Звукопоглощение и звукоизоляция – Звукопоглощение и звукоизоляция: в чем разница?

Содержание

Звукопоглощение и звукоизоляция: в чем разница?

Если вы решили улучшить акустический климат в здании или помещении, то первый вопрос, который задаст грамотный специалист, к которому вы обратитесь, – вам нужна звукоизоляция или звукопоглощение? Вы подумаете: «А какая разница?» И будете неправы.

Давайте разберемся, в чем разница.

На улице звук распространяется свободно во всех направлениях, и  звуковое давление снижается с увеличением расстояния. Внутри помещения звуковые волны отражаются от различных поверхностей, отраженный звук накладывается на прямой звук от источника, и сила звука увеличивается. Та часть звуковой энергии, которая отражается от поверхностей, создаёт реверберацию, или отзвук.

Время реверберации является одним из важнейших факторов, определяющих акустический климат помещения. Именно этот фактор оказывает значительное влияние на слышимость и отчетливость речи и звука в помещении.

Реверберация – не враг человеческому слуху. При ее полном отсутствии человек испытывает дискомфорт — звук становится невыразительным. Реверберация с запаздыванием в несколько долей секунды для человека естественна, тогда отраженный сигнал обогащает прямой звук и делает его «сочным». При большом времени запаздывания возникает сильный фоновый шум, гул, эхо, и звук становится неразборчивым.  Типичный пример – объявления на вокзале, когда даже при большом усилии не удаётся разобрать, что говорит диктор.

При возникновении звука в помещении часть звуковой волны преодолевает стены, часть отражается, а часть поглощается материалом препятствий.

Задача звукопоглощения — ликвидация лишних отраженных звуковых волн. Время реверберации зависит от формы и размеров помещения и коэффициента звукопоглощения его поверхностей: увеличивается с ростом объема помещения и уменьшается при увеличении количества звукопоглощающих поверхностей.

Коэффициент звукопоглощения показывает долю звуковой энергии, которая прошла сквозь звукопоглощающий материал и осталась в нем, по отношению к общей энергии звуковой волны. У обычных строительных материалов (кирпич, бетон) коэффициент 0,01 — 0,08. Звукопоглощающие материалы имеют коэффициент близкий к 1.

Таким образом, звукопоглощение важно для улучшения качества звука, когда его источник находится в этом же помещении. Ключевую роль звукопоглощение играет в создании акустического комфорта помещения: четкости и разборчивости звука, адекватной слышимости, отчетливости речи без напряжения голосовых связок.

Со звукоизоляцией ситуация иная.

Она важна для снижения уровня шума, передающегося в помещение из другого помещения или с улицы. Или же для изоляции собственного помещения в связи с чрезмерным шумом именно в нем. То есть когда звуковая энергия передается через препятствие.

В каждом случае применяются разные способы звукоизоляции, но всегда они направлены на уменьшение звуковых волн, возникающих в конструкциях. 

При внешнем шуме нас от его источника отделяют ограждающие конструкции: стены, перекрытия. Возможность ослабления шума зависит от того, насколько ограждающие материалы способны препятствовать прохождению звука. Для усиления этой способности используются звукоизолирующие плиты из стекловолокна или минерального сырья, мягкие резины и эластичные пластмассы.

Для максимальной защиты от внешнего шума желательно изолировать не только перекрытия и стены, но и все окна и двери.  

Изоляция «внешнего мира» от шума в помещении должна включать в себя не только звукоизолирующие материалы для задержки звука, но и звукопоглощающие плиты для уменьшения силы звука в самом помещении. Сочетание этих способов защиты от шума дает максимальный звукоизолирующий эффект.

sbpaneli.ru

Звукоизоляция и звукопоглощение. В чем разница?

Создавая домашнюю или профессиональную студию звукозаписи, следует в обязательном порядке позаботиться об ее звукоизоляции. Это известно всем, но далеко не все понимают, для чего в действительности это делается. Данная статья посвящена рассмотрению истинных причин проведения звукоизоляции звукозаписывающей студии. В ней мы разрушим некоторые заблуждения и мифы.

Прежде всего, давайте определимся со значением терминов «звукоизоляция» и «звукопоглощение». Очень часто термин «звукопоглощение» и термин «звукоизоляции» считают синонимами. Это как раз и есть один из вышеупомянутых мифов.

Звукоизоляция является ограничением звуковой волны. Иными словами, она подразумевает создание барьера, который не давал бы звуку проходить через себя. Это позволяет не допустить распространения звука, извлекающегося, к примеру, в одной комнате, в соседнюю комнату.

Звукопоглощение — это отделка стен помещения с помощью материалов, поглощающих звуковую волну. Звукопоглощение отличается от звукоизоляции главным образом тем, что звукоизоляция удерживает звуковые волны внутри помещения, не выпуская их за его пределы, а звукопоглощение предотвращает отражение звука от стен помещения.

Наибольшее значение для звукозаписывающей студии имеет звукопоглощение, так как звук, отраженный от стен, становится причиной помех при записи, которые негативно сказываются на ее конечном результате.

