Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль на даче
Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля
Особенности укладки тротуарной плитки для возможного проезда и парковки машины связаны с большим весовым воздействием на мощеную поверхность. В связи с этим к ним предъявляются следующие требования, соблюдение которых является обязательным:
- покрытие должно быть устойчивым и не сдвигаться под большим весовым давлением;
- поверхность должна быть ровной и плотной, не имея свободных швов между плитками;
- основание дорожного покрытия необходимо сделать очень плотным, без воздушных пустот между составными частями;
- обязательное наличие водоотводящего дренажного слоя, поскольку вода может повлиять на прочность основания;
- применение тротуарной плитки повышенной прочности и морозостойкости;
- установка бордюрного ограждения из камня.
Для того, чтобы не произошла просадка и разрушение покрытия, необходимо применять технологию устройства усиленного основания и использовать материалы повышенной прочности.
Выбор необходимых материалов
Производители строительных материалов предлагают на рынке клинкерную и вибропрессованную тротуарную плитку. Первый вид материалов отличается яркими насыщенными цветами и разнообразием форм. Плитка, изготовленная методом вибропрессования, более скромна на внешний вид, зато обладает повышенной прочностью и морозостойкостью.
Если вес автомобиля не превышает 1 тонны, то для укладки вполне можно использовать и клинкерную тротуарную плитку. В том случае, когда вес машины свыше 1000 кг, то вам лучше остановить свой выбор на прессованных изделиях. Толщина плитки при этом должна быть не менее 60 мм.
Покупая плитку, попросите продавца показать разрезанный образец из реализуемой партии. Он обязан это сделать, а если отказывается, то просто не покупайте такой товар. Разрез должен иметь однородную плотность и в нем не должно быть никаких посторонних вкраплений. Их наличие говорит о низком качестве материала.
О значении внешнего вида говорить не будем, а вот проверка плитки на истираемость делается просто. Возьмите 2 камня и потрите их друг о друга лицевой стороной. Посмотрите на результат: если поверхности остались прежними, то материал хорош, в противном же случае такую плитку лучше не брать.
Помимо тротуарной плитки, для выполнения работ необходимо приобрести:
- песок, желательно речной, для первичной подложки и опорной подушки под тротуарную плитку;
- щебень с фракцией 20-40 мм для создания дренажного слоя под основание покрытия;
- гравий с фракцией не более 25 мм на более плотное перекрытие дренажного слоя;
- цемент марки М300-М500 для приготовления бетона и формирования цементно-песчаной смеси;
- изолирующий геотекстиль с односторонним направлением пропуска влаги.
Кроме этого, необходимо решить вопрос выбора и приобретения бордюрного камня, которым будет ограждаться проезд и место для стоянки. Его можно изготовить самостоятельно из бетона или купить.
Разметка и земляные работы
Подготовка и разметка с помощью колышков и шнура.Укладка тротуарной плитки под автомобиль начинается с разметки территории, предназначенной для мощения. Ширину дороги следует принять не менее 2,2 метра, а площадь стоянки — по своему усмотрению. Подъезд автомобиля к дому может быть устроен вплотную к пешеходной дорожке. Для обозначения и измерения используют колышки, прочный шнур и рулетку. Расстояние между колышками должно обеспечивать хорошее натяжение шнура.
После этого, в соответствии с размеченными контурами, снимается верхний слой грунта на глубину 30-35 см. Если площадь велика, то имеет смысл нанять для выполнения этой работы экскаватор-погрузчик. Он сможет аккуратно снять плодородный слой и перевезти его к месту складирования или рассыпать в нужном месте.
Схематические варианты оснований под укладку тротуарной плитки.Дно получившейся траншеи следует присыпать песком слоем 2-3 см и хорошо утрамбовать, используя строительную трамбовочную машину или виброплиту. Поверх утрамбованного песка нужно расстелить геотекстиль таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 8-10 см, а боковины были завернуты вверх на 20-25 см.
Этот слой предотвратит прорастание сорняков через основу и сохранит красивый вид покрытия на длительное время. Кроме того, он остановит весной возможный подъем грунтовых вод.
Засыпка дренажного слоя
Трамбовка дренажного слоя из щебня и гравия.По краям проезда и площадки устанавливается бордюрный камень. Высота установки регулируется подсыпкой песка, перемешанного с гравием. Вертикальное закрепление бордюра изнутри осуществляется забиванием упорных колышков, а снаружи — подсыпкой щебня, гравия или песка.
Теперь на текстильное покрытие засыпается слой щебня толщиной 12-15 см и трамбуется. Поверх щебня следует настелить слой гравия, перемешанного с песком в отношении 2:1, для выравнивания поверхности. После этого нужно утрамбовать поверхность и накрыть дренажный слой геотекстилем.
Устройство основания на песчаной подушке
Поверх дренажного слоя насыпается подушка из чистого речного песка толщиной 5-7 см, проливается водой и хорошо трамбуется. Для следующего слоя необходимо приготовить сухую цементно-песчаную смесь в соотношении 1:4 и насыпать основание на песок слоем в 6-7 см.
Схематические изображения вариантов укладки на песок или сухую смесь. Его тоже нужно утрамбовать и выровнять штукатурным правилом по уровню. Для более точного выравнивания можно установить металлические продольные маяки, закрепляя их на насыпных горках из смеси.Укладка тротуарной плитки
Укладка брусчатки на бетон.После подготовки и выравнивания цементно-песчаного основания, укладывается тротуарная плитка под автомобиль. Очень важно, чтобы в период между устройством верхнего слоя и укладкой плитки не выпали осадки. Поверхность, на которую будет уложена брусчатка, должна быть сухой.
Для крайнего ряда тротуарной плитки натяните шнур на соответствующей кладке высоте. Проложите 1 ряд вдоль бордюр и 1 ряд поперек проезда. Теперь начинайте заполнять необходимую площадь, укладывая плитку сегментами по 1 м2, переходя от одного участка к другому поперек проезда.
Постоянно проверяйте расположение плиток по высоте при помощи строительного уровня. Плитки необходимо класть как можно плотнее одну к другой. Выравнивание плиток производится при помощи резинового молотка.
После окончания кладки рассыпьте на поверхности немного сухой цементной смеси и при помощи щетки заполните ею швы между плитками.Завершающие работы
К завершающим работам относят уборку мощеной поверхности и выравнивание уровня прилегающей территории. Через 2-3 дня после укладки полейте поверхность водой. После того, как она просохнет, повторите заполнений швов сухой цементной смесью. Это обеспечит полную герметизацию стыков и исключит проникновение воды под покрытие.
Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль своими руками
Кроме пешеходных зон, существуют и автомобильные дороги. Как правило, это временные и круглосуточные стоянки, заправки, парковочные места, погрузочные терминалы, частные территории. Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль во время устройства такого места играет важную роль.
Помимо стандартного асфальта или бетона, часто используют брусчатку. Правда, площадь такой выкладки будет несколько меньше, нежели в бетонных аналогах, но тем не менее пользуется спросом материал. Но укладка тротуарной плитки под автомобиль чем-то похожа с пешеходной. Отличие первого от второго, кроется в толщине материала, так как вес технического средства намного выше, нежели вес человека.
Что нужно знать о параметрах
При наезде автомобиля на тротуарную плитку на поверхности создается повышенное давление. Стандартный размер пешеходной плитки равен 4 сантиметрам. Этой толщины не хватает, чтобы выдержать вес технического средства. Как минимум нужно 6,0–7,0 см для легкового транспорта, такие правила.
Грузовая техника отличается повышенной массой и для нее нужно минимум 10 см, если не планируется загрузка. В противном случае все 12 см для выдержки 21 тонны чистого веса плюс масса автопоезда. Итого, все 33 тонны.
Советы по обустройству
Перед тем как начинать сооружение тротуарной плитки под машину своими руками, нужно четко знать тип земляного покрытия на выбранном участке. Как показывает практика, наиболее затратные это глиняные участки, наименее – песчаники.
Классический вариант укладки:
- нижний слой – добротно утрамбованная земля;
- фильтрующая ткань – геотекстиль для повышения качества циркуляции в основе;
- первый слой гравия фракции 30–40 мм;
- подушка – песок для укладки плитки. Желательно предварительно немного смочить водой для повышения качества укладки и фиксации;
- непосредственно сама брусчатка узкощелевого типа на стыках;
- песок мелкой фракции для штукатурки;
- непосредственно края опалубки, сделанные из дерева.
Технология укладки тротуарной плитки
Зачастую технология укладки нарушается по той причине, что исполнители игнорируют монтаж геотекстиля, вследствие чего подземные воды проникают в верхние шары и размывают слой за слоем.
Прокладка дороги при периодическом проезде легкового автотранспорта
- тщательно утрамбованный грунт;
- щебень фракции 4,0 см толщиной не менее 200 мм;
- геотекстиль с плотностью 150–170 г/м2;
- сглаживающий слой отсева 6,0 см;
- брусчатка толщиной не менее 6,0 см.
Дорога для грузового транспорта
- утрамбованный грунт;
- песок речной толщиной не менее 25 см;
- геотекстиль плотностью 270 г/м2;
- щебень фракции 7,0 см, толщиной 20 см;
- расклинивающий слой щебня средней фракции 4,0 см, толщиной 10 см;
- геотекстиль плотностью 270 г/м2;
- слой отсева для выравнивания 0,7 метра;
- брусчатка толщиной не менее 10,0 см.
Самостоятельная укладка тротуарной плитки
Этапы:
- тщательная разметка поверхности;
- сравнивание и уплотнение земляного основания;
- монтаж бордюров на подушку;
- засыпка песка, щебня, отсева разных фракций и разной толщины;
- укладка самой брусчатки;
- наполнение стыков песком мелкой фракции;
- трамбовка плиты;
- окончательное наполнение швов песком;
- зачистка от лишнего материала.
Из всех вышеперечисленных этапов, важным принято считать утрамбовку, от этого первичного шага зависит длительность эксплуатации всей конструкции. Разновидности трамбовок существуют от механических и ручных катков до автоматизированных систем и машин.
Как правило, применяется специальная виброплита. Некачественно выполненная трамбовка – появление впадин на брусчатке.
Коэффициенты и толщина
Важно: при проведении расчетов нужно знать, что все показатели указаны уже для утрамбованного материала, но никак не для сыпучего. Чтобы не возникало непонятных ситуаций во время выкладки, при оформлении заказа следует учитывать такие показатели и коэффициенты уплотнения:
- песок – 1,3;
- щебень средней фракции – 1,4;
- отсев – 1,6.
Объемный вес
- песок т/м3 – 1,9;
- щебень мелкой фракции – 1,5;
- отсев мелкой фракции – 1,35.
Например, нужно укладывать 25 см щебня. При оформлении заказа умножаем указанные выше коэффициенты и получаем результат в 3,9 тонны. При меньшем заказе материала иногда не хватает.
Некоторые нюансы при укладке
Часто случается так, что при укладке ФЭМов – фигурных элементов мощения, нужно добавить небольшой кусок, так как целый не влезет. В таких случаях нужно использовать специальный строительный инструмент – болгарка или станок.
Поэтому многие специалисты рекомендуют, чтобы не было таких ситуаций, нужно заблаговременно проводить все расчеты с высокой точностью. Появление доточек – признак непрофессионализма. Укладка плитки должна проводиться от края до края и только цельной брусчаткой. Но не будет лишним такой инвентарь, как подборная лопата, трамбовка, уровень.
После проведения работ нужно аккуратно смести веником остатки песка. Конструкцию слегка смочите водой, дать устояться несколько дней, после чего повторите процедуру полива. Опустевшие стыки и швы наполните цементом, это обеспечит максимальную герметизацию и будет препятствовать проникновению влаги.
Вот такие основные моменты технологии укладки тротуарной плитки под автомобиль своими руками.
Видео по теме: Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль своими руками
технология и требования к поверхности
Так как речь идет не о простой дорожке или площадке возле крыльца, а именно о парковочном месте, значит и требования к этой поверхности будут выдвинуты более серьезные.
Описанная далее технология укладки рассчитана на стоянку легкового автомобиля, более массивные модели транспорта выдвигают иные требования.
Так как на поверхность будет оказываться довольно значительная нагрузка, со временем она может деформироваться. Чтобы этого не случилось хотя бы в ближайшие годы, необходимо позаботиться о достижении следующих условий:
- Устойчивость. Плитка под колесами машины не должна шататься и проседать, элементы покрытия должны находиться на одном уровне.
- Ровная поверхность. Для того чтобы не возникало перекоса нужно заранее выровнять основание, то есть подготовить землю, засыпать подложку и выложить плитку по всем правилам.
