пособия:
-
технологическая карта, -
готовые изделия (табуретки разных конструкций), -
заготовки деталей.
Краткий план урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение новой темы.
IV. Практическая часть урока.
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Отчет бригадира, сообщение темы, цели урока.
Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие технологической карты, карандашей, линейки)
Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат
II. Проверка домашнего задания.
Что такое технологический процесс?
Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов.
-
Что такое технологическая карта?
Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций
III. Объяснение нового материала
С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.
Демонстрация готовых изделий (табуреток)
А какую из табуреток Вы хотите изготовить? ( слайд)
IV. Практическая часть урока
1.Работа с технологической картой( слайды), ориентация в технологической карте.
№ | Последовательность операций | Графическое изображение | Инструменты, приспособления |
1 | Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку | | линейка, карандаш, ножовка |
2 | Обработать заготовки и на станке | | фуговальный станок |
3 | Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке | | верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток |
4 | Разметка и установка заготовки на токарном станке | станок , штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш | |
5 | Вытачивание заготовки по размеру и форме | | станок , шаблон, рейер, майзель |
6 | Шлифовка ножек табуретки | | шлифовальная шкурка |
7 | Разметка и изготовление шиповых гнезд | | Сверлильный станок |
8 | Разметка, распиление, строгание вставок | | Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник |
9 | Изготовление шипового соединения | | Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож |
10 | Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам) | | Клей столярный, киянка |
11 | Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка | | Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка |
12 | Сборка изделия | | Верстак, клей столярный, нагель, киянка |
2.Практическая работа: подготовка материала, разметка и распиливание.
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.
nenuda.ru