Однако и звукоизоляцию не стоит недооценивать. Задача звукоизоляции заключается не в том, чтобы обезопасить окружающих от звука, издаваемого инструментами, а в том, чтобы обезопасить запись от этих самых окружающих звуков. На записи может остаться любой шум извне, особенно если вблизи проходит дорога.

_______________________

Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.as-workshop.ru обязательна!

www.as-workshop.ru

Звукоизоляция и звукопоглощение – riwaru

Чем отличается звукоизоляция от звукопоглощения?

Звукоизоляция измеряется в децибелах, термин используется, когда речь идет о снижении громкости исходящего/входящего шума.

Звукопоглощение оценивается расчётом коэффициента поглощения звука и измеряется от 0 до 1 (чем ближе к 1, тем лучше). Звукопоглощающие материалы поглощают звук внутри помещения и гасят, в результате пропадает эхо.

Если вы необходимо избавиться от шума соседей — вам нужны звукоизоляционные материалы. Если же нужно отсутствие эха в помещении – звукопоглощающие.

Как снизить шум соседей сверху/снизу/за стеной? Можно ли избавить их от моего шума?

Звукоизоляция потолка заведомо проигрышный вариант. Максимум можно добиться снижения от 3 до 9 дБ. Договоритесь с соседями и сделайте им звукоизоляцию пола, тогда вы добьётесь снижения до 25-30 дБ!

Звукоизоляция стены зависит от типа стенки. Они или возводимые, или уже существующие (между комнатами и квартирами). Для возводимых стен сразу изготавливайте двойные, независимые каркасы. Чем толще и многослойней стена, тем выше шанс добиться снижения шума до 65 дБ в квартире.

Для существующих стен либо делайте каркас с наполнением звукоизоляционными материалами, но приготовьтесь, что он «съест» 10 см. пространства. Либо, если места мало, закрепите звукоизоляционные панели или рулонный материал непосредственно на стену.

Для звукоизоляции пола укладывайте под стяжку материалы типа TOPSILENT DUO или FONOSTOP BAR. Если нет возможности поднять пол под стяжку на 10 см., то укладывайте звукоизоляционные материалы под напольное покрытие. Учтите, шум в таком случае снизится не больше чем на 10-15 дБ.

Старайтесь чтобы стяжка и напольное покрытие не соприкасались со стенами помещений. «Плавающая» конструкция обеспечивает лучшие звукоизоляционные свойства. И наоборот, если звукоизоляционный слой залезет на стены парой сантиметров, это дополнительно погасит звуковые волны.

Сделали ремонт, о звукоизоляции не думали и теперь слышим шум соседей, как исправить?

К сожалению, вам придется вносить правки в уже сделанный ремонт.

Если необходима звукоизоляция пола, снимите ламинат (или другое чистовое покрытие) и уложите под него звукоизоляционную мембрану FONOSTOP DUO.

Если стены, то как уже говорилось выше, покрытие нужно снимать, делать каркас и приклеивать материал типаTOPSILENT BITEX. Аналогично для потолка.

Какие материалы использовать для звукоизоляции квартиры? Сколько их нужно? Как рассчитать необходимое количество?

Для звукоизоляции квартиры необходим комплексный подход. Собирается конструкция, «сэндвич» из нескольких материалов. Толщина качественной конструкции около 7-10 сантиметров.

Для расчета необходимого количества, пришлите размеры помещения — длину, ширину и высоту, менеджер сделает расчёт и расскажет какие материалы понадобятся.

Какие материалы нужны для студии звукозаписи?

Для студии звукозаписи важны и нужны оба типа материалов — звукоизоляционные и звукопоглощающие. В первую очередь качественный звук в студии достигается за счет использования звукопоглощающих, акустических панелей извспененного меламина или полиуретана с открытыми ячейками. Ячеистая структура материала «гасит» звуковые колебания. Рекомендуем использовать толстые панели до 100 мм, это обеспечит поглощение звука в широком диапазоне частот. В дополнение установите «басовые ловушки» толщиной до 200-230 мм.

Со звукоизоляцией всё просто — больше слоёв и желательно использование двухслойных материалов со свинцовой прослойкой, например, AKUSTIK METAL SLIK.

Как делается монтаж звукоизоляционных и звукопоглощающих материалов?

Проще всего прикрепить звукопоглощающие акустические панели. Берёте клей любого типа и крепите куда нужно. Материал лёгкий и легко схватывается с поверхностью.

Для монтажа звукоизоляционных материалов используется специально предназначенный клеи — OTTOCOLL P270(для пола) и FONOCOLL (для стен и потолка).

promodj.com

Звукоизоляция — это… | Баланс

Звукоизоляция и звукопоглощение

Часто люди путают два диаметрально противоположных понятия.

Звукоизоляция помещения – ослабление звука при его проникновении через ограждение зданий. В более широком смысле – совокупность мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещение извне. Звукоизоляция – свойство конструкции в целом. Если совсем по-простому звукоизоляция делается, чтобы не слышать соседей. (и чтобы соседи не слышали вас – звукоизоляция симметрична относительно ограждения).

Звукоизоляционные (звукоотражающие) материалы – материалы, отражающие шумы, препятствуя дальнейшему распространению звука. Должны быть массивными и непродуваемыми. Чем больше масса таких материалов, тем сложнее падающей волне звука “раскачать” звукоизоляционный материал и продолжить свое распространение.