- Плотность основания. Для предотвращения проседания нужно проводить работы на заранее утрамбованном плотном грунте. Дополнительные слои подложки также поддаются трамбовке для уплотнения слоя и удаления пустот между мелкими частицами.
- Отток воды. На площадке не должны скапливаться лужи, вода может повлиять на целостность покрытия, а именно деформировать его при наступлении морозов или вымыть песчано-цементную подушку.
- Прочность. Для достижения этого показателя поверхность дополнительно укрепляют по швам, а также трамбуют с помощью вибрации. Подложка позволяет равномерно распределять нагрузку.
- Обновление. Со временем целостность покрытия может нарушаться, песок вымываться, а некоторые плиточки смещаться, поэтому нужно регулярно проводить ремонтные работы и профилактику дефектов.
Необходимо соблюдать технологию укладки для предотвращения деформации поверхности
Особенности материалов
Для того чтобы выложить площадку из тротуарной плитки с целью создания аккуратного парковочного места, нужно уделить особое внимание используемым материалам, для этой цели вам понадобится:
- Песок. Используется для укладки в нескольких слоях: в качестве первичной подложки и для подушки, в которую трамбуется плитка. В идеале следует брать речной песок после промывки с модулем крупности не более 2 миллиметров.
- Щебень. Используется в качестве подложки для обеспечения оттока воды и равномерного распределения нагрузки, фракция в среднем составляет 30-40 мм.
- Гравий. Этот материал укладывается поверх щебня и заполняет более мелкие пустоты. Выполняет практически ту же функцию. Размер крошки не должен превышать 25 мм.
- Цемент. Используется для приготовления бетона с целью укрепить границы участка. Оптимальная марка – М500. Также цемент применяется для укрепления фиксирующего слоя песка.
- Геотекстиль. Это полотно, изготовленное из синтетических нитей повышенной прочности, не поддается гниению и способствует укреплению площадки, повышая её устойчивость к нагрузкам, равномерно распределяет массу, препятствует вымыванию песка.
- Тротуарная плитка. Основной наружный элемент парковочной площадки, должен обладать повышенной прочностью и стойкостью к истиранию, а также термической устойчивостью, особенно к низким температурам.
Тротуарная плитка под автомобиль должна обладать повышенной прочностью
Подготовка территории
Для того чтобы укладка выбранной вами тротуарной плитки под автомобиль соответствовала технологии, необходимо грамотно подготовить поверхность. Для начала определитесь с местом, которое вы можете отвести под парковку машины, четко обозначьте его границы и натяните шнур по периметру.
Для того чтобы площадка приходилась на нужный уровень, слой тротуарной плитки должен располагаться немного выше газона. Чтобы она не смещалась обязательно установите бордюры, желательно не только вкопать их поглубже, но и дополнительно залить бетоном.
Также вам необходимо снять верхний слой грунта и утрамбовать землю. Заранее предусмотрите уклон для оттока воды, в среднем он должен составлять около 5 мм на метр площади, но не более 5% в целом.
Лучше всего отвести сток воды на газон, к клумбе или в сад. Либо же можете соорудить сбоку тротуарной плитки канал для отвода осадков.
Способы укладки тротуарной плитки под автомобиль
Укладка подложки
Чтобы плитка легла ровно и создала устойчивую поверхность, нужно правильно соорудить подложку. Для этого используют целый ряд материалов. Каждый слой обязательно нужно утрамбовать, желательно с помощью специальной техники, а также вывести одинаковой толщины, чтобы не сгладить уклон.
Первым слоем укладывается песок, его толщина должна составлять не менее 10 см. Затем можно укладывать крупные компоненты, но многие мастера рекомендуют уже на этом этапе расстелить геотекстиль, чтобы улучшить прочность будущего наслоения. После этого нужно засыпать на полотно щебень. Сверху равномерно распределяется более мелкий гравий. Для уплотнения используйте трамбовочную машину. Общий слой уже зафиксированного в нормальном положении материала должен составлять около 20 см.
В качестве подложки для тротуарной плитки используют щебень и гравий
После укладки гравия наступает очередь песчано-цементной смеси. Для её приготовления смешайте песок и цемент в пропорциях равных 5:1. Этого будет достаточно для того, чтобы зафиксировать положение тротуарной плитки и предотвратить её смещение под массой автомобиля. Дополнительно под песок можно заложить кладочную сетку.
Монтаж плитки
После того как вы выровняете песок можно приступать непосредственно к процессу укладки тротуарной плитки. Для этого натяните шнур на границе в соответствии с установленной схемой высотой плитки. Монтаж начинайте от себя. Кладите плитку по одной и с помощью резиновой киянки утрамбовывайте её в песок. Следите за уровнем и ровностью рядов, чтобы не нарушить схему раскладки.
После того как вы уложите последний ряд тротуарной плитки, засыпьте поверхность остатками песчано-цементной смеси. С помощью щетки распределите её таким образом, чтобы заполнить все стыки между плиткой, а излишки сметите прочь. Затем залейте площадку водой. После того как масса утрамбуется, повторите процедуру. Так вы получите прочную поверхность и красивую парковку для вашего авто. В дальнейшем регулярно проверяйте состояние покрытия и периодически возобновляйте заполнение стыков таким же методом. Поврежденные элементы старайтесь сразу же заменить, но не повреждая целостность остальной конструкции.
Рекомендуем посмотреть видео:
Самые лучшие посты
Брусчатка для автомобилей: важные нюансы, технология укладки
Брусчатка для автомобилей укладывается на стоянках, парковках, около заправочных станций. Ее можно увидеть у грузовых терминалов, на частных территориях в местах подъезда транспорта. Какими характеристиками должна отличаться брусчатка для автомобилей, какова ее раскладка? Давайте разбираться.
Толщина – крайне важный параметр
Автомобиль, заезжающий на плитку, создает на нее дополнительную нагрузку. И стандартный вариант в 4 см. не подойдет. Поэтому, мастера должны применять для таких целей изделия толщиной от 6 см. Если же дорога будет пролегать в месте частой езды транспорта, то стоит выбирать модели с толщиной от 8 см. Не менее.
Рекомендации по обустройству
Вначале нужно определить тип грунта. Если он песчаный – затраты будут минимальны. Если глинистый – максимальными. Наши сотрудники всегда помогут вам определиться с оптимальным вариантом формирования подушки, и подберут материалы с учетом всех параметров будущей дорожки.