Примеры: бетон, кирпич, гипсокартон, фанера и специализированные материалы, имеющие большую массу при небольшой толщине.

Понятно, что один кирпич не обладает никакими звукоизолирующими свойствами. Однако стена, выполненная из кирпича, уже является строительной конструкцией, которая обладает звукоизоляцией!

Звукопоглощение в помещении – снижение энергии отражений звуковой волны при взаимодействии с преградой, например со стенами, полом, потолком.

Осуществляется путем рассеивания энергии, ее перехода в тепло, возбуждения вибраций. Думаю всем знакома гулкость комнат в новых квартирах. В пустых помещениях звук, прежде чем поглотиться, успевает многократно отразиться между параллельными поверхностями (стенами, полом и потолком). Поэтому любой возникший звук сопровождается эхом. Некомфортно даже разговаривать, не говоря уже о просмотре фильма или прослушивании музыки! Чтобы убрать эхо, поверхности помещения покрывают материалами, поглощающими или рассеивающие звук. Это увеличивает звукопоглощение, т.е. уменьшает время реверберации RT60 (специальная величина, определяющая скорость затухания звука в помещении). Улучшают ситуацию и обычные предметы интерьера: диван, ковер, шторы, открытые стеллажи. Все они поглощают звук.

Звукопоглощающие материалы – материалы, с открытой пористой структурой (обычно волокнистые). В отличие от звукоизоляционных материалов, отражающих звук, должны поглотить в себя как можно большую часть энергии падающей волны.

Волокна внутри образуют систему сообщающихся пор, заполненных воздухом. При продувании волна звука теряет свою энергию из-за вязкости воздуха, трения волокон друг о друга, потерь на теплопроводность и т.д.

Звукопоглощающие материалы оценивают с помощью безразмерного коэффициента звукопоглощения α, зависящим от частоты звука. Значения коэффициента α могут находиться в диапазоне от 0 до 1 (от полного отражения до полного поглощения).

Примеры: акустическая минвата, акустический поролон.

Вибродемпфирующие материалы —  снижают передачу вибраций, позволяют уменьшить риск возникновения резонансных колебаний различных систем и их элементов, затрудняют прохождение звука от места возбуждения к месту излучения, повысив при этом звукоизолирующую способность всей конструкции. Они должны быть долговечными, «пружинящими» и упругими, чтобы сохранить свои амортизирующие свойства под высоким давлением.

Универсальные (многофункциональные) материалы выполняют сразу несколько функций — одновременно могут быть звукопопоглощающими, звукоизоляционными и вибродемпфирующими. Как правило, такие материалы состоят из комбинации слоев, обладающих разными свойствами.

Зачем вообще делать звукоизоляцию?

Основная задача звукоизоляции квартир – защита от постоянного (ежедневного, ежечасного) шума соседей.

Нас часто спрашивают можно ли защититься в квартире от перфоратора? И да, и нет.

Теоретически убрать шум перфоратора можно, но стоить это будет очень дорого и сама звукоизоляция “съест” очень много места. Дело в том, что перфоратор – это источник ударного шума с экстремально высокой интенсивностью. Поэтому на практике (в рамках разумных толщин звукоизоляционных конструкций и стоимости) говорить про полную изоляцию шума от перфоратора не приходится: шум от него будет сильно приглушен и не будет раздражать, но все-таки слышен.

Шум перфоратора – явление нечастое и его пережить можно: даже в новом доме работы ведутся только в дневное время и только в определенные промежутки времени. А вот соседи живут постоянно! Нельзя запретить их ребенку не плакать, собаке не лаять, а им самим не ходить по полу, не ронять предметы и не смотреть телевизор. Поэтому строительная акустика для себя ставит целью борьбу именно с такими шумами!

Виды шумов

Человеческое ухо воспринимает только тот шум, который передаётся в воздушной среде, т.е. воздушный шум. Однако принято классифицировать шум согласно источникам его происхождения. Шумы, вызывающие раздражение и беспокойство человека, делят на три основные группы:

Воздушный шум — это шум от источника, расположенного непосредственно в воздухе (громкий разговор, музыка, работающий теле/радиоприемник и т.п.)

Конструкционный (структурный) шум. Его источниками могут быть вибрации машин и механизмов, работающий перфоратор или дрель, с помощью которых сверлят отверстия в стенах, в потолке или в полу, удары молотка, падающая или передвигаемая мебель, топот ног по полу, прыгающие на полу дети и т.п. Другими словами, конструкционный шум вызывают источники звука, которые оказывают воздействие на конструкции здания (стены, полы, потолки).

Ударный шум — это разновидность конструкционного шума, производимого на полу непосредственно над помещением (перестановка мебели, стук каблуков, падение тяжелых предметов и т.п.). Необходимо учитывать влияние конструкционного и ударного шумов, поскольку конструкции помещения, по которым распространяются подобные звуковые колебания, являются вторичными источниками воздушного шума во всех прилегающих к ним помещениях.

Приведем конкретный пример разницы между воздушным и ударным шумом:

«Представим себе, что сосед делает отверстие в межквартирной стене с помощью перфоратора. Вы в своей квартире при этом даже разговаривать не сможете. Но если сосед не выключая перфоратор, просто вытащит сверло из отверстия и будет держать в руках все еще работающий прибор, вы, скорее всего ничего не услышите. Исходная энергия перфоратора остается той же, но меняется способ передачи этой энергии от перфоратора к стене. В одном случае это непосредственный контакт, в другом случае энергия рассеивается в воздухе и удельная энергия на единицу площади резко снижается!»

Думаю, что теперь все понимают, что разговоры за стенкой – это воздушный шум, а «слонотопы» сверху – ударный шум.

Механизм проникновения звука через однородную преграду

Под воздействием падающего звука на преграду, последняя начинает колебаться как мембрана. Перенос звуковой энергии через преграду обусловлен по существу тем, что она излучает звук в защищаемое ею помещение.

Амплитуда колебаний крайне мала, но из-за огромной площади поверхности акустическая мощность, излучаемая стеной в помещение значительна.

Излучаемая преградой мощность зависит от амплитуды колебательной скорости. Чем больше масса и чем выше частота колебаний, тем она меньше. Поэтому звукоизоляция любого ограждения растет с массой и частотой.

В чем измеряется звукоизоляция?

Звукоизоляция измеряется в децибелах (дБ).

В строительной акустики введены две величины, определяющие изоляцию ограждений:

Индекс изоляции воздушного шума Rw – величина, служащая для оценки звукоизолирующей способности ограждения по воздушному шуму.

Чем выше значение Rw, тем выше звукоизоляция.

Пример: Железобетонная стена 140 мм дает звукоизоляцию Rw = 50 дБ.

Это означает, что если уровень шума в квартире соседей 80 дБ, к вам в квартиру дойдет 80 — 50 = 30 дБ.

Кстати, уровень шума в 30 дБ в квартире практически не слышим, и считается незаметным фоном.

Индекс приведенного уровня ударного шума Lnw – величина, служащая для оценки изолирующей способности перекрытия относительно ударного шума.

Чем ниже значение Lnw, тем выше звукоизоляция.

Пример: Железобетонная плита перекрытия толщиной 140 мм имеет индекс приведенного уровня ударного шума Lnw = 80 дБ. Согласно СНиП даже в домах категории B (предельно допустимые условия) приведенный уровень шума не должен превышать 60 дБ. Превышение уровня ударного шума составляет 20 дБ!

Важно: Ни одно перекрытие без звукоизоляции не удовлетворяет СНиП. В ходе ремонта под стяжку в обязательном порядке укладываются звукоизоляционные подложки!

Как увеличить звукоизоляцию?

Продуманное планировочное решение.

Старайтесь заранее продумывать назначение помещений внутри квартиры (или частного дома). По возможности старайтесь спланировать расположение комнат так, чтобы шумные помещения не граничили с тихими. Часто в результате перепланировок в многоквартирных домах встречаются ситуации, когда за стенкой спальни оказывается кухня соседей, а сверху/снизу санузлы. В такой случае шумовая нагрузка усиливается и звукоизоляция выйдет дороже.

Если окна выходят на разные стороны дома, желательно, чтобы окна спален смотрели в более тихую сторону (во двор).

Увеличение звукоизоляции существующих поверхностей.

Собственная звукоизоляция – это звукоизоляция, которую дает ограждение

Дополнительная звукоизоляция – это прибавка к значению собственной звукоизоляции изначального ограждения, которую обеспечивает дополнительная конструкция.

Увеличить звукоизоляцию ограждения можно и простым увеличением массы последнего. В строительной акустике есть известный «закон массы», согласно которому удвоение массы однослойного ограждения приводит к увеличению звукоизоляции на 5–6 дБ.

Закон массы. Пример 1.

Допустим, у нас есть оштукатуренная кирпичная стена, толщиной 140 мм (в полкирпича). Индекс собственной звукоизоляции по воздушному шума Rw = 47 дБ.

Многим кажется, что если удвоить ее массу (т.е. пристроить к ней вплотную такую же стенку), то звукоизоляция удвоится и составит 47 + 47 = 94 дБ. Это не так!

По закону массы звукоизоляция такой стены, толщиной в кирпич (270 мм) Rw = 47 + 6 = 53 дБ. Получившаяся стенка стала в два раза толще, а звукоизоляция выросла всего на 6 дБ!

Продолжим и удвоим массу нашей новой стенки: пристроим к ней такую же стену. Теперь наша стена имеет толщину 520 мм (в два кирпича) и звукоизоляцию: Rw = 53 + 6 = 59 дБ.

Толщина первоначальной перегородки увеличилась в 4 раза, а звукоизоляция выросла всего на 12 дБ!

Закон массы. Пример 2.

Обычный лист гипсокартона имеет собственную звукоизоляцию Rw = 28 дБ.

Т.е. если два помещения разделить между собой гипсокартоном и шуметь в одном из них с громкостью 60 дБ, то во втором уровень шума составит 60 — 28 = 32 дБ.

Рассмотрим теперь ситуацию когда между помещениями бетонная стена толщиной 140 мм с собственным индексом звукоизоляции в 50 дБ. Приложим к ней наш лист гипсокартона и измерим звукоизоляцию. Она снова составит 50 + 0 = 50 дБ.