В качестве примера рассмотрим основание для площади, где нечасто будут ездить легковые авто:
- Уплотненная земля;
- Щебень фракциями по 0-35 мм.;
- Геотекстиль плотностью 100-150 г/м. кв.;
- Отсев для выравнивания – 5 см.;
- Брусчатка от 6 см. толщиной.
Если это зона, где будут курсировать грузовые авто, то «пирог» будет таким:
- Уплотненная земля;
- Песок – 25 см.;
- Геотекстиль плотностью 250 г/м. кв.;
- Щебень фракциями по 50-80 мм.;
- Второй слой щебеня фракцяими по 0-35 мм.;
- Второй слой геотекстиля плотностью 250 г/м. кв.;
- Отсев для выравнивания – 7 см.;
- Плитка 8 см. толщиной и более.
Для любых работ лучше брать брусчатку для автомобилей, цена которой немного выше средней. Такой материал будет отличаться качеством, надежностью и прочностью.
Брусчатка для автомобилей: монтаж
Технология укладки «авто-плитки» ничем не отличается от обустройства обычной пешеходной дорожки. Так, мастера:
- Размечают площадь;
- Производят выравнивание и уплотнение поверхности основания;
- Засыпают: песок, отсев, щебень;
- Укладывают брусчатку;
- Заполняют песком швы;
- Выполняют трамбовку;
- Убирают излишки песка.
Тут важно помнить об одном – каждый слой должен быть максимально уплотнен. Поэтому, своими силами выполнить такую работу довольно трудно. Лучше сразу обратитесь в нашу компанию, где работают опытные специалисты.
Укладка тротуарной плитки под автомобиль по технологии
Люди, обустраивающие загородный дом или дачу, сталкиваются с задачей облицовки плиткой дорожек и площадок, рассчитанных не только на движение пешеходов, но и на проезд легкового автотранспорта.
Способы укладки тротуарной плитки под автомобиль
Такие проезды и площадки должны обладать следующими характеристиками:
- Ровность.
- Прочность.
- Долговечность.
- Функциональность.
- Эстетичность.
Поэтому правильно выбрать технологию обустройства таких поверхностей непросто. Одним из вариантов может быть укладка плитки под автомобиль на основание, выполненное с учётом предстоящих эксплуатационных нагрузок. При выборе вида тротуарной плитки правильно будет отдать предпочтение брусчатке. Весь комплекс работ по данной технологии разделим на этапы:
А. Подготовка основания:
- Планировка и разметка.
- Выемка грунта.
- Насыпка и утрамбовка щебневой подушки.
- Монтаж бордюров.
- Армирование и подготовительная стяжка.
Б. Укладка брусчатки и заделка швов.
Подготовка прочного основания – залог успеха
Выполнение работ начинается с обследования территории, на которой будут производиться работы, и освобождения будущей стройплощадки от всего лишнего. Затем нужно приступить к разметке дорожек и площадок, после чего определиться, по каким из них будет двигаться автотранспорт.
Участки территории, на которых намечается сооружение проездов и площадок, должны быть предварительно спланированы. Если площади обустройства значительны, то целесообразно привлечь для выполнения земляных работ трактор, который одновременно произведёт и срезку верхнего слоя грунта толщиной 30-35 см.
Утрамбовка тротуарной плитки проводится только по сухой поверхности
При разметке для обозначения границ дорожек и площадок удобно использовать деревянные колышки, вбитые с шагом в 3 м на прямых участках и с шагом в 1 м на поворотах, в которые сверху вбиты мелкие гвозди для натяжки контрольного шнура.
Дорожки, рассчитанные на проезд легковой автомашины, должны быть в ширину не менее 2,2 м, чтобы можно было безопасно разминуться с пешеходом. Эту цифру нужно увязать ещё и с размером тротуарной плитки, которую планируют стелить.
Желательно, чтобы ширина проезда была кратна размерам брусчатки, что позволит меньше её подрезать. Если на таких дорожках планируется сделать поворот, то радиус кривизны поворота для легковой машины должен быть 6-7 м.
После того как верхний слой грунта снят, следует произвести выравнивание и утрамбовку. Утрамбовку незначительных площадей можно произвести вручную куском бревна подходящих размеров с прибитым поперёк его среза бруском в качестве ручек. Если же трамбовать нужно большую площадь, то целесообразно использовать электрическую виброплиту. Утрамбованные поверхности нужно залить водой. Такая технология утрамбовки обеспечивает дополнительную усадку основания.
Затем подготавливаемую поверхность нужно покрыть слоем щебня фракции 20-40 мм толщиной 15-20 см, разровнять с учётом будущего уклона и также утрамбовать. Вместо щебня при наличии можно использовать битый кирпич подходящей по размеру фракции.
Монтаж бордюров
После окончания утрамбовки нужно приступить к монтажу бордюров (дорожного камня). На проездах и площадках, где будет двигаться транспорт, бордюр должен быть хорошо закреплён во избежание повреждений при случайном наезде автомобиля. Важно! Возвышение бордюра над уровнем тротуарной плитки должно быть не более 14 см, чтобы дорожный камень не мог повредить бампер легкового автомобиля.
Укладка бордюров производится по обеим сторонам проездов и периметру площадок. Из
Тротуарная плитка под автомобиль: технология укладки
Технология укладки тротуарной плитки под легковой автомобиль может пригодиться каждому, у кого есть частный дом или дача. С помощью этого универсального материала можно не только облагородить участок, но и обустроить удобное место для парковки. Давайте рассмотрим, как это сделать в соответствии с основными правилами и требованиями.
Как правило владельцы частных домов обустраивают тротуарной плиткой территорию перед гаражом
Требования к поверхности
Так как речь идет не о простой дорожке или площадке возле крыльца, а именно о парковочном месте, значит и требования к этой поверхности будут выдвинуты более серьезные.
Описанная далее технология укладки рассчитана на стоянку легкового автомобиля, более массивные модели транспорта выдвигают иные требования.
Так как на поверхность будет оказываться довольно значительная нагрузка, со временем она может деформироваться. Чтобы этого не случилось хотя бы в ближайшие годы, необходимо позаботиться о достижении следующих условий:
- Устойчивость. Плитка под колесами машины не должна шататься и проседать, элементы покрытия должны находиться на одном уровне.