Масса 1 м2 бетонной стены составляет ~300 кг, а масса 1 м2 ГКЛ ~10 кг. Исходя из закона массы в данной ситуации прибавки в звукоизоляции не произойдет, т.к. масса листа гипсокартона ничтожна (в 30 раз меньше) по сравнению с массой бетонной стены.

В тоже время, если к изначальной стене в полкирпича пристроить многослойную конструкцию из гипсокартона со звукопоглощающими материалами внутри, прибавка к звукоизоляции составила бы минимум 15 дБ! И это при дополнительной толщине всего 8–10 см!

Многослойные звукоизолирующие облицовки.

Эффективность большинства технологий дополнительной звукоизоляции заключается в рассогласовании акустических сопротивлений для того, чтобы звук, проходя от одного материала к другому, раз за разом терял свою мощность. Применяются многослойные конструкции, в которых чередуются слои плотных звукоотражающих и легких звукопоглощающих материалов. Такой принцип позволяет внести существенные потери энергии звуковой волны при относительно небольшом весе и толщине!

Обычно облицовка состоит из двух слоев: звукопоглощающего пористого материала и звукоотражающего герметичного слоя.

Получается колебательная система: масса 1 – упругость – масса 2

масса 1 – существующее ограждение (перекрытие или стена)

упругость – слой звукопоглощающего материла

масса 2 – слой из гипсокартона при звукоизоляции потолка или стен (или цементной стяжки в случае со звукоизоляции пола)

Такая колебательная система позволяет достичь высокой прибавки звукоизоляции при относительно небольших габаритах и весе конструкции!

Почему нужно совместное использование звукопоглощающих и звукоизоляционных материалов?

Звукопоглощающие материалы: профессиональные звукопоглощающие материалы имеют коэффициент поглощения звука αw = 0,8–0,95. Т.е. по идее использование одних только акустических плит должно приводить к снижению шума от 80 до 95%!

На деле же, стенка, выстроенная только из минеральной ваты не сможет убрать даже негромкий разговор, лишь немного приглушит его!

В данном случае ограждение, выполненное только из эффективного звукопоглощающего материала, обладает высоким поглощение звука, но низкой звукоизоляцией (в основном из-за пористости)!

Дело в том, что физический процесс поглощения звука состоит не только из “оставления внутри себя”, но и из части, которая проходит сквозь материал, причем значительно большей, относительно переработанной в тепло внутри материала.

Поэтому, измеренный в лаборатории коэффициент поглощения звука αw = 0,8–0,95 показывает только количество “впитанной” минватой энергии волны (часть которой поглощается внутри нее, а часть проходит дальше).

Звукоизоляционные материалы: Звукоизоляционные материалы полностью отражают звуки (αw = 0–0,05). Почему недостаточно просто построить стенку из гипсокартона? Казалось бы, при падении звука на такую перегородку, он должен отражаться и оставаться у соседей.

На самом деле все не так: звуковая волна, падая на преграду, отдает ей свой импульс (энергию). Из-за этого перегородка начинает вибрировать и переизлучать с другой стороны уже новую волну, которую вы и слышите.

Если, конечно, построить стенку из кирпича толщиной 70 см, то волне звука не хватит сил «раскачать» такую преграду и в вашей квартире будет тишина.  Но не стоит забывать и про несущую способность перекрытий: ни одно перекрытие не выдержит веса мощных кирпичных стен.

Только совместное применение звукопоглощающих и звукоотражающих материалов позволяет эффективно увеличивать звукоизоляцию: часть энергии волны звука теряется в звукопоглощающем волокнистом слое, а оставшаяся ослабленная часть звука отражается обратно изолирующим слоем.

Чем определяется эффективность многослойных облицовок?

1. Поверхностная масса облицовки. Чем больше масса внешнего звукоизоляционного слоя, тем выше звукоизоляция! Этот вывод напрямую следует из “закона массы”, кроме того, с увеличением массы облицовки, снижается резонансная частота системы, что также увеличивает звукоизоляцию.

2. Герметичность конструкции. Щели и отверстия заметно снижают звукоизоляционную способность конструкции.

3. Наличие звукопоглотителя внутри каркаса. Звукопоглощающие материалы позволяют существенно увеличить звукоизоляцию ограждения: они обеспечивают многоуровневое рассеяние энергии звука. Применение специализированных плит в составе звукоизолирующих облицовок дает дополнительную прибавку в звукоизоляции от 5 до 10 дБ!

4. Глубина каркаса облицовки. С увеличением толщины конструкции растет звукоизоляция! Это связано с тем, что при увеличении относа гипсокартона от стены снижается резонансная частота конструкции (с которой звукоизоляционные облицовки начинают «работать»).

На графике наглядно иллюстрируется этот эффект. Голубая линия показывает увеличение звукоизоляции при удвоении воздушного промежутка испытываемой конструкции. Прибавка в звукоизоляции составляет 5–6 дБ без увеличения стоимости конструкции!