- Ровная поверхность. Для того чтобы не возникало перекоса нужно заранее выровнять основание, то есть подготовить землю, засыпать подложку и выложить плитку по всем правилам.
- Плотность основания. Для предотвращения проседания нужно проводить работы на заранее утрамбованном плотном грунте. Дополнительные слои подложки также поддаются трамбовке для уплотнения слоя и удаления пустот между мелкими частицами.
- Отток воды. На площадке не должны скапливаться лужи, вода может повлиять на целостность покрытия, а именно деформировать его при наступлении морозов или вымыть песчано-цементную подушку.
- Прочность. Для достижения этого показателя поверхность дополнительно укрепляют по швам, а также трамбуют с помощью вибрации. Подложка позволяет равномерно распределять нагрузку.
- Обновление. Со временем целостность покрытия может нарушаться, песок вымываться, а некоторые плиточки смещаться, поэтому нужно регулярно проводить ремонтные работы и профилактику дефектов.
Необходимо соблюдать технологию укладки для предотвращения деформации поверхности
Особенности материалов
Для того чтобы выложить площадку из тротуарной плитки с целью создания аккуратного парковочного места, нужно уделить особое внимание используемым материалам, для этой цели вам понадобится:
- Песок. Используется для укладки в нескольких слоях: в качестве первичной подложки и для подушки, в которую трамбуется плитка. В идеале следует брать речной песок после промывки с модулем крупности не более 2 миллиметров.
- Щебень. Используется в качестве подложки для обеспечения оттока воды и равномерного распределения нагрузки, фракция в среднем составляет 30-40 мм.
- Гравий. Этот материал укладывается поверх щебня и заполняет более мелкие пустоты. Выполняет практически ту же функцию. Размер крошки не должен превышать 25 мм.
- Цемент. Используется для приготовления бетона с целью укрепить границы участка. Оптимальная марка – М500. Также цемент применяется для укрепления фиксирующего слоя песка.
- Геотекстиль. Это полотно, изготовленное из синтетических нитей повышенной прочности, не поддается гниению и способствует укреплению площадки, повышая её устойчивость к нагрузкам, равномерно распределяет массу, препятствует вымыванию песка.
- Тротуарная плитка. Основной наружный элемент парковочной площадки, должен обладать повышенной прочностью и стойкостью к истиранию, а также термической устойчивостью, особенно к низким температурам.
Тротуарная плитка под автомобиль должна обладать повышенной прочностью
Подготовка территории
Для того чтобы укладка выбранной вами тротуарной плитки под автомобиль соответствовала технологии, необходимо грамотно подготовить поверхность. Для начала определитесь с местом, которое вы можете отвести под парковку машины, четко обозначьте его границы и натяните шнур по периметру.
Для того чтобы площадка приходилась на нужный уровень, слой тротуарной плитки должен располагаться немного выше газона. Чтобы она не смещалась обязательно установите бордюры, желательно не только вкопать их поглубже, но и дополнительно залить бетоном.
Также вам необходимо снять верхний слой грунта и утрамбовать землю. Заранее предусмотрите уклон для оттока воды, в среднем он должен составлять около 5 мм на метр площади, но не более 5% в целом.
Лучше всего отвести сток воды на газон, к клумбе или в сад. Либо же можете соорудить сбоку тротуарной плитки канал для отвода осадков.
Способы укладки тротуарной плитки под автомобиль
Укладка подложки
Чтобы плитка легла ровно и создала устойчивую поверхность, нужно правильно соорудить подложку. Для этого используют целый ряд материалов. Каждый слой обязательно нужно утрамбовать, желательно с помощью специальной техники, а также вывести одинаковой толщины, чтобы не сгладить уклон.
Первым слоем укладывается песок, его толщина должна составлять не менее 10 см. Затем можно укладывать крупные компоненты, но многие мастера рекомендуют уже на этом этапе расстелить геотекстиль, чтобы улучшить прочность будущего наслоения. После этого нужно засыпать на полотно щебень. Сверху равномерно распределяется более мелкий гравий. Для уплотнения используйте трамбовочную машину. Общий слой уже зафиксированного в нормальном положении материала должен составлять около 20 см.
В качестве подложки для тротуарной плитки используют щебень и гравий
После укладки гравия наступает очередь песчано-цементной смеси. Для её приготовления смешайте песок и цемент в пропорциях равных 5:1. Этого будет достаточно для того, чтобы зафиксировать положение тротуарной плитки и предотвратить её смещение под массой автомобиля. Дополнительно под песок можно заложить кладочную сетку.
Монтаж плитки
После того как вы выровняете песок можно приступать непосредственно к процессу укладки тротуарной плитки. Для этого натяните шнур на границе в соответствии с установленной схемой высотой плитки. Монтаж начинайте от себя. Кладите плитку по одной и с помощью резиновой киянки утрамбовывайте её в песок. Следите за уровнем и ровностью рядов, чтобы не нарушить схему раскладки.
После того как вы уложите последний ряд тротуарной плитки, засыпьте поверхность остатками песчано-цементной смеси. С помощью щетки распределите её таким образом, чтобы заполнить все стыки между плиткой, а излишки сметите прочь. Затем залейте площадку водой. После того как масса утрамбуется, повторите процедуру. Так вы получите прочную поверхность и красивую парковку для вашего авто. В дальнейшем регулярно проверяйте состояние покрытия и периодически возобновляйте заполнение стыков таким же методом. Поврежденные элементы старайтесь сразу же заменить, но не повреждая целостность остальной конструкции.
Больше об автомобилях читайте на сайте https://carextra.ru/
Укладка площадки под машину — 2 способа
Загонять машину в гараж на даче не всегда удобно, а летом еще и лень. Кроме того, к хозяевам могут приехать гости. И в таком случае парковочных мест в гараже на даче уж точно не хватит. Владельцам приусадебных участков, посещающих свои владения только летом, гараж и вовсе не нужен, да и расходы на него немалые. Оставлять автотранспорт на газоне – портить его. Выходом из сложившейся ситуации является площадка для машины на даче своими руками. Она-то и позволит комфортно оставить автомобиль на выходные, да еще защитить от непогоды.
Место для транспортного средства, как сделать
Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом
Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство — жидкий газон AquaGrazz.
Читать далее>>
Способы устройства места для стоянки
Когда идея создать своими руками такую стоянку уже пустила в голове корни, стоит определиться, как она может быть выполнена:
Последние два метода — вещь малонадежная. А вот два первых способа вполне подойдут на даче. Другие методы можно посмотреть в статье строим стоянку под машину. На них стоит остановиться подробно.