5. Отсутствие или минимизация жестких связей. Старайтесь обходиться без жестких связей между звукоизоляционной облицовкой и ограждением. Места креплений являются мостиками звука, снижающими эффект.

xn--33-6kcad5dp6a.xn--p1ai

Звукоизоляция и звукопоглощение

Звукоизоляция и звукопоглощение

Андрей Надеждин, Одесса, ООО и-нетЛаб (www.tiho.com.ua)

Часть 1: Звукоизоляция и звукопоглощение – в чём разница?

Большинство людей, как потребителей, так и продавцов строительных материалов, отождествляют эти два понятия, что приводит к ошибкам, и, соответственно на решении задачи позитивно сказаться не может

Так в чём же разница?

Разница принципиальная — это два разных физических процесса.

Звуковая волна, встречая на своём пути распространения препятствие, частично отражается, частично поглощается, частично проходит сквозь ограждение.

Физика описывает эти явления с помощью следующих коэффициентов:

  1. звукопоглощения α,
  2. звукоотражения β,
  3. звукопроницаемости τ.

Свойство звукопоглощения можно описать следующим уравнением: α = Ea/Ei

где α — коэффициент звукопоглощения,

Ea — поглощенная (absorbed) энергия,

Ei — падающая (incident) энергия.

Однако звукоизоляция связана с другим коэффициентомτ (звукопроницаемости) следующей зависимостью:

R = 10·lg(1/τ),

где R — звукоизоляция,

τ — коэффициент звукопроницаемости.

Зависимость обратно-пропорциональная, поэтому, чем меньше τ — тем больше звукоизоляция R.

Путают покупатели, путают продавцы — в результате материалы для конструкций подбираются не правильно, что либо не приносит эффекта, либо вовсе ухудшают положение дел (пример с пенопластом).

Хуже всего, когда маркетинговые отделы иных компаний сознательно используют это заблуждение с цель продвижения своих материалов. Например, утеплитель под громким названием ЗвукоЗащита продаётся как эффективный материал — давайте разберёмся.

Посетив по ссылке страничку на сайте ISOVER из документов можно обнаружить только гигиенический, пожарный и сертификат соответствия.

В разделе Преимущества написано «надёжная звукоизоляция»! А в раздел Технические Характеристики помещена таблица с индексами звукоизоляции различных конструкций гипсокартонных перегородок — позвольте, а к чему всё это!?

Меня интересуют коэффициенты звукопоглощения в нормируемом частотном диапазоне: зная, в каком спектре материал лучше всего поглощает, я понимаю, насколько он будет полезен в качестве воздушного зазора в гипсокартонной перегородке.

А что до индекса звукоизоляции перегородки, так он, скорей всего, не изменится будь внутри «ЗвукоЗащита» или вата, эффективно поглощающая на низких и низко-средних частотах — ведь мы уже знаем, что индекс это усреднённый интегральный показатель, и второй факт: индекс звукопоглощения α «ЗвукоЗащиты» не менее 0,7.

Изменяются только частотные коэффициенты, и нам важно, чтобы частотные коэффициенты были «большими» в низкочастотном спектре.

Каким образом можно все же оценить эффективность звукопоглощения в спектре частот?

Зная размеры, количество листов материала в упаковке и её вес можно рассчитать плотность «ЗвукоЗащиты» — у меня получилось 15 кг/м3.

Теперь можно воспользоваться данными из Building Bulletin 51 опубликованными в 1976 году для ориентировочной оценки:

Плотности 15 и 16 кг/м3 вполне сопоставимы и видно, что поглощение на средне-низких частотах невелико даже при толщине 100 мм, и для того, чтобы «ЗвукоЗащита» стала действительно полезной в гипсокартонных звукоизолирующих конструкциях, она должна быть плотностью не менее 30 кг/м3 (верно только для стекловат).

Для сравнения привожу график коэффициентов поглощения эффективного акустического материала:

P.S. В прикреплённом файле можно найти индексы звукоизоляции и звукопоглощения различных конструкций и материалов: Звукоизоляция и звукопоглощение различных конструкций и материалов.

Литература:

1. Осипов, Звукоизоляция и звукопоглощение, 2004;

2. Блази, Справочник проектировщика. Строительная физика, 2004;

3. Building Bulletin 51, 1976.

Часть 2: Мат. часть

Рассмотрев теорию изоляции и поглощения звука, мы увидели, что это два принципиально разных физических процесса: звукопоглощение — это переход кинетической энергии колеблющихся частиц воздуха в тепловую, а звукоизоляция — суть — звукоОТРАЖЕНИЕ.

Отождествление двух этих понятий неизбежно приводит к путанице с применением материалов в звукоизолирующих конструкциях.

Разобраться в этом вопросе предлагаю с помощью ГОСТа 23499 «МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЕ И ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ», который, на мой взгляд, вносит ещё большую путаницу в терминологии.

Итак, для поглощения звука мы используем пористый материал с открытыми порами (продуваемый). Использовать материал с закрытыми порами (пенопласт, пенополиэтилен, пробка и проч. пено-поли-…) как минимум бессмысленно, а в ряде случаев с ухудшением звукоизоляции.

Для изоляции звука (с точки зрения физики процесса) мы должны использовать непродуваемые материалы, хорошо отражающие звук: кирпич, ГКЛ и проч. Т.е. материалы должны обладать значительной объёмной плотностью (массой) и быть, по возможности, менее жесткими, например, кирпичная стена предпочтительней бетонной.