Газонная решетка для авто
Независимо от способа выполнения, перед началом работ стоит правильно оценить место под стоянку. Оно должно быть ровным, с низким стоянием грунтовых вод. Желательно определить участок недалеко от въезда, тогда не придется прокладывать длинную подъездную дорогу, делая ее центральным элементом дизайна дачного участка.
Нужно запастись всеми необходимыми инструментами и рассчитать точный размер площадки. Он складывается в среднем из расчета 3 м ширины и 6–7 м длины на одну единицу парковки. Если позволяет территория, можно сделать с небольшим запасом.
Первый способ — устройство площадки методом укладки тротуарной плитки
Работа состоит из следующих этапов:
- Выбор тротуарной плитки для дачи. Она будет испытывать постоянные нагрузки, поэтому должна быть износостойкой. Подойдет плитка, изготовленная методом вибропрессования. Она и морозостойкостью обладает хорошей, за что ей отдельное спасибо. Толщина тротуарной плитки должна быть не менее 40 см.
Укладка слоев площадки из плитки для тротуара
Рассмотрим несколько важных советов по выбору тротуарной плитки для устройства места, отведенного для транспортного средства:
- Если вы решили приобрести вибролитую плитку, вам следует быть особенно внимательными. Разумеется, вибролитая тротуарная плитка яркая, имеет разнообразные насыщенные цвета и прекрасную гладкую поверхность. Всё дело в том, что глянцевый блеск и гладкая поверхность таких изделий могут достигаться двумя способами: при помощи добавления специальных пластификаторов бетона при производстве тротуарной плитки или же при помощи добавления большего количества воды.
- Помните о том, что по-настоящему качественная тротуарная плитка не может стоить дёшево.
- Будьте осторожны при выборе тротуарной плитки, особенно насыщенных цветов. В настоящее время производители предлагают широчайший спектр цветовых решений тротуарной плитки, от белого до всевозможных насыщенных оттенков. Однако получение ярких оттенков возможно только в том случае, если при производстве тротуарной плитки были использованы дорогостоящие пигменты импортного производства.
- Территорию размечают деревянными колышками с бечевкой. Для большей точности можно отметить наружные границы краской. В статье вы можете узнать об основных способах укладки тротуарной плитки у себя на дачном участке.
Готовая стоянка для транспортного средства на даче
- Снимается грунт и земля по всей территории будущих работ, сооружается котлован глубиной 50 см.
- На этом этапе необходимо выставить горизонтальный уровень в две стороны прямоугольника площадки.
- Земля на дне котлована утрамбовывается. Лучше это сделать виброплитой, виброногой и т. п. Однако покупка такой техники только для устройства парковочной зоны не рентабельна. Можно взять ее в краткосрочную аренду, сейчас все больше фирм предлагает такие услуги. Но если не получится, то можно работать и ручной трамбовкой. Только придется приложить много усилий, чтобы выполнить ее своими руками и лучше позвать друзей.
- Если планируются бордюры, устанавливают их.
- Создание подушки из щебня и песка. Подушка имеет три слоя: нижний 30 см высотой укладывается крупным щебнем, затем — 5 см мелкого щебня. Самый верхний слой, толщиной 4 -5 см, из песка крупной фракции.
- Следующим этапом размечают площадку на полосы для удобства работы. Делают это, отмечая расстояние на нитях уровня по 15- 20 см. Это достаточно нудный труд, но он позволяет сделать работу правильно.
- После разметки выравнивают песок по уровню, нить при этом должна возвышаться на 8–10 см над песком. Песок уплотняют.
- Перед началом работы непосредственно с плиткой, ее тщательно осматривают, плитку с браком откладывают для резки.
Еще один тип стоянки — газонное покрытие
- Лучше проводить фиксацию раствором из 6 частей песка и 1 части цемента. Готовят его маленькими порциями, примерно на одну линию, чтобы не случалось его высыхания.
- Раствор распределяют по площади первой линии, выравнивают и утрамбовывают.
- Затем выкладывают плитку. Укладка осуществляется впереди себя, чтобы мастер передвигался по уже готовой плитке. Плитка вдавливается в раствор и простукивается киянкой. Расстояние между плитками должно оставаться примерно 5 мм. Такая укладка осуществляется ряд за рядом, и линия за линией на всем участке.
- Если потребуется ряд резаной тротуарной плитки, его выкладывают в конце работы. Для этого плитку надрезают алмазным диском и разламывают.
- После укладки промежутки между тротуарной плиткой засыпают смесью песка и цемента в той же пропорции, что и для приготовления раствора. Для этого смесь насыпается поверх тротуарной плитки и разметается жестким веником.
На видео внизу подробно описан этот метод:
Второй способ — выполнение бетонной площадки под машину
Бетонную площадку возможно построить только на стабильных почвах, не подверженных перепадам и вспучиванию. Перед началом планировки стоит учитывать, что бетонная площадка должна возвышаться над уровнем почвы примерно на 5 см. Это необходимо для того, чтобы на ней не скапливалась влага, она будет повреждать бетонную стяжку, а зимой в процессе перепадов температур и замерзания воды даже может разорвать ее. Покрытие должно иметь маленький уклон (2–3 см), что также необходимо для защиты от воды.
- Территорию размечают так же, как и в случае с тротуарной плиткой.
- Затем отмеченная территория освобождается от любых предметов. На 10 см вглубь снимается дерн и грунт.
- Устраивается котлован глубиной около 40 см.
- На дне котлована грунт тщательно утрамбовывается.
Как забетонировать своими руками стоянку под автомобильное средство
- По краям котлована устанавливается деревянная опалубка, если не планируется бордюр по краю. Если планируется бордюр, то на этом этапе устанавливают его.
- На подготовленный грунт засыпается песчано-щебневая подушка. Для стойкости покрытия толщина подушки должна быть не менее 20 см.
- Теперь необходимо правильно приготовить раствор. Своими руками он готовится из трех частей песка, трех частей щебня и одной части цемента. Песок для раствора лучше брать намывной, он более чистый и однородный. Значительно облегчит жизнь заказ готового бетона.
- Общая толщина стяжки должна быть не меньше 20 см. Однако залить ее следует поэтапно. Для большей прочности конструкции стоит использовать металлическую арматуру. Первый слой ее укладывается на песчаную подушку. Если арматура состоит из нескольких частей, они должны укладываться внахлест. Затем залить слой бетона в 5 см. Сразу поверх него укладывается еще один слой арматуры и еще 5 см бетона. Так достигают необходимой толщины.
- Оставляют бетонную стяжку на трое суток. Ходить по ней в это время нельзя.
Готовая стоянка для авто на даче
- Когда бетон засохнет, убирают опалубку, если она была, и заделывают отверстия от колышков. С другими особенностями такого важного процесса, как бетонирование площадки под автомобиль, можете узнать в статье.
Площадку можно оснастить навесом. Принцип их исполнения примерно одинаковый. Отличаться будет только материал, из которого она изготовлена. В качестве материала для крыши может быть использован любой материал: металлочерепица, поликарбонат, мягкая кровля, оцинкованный лист и даже природные материалы. Желательно, чтобы крыша над автоплощадкой гармонировала с остальными постройками на участке.
Не рекомендуется делать крышу очень высокой, потому что тогда она теряет свои защитные свойства: ветер, дождь и снег будут легко проникать к машине.
На видео можете посмотреть этот метод устройства площадки под машину:
Автор: С. Розанова
Цены на блочную мостовуюна 2020 год: окончательное руководство
Цены на блочную мощение в Великобритании могут сильно различаться. В этой статье мы рассмотрим все факторы, влияющие на цену, и дадим советы о том, как получить наилучшую сделку за ваши деньги. У нас даже есть информация о том, как выполнить эту работу самостоятельно.
Вот сделка:
Большинство из нас знает, что у мастеров по укладке блоков плохая репутация. В отличие от сантехника, для работы укладчиком блоков не требуется квалификации.Поэтому очень важно быть вооруженными основами на случай, если кто-то попытается вести себя нечестно.
Сначала мы хотим получить три предложения от местных поставщиков. При получении этих предложений мы можем задать любые вопросы, которые могут у нас возникнуть, например:
- Сколько времени потребуется на выполнение?
- Как долго вы в торговле?
- Как давно работаю в этой сфере?
- Что именно включает в себя работа?
Расценки на мощение блоков
Просто нажмите кнопку ниже:
Сравнение котировок могло бы сэкономить вам до 40%:Нажмите, чтобы получить расценки
Продолжайте читать, чтобы узнать, какой будет разумная цена за вашу работу.
Сколько (на самом деле) стоит мощение блоков?
При найме мастеров цены на мощение блоков будут варьироваться в зависимости от региона в стране и дополнительных подготовительных работ, которые могут потребоваться.
Чтобы вы были вооружены и готовы к переговорам с профессионалами, вот средние затраты на укладку блоков в Великобритании (включая НДС):
до 40 кв.м | £ 100 кв метр |
40-100кв метров | £ 85 кв метр |
100+ кв Метров | £ 75 Кв метр |
Географически районы вокруг Лондона будут самыми дорогими.Области снаружи будут очень похожи друг на друга. Вот средняя стоимость блочного покрытия проезжей части площадью 55 м² в разных регионах Великобритании:
Лондон | 4500–5000 фунтов стерлингов |
Юг, Юго-запад и Мидлендс | 4000–4500 фунтов стерлингов |
Внешний регион и Север | 3500–3750 фунтов стерлингов |
Наконец, у нас есть приблизительная разбивка сметной стоимости материала:
Блоки, кромки | £ 950 |
Острый песок | 150 фунтов стерлингов |
Песок сушеный в печи | £ 75 |
3 x пропускает прием на работу | £ 450 |
Дополнительные принадлежности | £ 350 |
Итого (искл.труда) | 2 075 фунтов стерлингов (38 фунтов стерлингов за м²) |
Нажмите, чтобы получить расценки
Средняя стоимость рабочей силы (за пределами Лондона) при строительстве блочной тротуарной плитки составляет 45 фунтов стерлингов за м². Это также покроет накладные расходы и прибыль компании. Если вы пытаетесь реализовать проект самостоятельно, это будет вашей самой большой потенциальной экономией.
Вооружившись этими средними показателями по Великобритании, вы теперь можете с уверенностью взвесить экономию, которую вы получите, сделав это самостоятельно.В противном случае вы можете быстро определить честную сделку от профессионала Quotatis и попросить его завершить ее за вас.
Мощение проезжей части из блоков — одна из самых полезных работ, которые вы можете когда-либо выполнять. Строительство впечатляющей подъездной дороги или тропы будет наполнять вас повседневной гордостью на долгие годы. Хотя одиночный путь — довольно простая работа, он может превратиться в гораздо более крупное домашнее предприятие, если вы решите преодолеть всю подъездную дорожку.
Так какова стоимость профессиональной укладки блоков?
Стоит ли пытаться сэкономить, сделав это самому?
Эти ключевые вопросы рассматриваются в этой обширной статье, а также вы получите отличное понимание процесса, связанных с этим затрат и рекомендаций по поиску квалифицированных специалистов, которые помогут вам.
Нужно ли мне разрешение на планирование?
В соответствии с официальными правилами Великобритании вам не потребуется разрешение на строительство для укладки проницаемой бетонной плитки в вашем саду или на подъездной дорожке.
При использовании водонепроницаемых блоков необходимо дать воде стечь в подходящую дренажную зону, например, лужайку или бордюр. Там, где нет подходящих дренажных зон, вам потребуется разрешение на строительство более 5 м² мощения.
Какие варианты укладки доступны?
Материал, используемый для мощения блоков, — это бетон или глина.В большинстве случаев люди выбирают бетонные блоки из-за меньших затрат и простоты монтажа. Глиняные блоки намного более износостойкие и поощряются Ассоциацией разработчиков кирпича (BDA).
Вот краткое описание характеристик каждого материала для мощения блоков:
Бетон
- Купить дешевле
- Разнообразие форм и фактур
- Точная калибровка
- Доступны блоки различной глубины
- Цвет тускнеет с годами
- Агрегат может обнажиться
- Ожидаемый срок службы 20+ лет
Нажмите, чтобы получить расценки
Глина
- Более жесткая и износостойкая
- Естественный цвет не выцветает
- Брусчатка с рисунком в наличии
Увеличенный срок службы
- Склонен к развитию мха
- Неточная калибровка
- Трудно резать, труднее работать с
- Выше цена за блок
Ограниченная глубина блока
Что конкретно подразумевает работа?
См. Ниже базовую 10-шаговую процедуру, подробно описывающую основные принципы укладки блочной тротуарной плитки.Вы можете следить за этим самостоятельно или использовать его для определения объема работы, связанной с вашим проектом.
- Разметка. Определите точную площадь, которую вы будете укладывать, с помощью маркеров или веревочных линий. Для более крупных проектов очень полезно иметь план строительства прямо сейчас.
- Земляные работы. Вам нужно выкопать всю территорию, подумайте о том, чтобы нанять такую технику, например, экскаватор или экскаватор, для большой дороги. Существующий бетон можно разбить с помощью молоткового дробилки.Вам нужно будет нанять скипы, чтобы избавиться от лишней почвы. Копка должна быть на 200-250 мм ниже предлагаемого уровня дорожного покрытия.
- Дополнительная база . Вам нужно будет распределить, выровнять и уплотнить основание, используя твердый камень или камень для скальпирования. Следует использовать толщину не менее 100 мм, заполняя все пустоты и подходя к предлагаемому профилю для мощения. Настоятельно рекомендуется использовать сверху геомембрану.
- Камни обрезные. Вам понадобится удерживающая кромка для мощения блоков, чтобы блоки оставались на месте.Используйте имеющийся бордюр или выложите кромочный камень своими руками. В идеале они должны быть закреплены на расстоянии 75 мм от бетона.
- Укладочный курс. Разложите и выровняйте песок, затем утрамбуйте с помощью виброплиты. Стяжка создаст прочную основу для ваших блоков, она должна быть гладкой и соответствовать предполагаемому уровню дорожного покрытия. Это должно быть 25-40 мм толщиной.
- Укладка блоков . Плотно прижмите каждый кирпич вместе, пока он ложится в песок. Промежуточные боры образуют небольшие стыки между кирпичами, поскольку они имеют квадратную форму.
- Центровка и резка . Проверьте выравнивание блоков с помощью струнной линии. Кирпичи следует укладывать со стыками внахлест, надрезы по размеру готовых блоков можно делать дисковой фрезой.
- Последние штрихи. При необходимости установите любые лотки и крышки желобов.
- Фугование. Нанесите кистью высушенный в печи песок для швов по всему блоку. Нанесите песок щеткой на все стыки. Не подметая излишки песка, начните вибрировать всю поверхность в течение 10 минут.Покройте всю область, не концентрируясь на каких-либо конкретных областях.
Повторить. Нанесите больше песка для швов на стыки и вибрируйте блоки еще 10 минут. Повторяйте этот цикл до тех пор, пока все стыки не будут заполнены песком.
Ключевое соображение: Убедитесь, что мягкие участки полностью выкопаны. Затем их можно засыпать дополнительным материалом основания. Лучше копать немного глубже, чем недостаточно глубоко.
Нажмите, чтобы получить расценки
Сколько времени нужно на завершение?
Предположим, вы собираетесь поручить команде профессионалов работать подъездной дорожкой в среднем 55 м². Опытные рабочие могут вымостить блок за 4-5 дней.
В первый день они будут использовать небольшую группу рабочих, чтобы завершить начальные работы. Это будет довольно шумный день, если они будут использовать экскаваторы и машины для дробления цемента.
В последующие дни может потребоваться всего 1-2 квалифицированных рабочих для подготовки поверхности и укладки дорожного покрытия. Чтобы выровнять и уплотнить поверхность, они будут использовать виброплиты, которые тоже могут быть немного разрушительными.
Вы можете использовать это как примерное значение, чтобы рассчитать, сколько времени вам может потребоваться, чтобы завершить проект по укладке блоков самостоятельно.
Сравнение котировок могло бы сэкономить вам до 40%:Нажмите, чтобы получить расценки
Стоит ли пытаться блокировать мощение самостоятельно?
Это ключевые факторы, которые следует учитывать перед выполнением этой задачи:
- Уверенность. Вы опытный домашний мастер?
- Навык. Выполняли ли вы подобную работу раньше?
- Время. Можете ли вы уделить время завершению этого проекта?
- Ресурсы. У вас есть инструменты, оборудование? Готовы сдать их в аренду?
Блок мощения требует терпения, немного напряженной работы и это должно быть сделано правильно в первый раз!
Если у вас нет опыта, было бы разумно начать с небольшого участка или простого пути.Таким образом, вы можете ознакомиться с процессом, не вдаваясь в подробности.
Ключом к отличной укладке блоков является тщательная выемка грунта с последующей подготовкой поверхности к твердой и ровной поверхности. Только после этого можно приступать к аккуратной укладке блоков на место.
Дополнительные рекомендации по самостоятельному использованию
Выполнение этой работы самостоятельно не оставляет вам никаких гарантий. Тем не менее, если вы хотите и способны выполнить его на высоком уровне, это не должно вас останавливать.
Несмотря на то, что вы можете значительно сэкономить на трудозатратах, выполняя это самостоятельно, истинные затраты на укладку блоков будут определяться вашим собственным временем. Это просто не та работа, которую можно торопить; это точная работа, требующая тщательной подготовки.
Если работа выполнена плохо, у вас могут быть провалы, где в лучшем случае собирается вода, а в худшем — мешает прохождению пути!
Сравнение котировок могло бы сэкономить вам до 40%:Нажмите, чтобы получить расценки .
Советы по дизайну для проектов ландшафтных асфальтоукладчиков
Введите свой город и штат
город
— Выберите провинцию / штат — Алабама Аляска Аризона Арканзас Калифорния Колорадо Коннектикут Делавэр Округ Колумбия Флорида Грузия Гавайи Айдахо Иллинойс Индиана Айова Канзас Кентукки Луизиана Мэн Мэриленд Массачусетс Мичиган Миннесота Миссисипи Миссури Монтана Небраска Невада Нью-Гемпшир Нью-Джерси Нью-Мексико Нью-Йорк Северная Каролина Северная Дакота Огайо Оклахома Орегон Пенсильвания Род-Айленд Южная Каролина Северная Дакота Теннесси Техас Юта Вермонт Вирджиния Вашингтон западная Вирджиния Висконсин Вайоминг —————- Альберта британская Колумбия Манитоба Новый Брансвик Ньюфаундленд и Лабрадор Новая Шотландия Северо-западные территории Нунавут Онтарио Остров Принца Эдуарда Квебек Саскачеван Юкон .