Легкие непродуваемые материалы (всё тот же пенополистирол и проч.) применять бессмысленно, ведь если звуковая волна способна раскачать стену из пенобетона, гипсолита, кирпича, то ей ничего не стоит раскачать пенопластовую сэндвич-панель (из чего так любят строить каркасные дома).

Обратимся к ГОСТу: со звукопоглощающими материалами у нас консонанс, цитирую:

«…3.1. звукопоглощающий материал: Материал, имеющий сквозную пористость и характеризуемый относительно высоким коэффициентом звукопоглощения…»

А вот в термин «звукоизоляционные материалы» ГОСТом заложен другой смысл, имеющий свою логику, но отчаиваться не стоит — поняв разницу всё становится на свои места. Читаем ГОСТ:

«…3.2 звукоизоляционный материал: Материал, характеризующийся вязкоупругими свойствами и обладающий динамической жесткостью не выше 250 МПа/м…»

Другими словами, ГОСТ, под термином «звукоизоляционные», рассматривает материалы, при использовании которых в звукоизолирующих конструкциях нас интересуют ТОЛЬКО их упругие свойства. Это, прежде всего, материалы, используемые как упругий слой в составе акустического плавающего пола, акустической развязки инженерного оборудования, либо демпфирующие материалы.

Подтверждение чему находим в следующем пункте ГОСТа:

«…4.2 По назначению акустические материалы подразделяют на:

1. звукоизоляционные материалы и изделия, предназначенные для применения в качестве звукоизоляционного, виброизоляционного и демпфирующего слоя или упругого слоя в многослойных строительных конструкциях с целью улучшения изоляции воздушного, ударного и структурного звуков;

1. звукопоглощающие материалы и изделия, предназначенные для применения в качестве поглощающего слоя в конструкциях облицовок внутренних поверхностей помещений и шумозащитных сооружений с целью снижения интенсивности отражения звуковых волн, а также в конструкциях легких, многослойных ограждений с целью улучшения изоляции воздушного шума.

Надеюсь, точки над i расставлены, Всем успехов в достижении своих целей.

stopshum.kz

Основы правильной звукоизоляции квартиры

Количество страниц, посвященных звукоизоляции на моем любимом строительном форуме приближается к тысяче. Понятно, что всерьез озабоченный проблемой домашней слышимости человек освоит и тысячу, чтобы докопаться до «зерна истины». И этот человек — я. Из тонн проработанного материала постарался вытащить то самое «зерно» — что из себя представляет правильная, хорошая звукоизоляция квартиры, без мифов и рекламы.

Мифы все-таки будут, но разоблаченные. С них и стоит начать.

Заблуждения и факты в акустике и звукоизоляции

Основные принципы эффективной звукоизоляции

Рекомендации, которые я предлагаю ниже, по большей части относятся к квартирным стенам. О перекрытиях, дверях и окнах будет отдельная статья.

Один факт из справочника Блази: коэффициент звукоизоляции ограждения должен быть не менее 60 дБ. Такими характеристиками обладают стены в два полнотелых красных кирпича со штукатуркой.

Таблица из справочника Блази, по которой можно примерно посчитать звукоизоляцию и подобрать конструкции.

1. Шум бывает воздушным и ударным. Разговор, телевизор (без саба), лай собаки относится к воздушному; к ударному относится двигание мебели, шаги, вибрация от электроприборов (структурный шум в частности). По виду шума определяются мероприятия по шумоизоляции. Одним словом, нельзя применить эффективную стеновую конструкцию на перекрытие и наоборот.

2. Одно из ключевых условий — абсолютная герметичность, как в лодке. Все стыки, щели, отверстия, примыкания должны быть обработаны герметиком на силиконе. Монтажная пена в звукоизолирующих ограждениях сводит на нет все усилия.

3. ЗИ ограждение должно быть как можно массивнее, на сколько позволяет перекрытие.

4. Воздушный зазор между листами гипсокартона или другими двойными ограждениями нужно заполнять мягкими акустическими материалами из базальтовых волокон, чтобы разорвать колебательную систему «масса/пружина/масса», образующуюся даже при развязанных перегородках. Таким образом снижается давление на низких частотах.

Таблица из журнала Architect

5. Однослойные конструкции сильно уступают в изоляции двойным, при условии отсутствия между многослойными жестких связей. Звуки и вибрация на порядок снижаются при передаче с одного слоя ограждения на другой. Это касается не только гипсокартона на каркасе, но и двойных ограждений из кирпича: две стены по 12,5 см с воздушным карманом между ними более эффективны, чем 25-ти сантиметровая стена из кирпича. Гипсокартонная перегородка, состоящая из двух развязанных каркасов по 5 см, эффективнее, чем одна перегородка в десять сантиметров.

Типовые звукоизоляционные конструкции, которые можно брать за основу, рассмотрены в одноименной статье на acustic.ua, предлагаю ознакомиться!

6. Крепить каркас к массивным стенам нужно исключительно на эластичные крепления с низкой резонансной частотой. Есть специализированные крепления, например виброфикс. Самым лучшим вариантом является крепление перегородки только к потолку и полу через специализированные звукоизолирующие профили, которые гасят передачу звука через перекрытия. Однако, это не всегда реализуемо, если на эту стену нужно навешивать тяжелую мебель или технику.

Звукоизолирующие и антивибрационные крепления на примере Виброфикс

7. Прямой подвес должен осуществляться через прокладки: звукоизоляционный стеклохолст, сложенный вдвое (типа вибростэка), уплотнительная полимерная лента (например, дихтунсбанд). Виброподвесы — идеальный вариант, но не везде можно купить и недешево.

8. Разная жесткость и толщина листовых материалов положительно сказывается на снижении шума. Например, два листа гипсокартона 1,5 см и 1 см эффективнее, чем 12,5мм и 12,5мм. Соединять ГКЛ нужно вязкоэластичными кматериалами, типа Тексаунда. «Правильными» считаются гипсокартоны с повышенной плотностью и меньшей жесткостью (гипсо-волоконные листы, Silentboard и др.). Варианты слоев облицовки: гипсоволокнистый лист 10 + гипсокартонный 12.5, или ГКЛ 2 + 12,5 или ГВЛ 10+10.

9. Возводя внутриквартирные перегородки в домах со свободной планировкой отдайте предпочтение акустически развязанным каркасным конструкциям вместо пенобетона или пазогребневых плит. Вы получите лучший эффект на средних частотах и отсечете переизлучение структурного и ударного шума с перекрытий.

10. Звук от сабвуфера, генератора, кондиционера лучше снизит полнотелый глиняный кирпич, а средние и высокие частоты эффективнее изолирует гипсокартон на каркасе. Поэтому, выбирая тип звукоизоляционной конструкции, определите источники нежелательного звука и его частоты.

Коротко о главном

Отличия между конструкциями звукоизоляционных перегородок и их влияние на эффективность шумоизоляции

Чтобы досконально разобраться в вопросе, желательно почитать книги по акустической физике. Загрузил на Яндекс-диск несколько книг, материалов по теме и список литературы.

Поделиться с друзьями

Похожее

Похожие записи

ehome.ironws.com

Все о звукоизоляции и звукоизоляционных материалах

Как правильно сделать шумоизоляцию с применением этих материалов

При выборе конструкций стоит обратить внимание на интенсивность и амплитуду звуковых волн. Качество и структуру ограждающих конструкций стен, полов и потолков. От эти двух составляющий будет завесить оптимальный выбор звукоизоляционной конструкции. И применение в них звукоизоляционных материалов.

Звукоизоляция потолка

Наших клиентов часто мучают шумы от соседа сверху. Начитавшись в интернете разной информации они задают один и тот же вопрос «есть ли смысл делать только звукоизоляцию потолка».

Есть одна важная особенность распространения звука, такая как косвенные пути передачи звуковой энергии.

Важными факторами являются материал из которого сделаны стены и характер шумов, проникающих к вам в квартиру.

По нашему опыту – если стены толстые (200-250 мм бетона или полнотелого кирпича с хорошей кладкой), то звукоизоляция потолка поможет и снизит звуковое давление на 40-60 %, что безусловно достаточного для спокойного времяпровождения или сна.

Компания Звук в городе предлагает три варианта звукоизоляции потолка

«Стандарт» от 75 мм,

«Стандарт+» от 80 мм,

«Премиум» от 90 мм.

Каждая система устанавливается на каркасе с устройством вибродемпфирующих слоев. Таких как «Дихтусбант» и виброподвесы для снижения зон резонансов.

Пространство каркаса заполняется минерал-ватным звукопоглотителем оптимальной плотности 30-60 кг\м3. Подробнее о системах для звукоизоляции потолка можно прочитать здесь

Звукоизоляция стен

Со стенами все более понятно и проще в плане определения систем звукоизоляции. Шумоизоляцию стен можно разделить на каркасные и бескаркасные.

Применение каркаса более эффективно на газобетонных стенах, старой кирпичной кладке, в панельных домах и для тонких бетонных стен.

Стандартная система для звукоизоляции стен всего в 75 мм снизит звуковое давление на 40 % по воздушным шумам.

Те, кого беспокоит мощный телевизор за стенкой советуем выбрать премиальное решение от 87 мм. Такая система имеет три слоя звукоизоляции и два вибродемпфирующих слоя.

Тем самым получим полную акустическую развязку всех облицовок. Такая система снижает уровень шума на 70 %. Проще говоря после монтажа вам покажется, что соседи куда-то уехали.

Бескаркасная звукоизоляция стен

Это тонкая звукоизоляция для стен от 29 мм для снижение воздушного шума и снятия косвенных путей передачи звуковых волн.

На стену монтируется вибродемпфирующая подложка Tichomat для снижения передачи структурных и ударных шумов на облицовке.

Далее при помощи акустических дюбелей монтируются звукоизоляционные панели с нанесением виброакустическогогерметика на торцы и примыкания панелей.

Для финишного слоя применяют ГВЛВ листы размером 1200*1200*10мм. Увеличивая дополнительную звукоизоляцию до 10 дБ.

zvuk-v-gorode.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *