Оценка эффективности шумопоглощающих материалов – УАЗ Patriot Степень свободы › Бортжурнал › Оценка эффективности шумопоглощающих материалов Ч.1

УАЗ Patriot Степень свободы › Бортжурнал › Оценка эффективности шумопоглощающих материалов Ч.1

Всех с праздником Великой Победы))!
Итак, друзья, выкладываю мой первый промежуточный результат по оценке эффективности шумоглощающих свойств материалов различных фирм. Старался все сделать правильно и, главное честно.
Полную картину эффективности материалов покажет вторая часть оценки. Она будет проведена с помощью драйвовчанина Алексея (seldom-sleek). Он проведет оценку, для каких именно частот материалы наиболее эффективны. Проводить оценку он будет не прибором, а анализировать изменения амплитуды частот. Вторая часть опытов связана с тем, что звуки с низкой и высокой частотой кажутся тише, чем среднечастотные той же интенсивности. Эти результаты будут позже. Прошу понимания.
Начало www.drive2.ru/l/470657498215351123/.
Небольшое лирическое вступление:
1. Я категорически не преследую никаких рекламных целей. Все материалы узнаваемы. (При необходимости могу выслать ссылки).
2. Замеры производились с помощью лабораторного стенда профессиональным прибором ВШВ 003М2, прошедшим в ноябре 2016 поверку. Погрешность примерно от 0,5 до 1 дБА.

Так же хотелось бы отметить, что измерения проводились по эквивалентному (усредненный) уровню звука в дБA (по шкале А). Хочется обратить ваше внимание на разницу между дБ и дБА.

дБА – единица измерения уровня шума с учетом восприятия звука человеком (измеряет не все частоты, идущие от источника звука, а только те, которые слышит человек).
Достоинством шкалы дБА является то обстоятельство, что снижение материалом шума на 10 дБА человеком воспринимается как снижение громкости в два раза.

В забеге участвовали:
Образец под номером №2 Войлок синтетический 20 мм (вроде мебельный)

Полный размер

Войлок синтетический 20 мм.


Образец №3- Изолон (Сплэн) 4 мм

Полный размер

Изолон (Сплэн) 4 мм

Образец №4 Изолон (Сплэн) 8 мм.

Полный размер

Изолон (Сплэн) 8 мм

Образей № 5 Вторично-вспененный ППУ со специальной мембраной. Толщина 6 мм, но с очень высокой плотностью. Мембрана защищает от влаги, проверял.

Полный размер

Вторично-вспененный ППУ со специальной мембраной

Образец № 6 — Распространенный вспененный шумопоглотитель 5 мм

Полный размер

Образец № 7 — Тот же вспененный шумопоглотитель, но толщиной 10 мм.

Образец №8-Войлок аккустический на клеевой основе толщиной 10 мм.

Полный размер

Войлок акустический 10 мм

Образец №9 — Высоковязкий ППУ особой формы– толщина 25 мм

Полный размер

Высоковязкий ППУ особой формы– толщина 25 мм

.

Результаты приведены в таблице ниже.
Первый столбик в 88.5 дБА-это начальный уровень шума, издающего колонкой. Далее цифры, на сколько каждый материал снизил этот шум.


ИТОГИ
Можно сказать, что последние три образца снижают общий уровень шума в два раза, а последний еще больше. Любимый многими сплэн, особенно 4 мм. имеет очень низкую эффективность.
Хочется также отметить, что победитель имеет не только самую высокую стоимость, но и самую большую из всех испытуемых материалов толщину в 25 мм. Материалы второго и третьего места, проиграв всего лишь 2 дБА, тоньше в 2.5! раза. Имей эти материалы одинаковую толщину, я бы поставил на победу войлока.

Комбинации материалов:
1. Пол. На штатную шумоизоляцию (войлок) положил ПроЛокк Комфорт (выбор пал из-за влагостойкой мембраны). Замеры этого пирога показали 74 дБА.
2. Боковины багажника. На крылья и арки-ПроЛокк Комфорт, на пластиковую обшивку БипластПремиум. Замеры показали самый лучший результат — 71.5 дБА.
Я все таки хотел бы вам порекомендовать, если задумаете использовать последние три материала, то клеить их лучше на карты дверей и пластиковую обшивку багажника ( я бы еще рискнул на обшивку потолка и задние арки). На "железо" я бы клеить не стал из-за возможного конденсата

Спасибо за внимание, жду ваших замечаний и предложений.
PS. Уважаемые читатели. Замеры проводились по ГОСТ-овским методикам аттестованным оборудованием, по этому не выдавайте свою некомпетентность комментами типа "ну и что, что шумоизолрятор (шумопоглотитель) имеет крайне низкую эффективность, у меня то он дал классный результат".

Всем успехов на дорогах.

www.drive2.ru

Оценка звукоизоляции ограждающих конструкций - Исследование процессов образования и снижение шума

Автор: Буторина М.В.

Аннотация: В статье приведено описание распространения шума в жилых помещениях. Приводится сравнение результатов расчета, полученных с использованием международных расчетных ручных и автоматизированных методов. Приведено описание мероприятий по улучшению звукоизоляции строительных конструкций.

 

Ключевые слова: воздушный шум, звукоизоляция, расчет, улучшение звукоизоляции

 

Введение

 

Шум окружает человека везде – на улице, на работе и в быту. По данным ВОЗ около 40 % населения Европы страдают от шума с повышенными уровнями.

Организм человека неодинаково реагирует на шум разного уровня и частотного состава. В диапазоне 35-60 дБА реакция индивидуальна (по типу «мешает — не мешает»). Шумы уровня 70-90 дБА при длительном воздействии приводят к заболеванию нервной системы, а при уровнях более 100 дБА – к снижению остроты слуха разной степени тяжести, вплоть до развития полной глухоты. Функциональное состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховая чувствительность зависят от уровня воздействия звуковой энергии, от пола и от возраста обследованных лиц. Наиболее чувствительные к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46%, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72% людей. Большое число жалоб среди пожилых людей связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы. При среднем уровне воздействия до 75 дБ жалобы на раздражающее воздействие шума поступают от 38% населения, при уровне 76-80 дБ количество жалоб увеличивается почти в два раза и составляет уже 72%.

Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием уровня шума 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение. Поэтому особенно важно обеспечить акустический комфорт в жилых помещениях зданий.

Для обеспечения в помещении требуемых уровней звукового давления ограждающие конструкции (стены и перекрытия) должны обладать необходимыми звукоизоляционными характеристиками.

Физические особенности распространения звука зачастую делают невозможным проводить мероприятия по снижению шума после постройки дома без учета его конструкции, так как они часто касаются в том числе основных вопросов проектирования и строительства зданий. Поэтому мероприятия по снижению шумового воздействия и обеспечению требуемой звукоизоляции строительных конструкций должны быть определены и внедрены уже на стадии проектирования здания.

В соответствии с Постановлением 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» описание архитектурно-строительных мероприятий, обеспечивающих защиту помещений от шума, является необходимой составной частью раздела «Архитектурные решения» проектной документации на объекты капитального строительства. В соответствии с СП 51.13330.2011 (Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 «Защита от шума») в данном разделе должны быть выполнены расчеты ожидаемых уровней шума в помещениях с нормируемыми уровнями шума, определена требуемая звукоизоляция воздушного и ударного шума ограждающими конструкциями здания и разработаны технические решения.

 

 

  1. Виды источников шума

 

Различают два вида шума по характеру его распространения в помещении: шум воздушный и шум структурный.

Воздушный шум распространяется следующим образом: источник колебаний – голосовые связки, струны музыкальных инструментов, диффузор громкоговорителя – вызывают колебания частиц воздуха, которые распространяются в виде продольных звуковых волн.

Ударный же шум распространяется за счет того, что механическое воздействие на конструкцию вызывает в ней изгибные колебания, которые приводят в колебательное движение частицы воздуха в смежных помещениях, и человек слышит ударный шум, возникающий на другом этаже. Этот тип шума распространяется на большие расстояния, чем воздушный. Например, стук по трубе центрального отопления на одном этаже слышен на всех остальных и воспринимается жильцами, как если бы его источник находился совсем рядом.

Некоторые бытовые приборы являются источниками обоих видов шума. Например, система принудительной вентиляции. Воздушный шум проникает в помещение по воздуховодам, а структурный возникает в результате вибрации стенок защитного кожуха вентилятора и самих воздуховодов.

Механизм распространения шума через ограждающие конструкции здания приведен на рис. 1 [1].


1 – падающая на конструкцию звуковая энергия; 2 – отраженная звуковая энергия; 3, 5 – энергия, излучаемая колеблющейся конструкцией в смежные помещения; 4 – энергия структурного шума; 6 – энергия, трансформирующаяся в тепловую; 7 – звуковая энергия, прошедшая через поры и неплотности; 8 – суммарная звуковая энергия, прошедшая через конструкцию

Рис. 1. Механизм распространения шума через ограждающую конструкцию

Уровни шума некоторых бытовых источников приводятся в таблице 1 в сравнении с нормативными уровнями, установленными СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

 

Таблица 1. Уровни шума бытовых источников

Источник шума Уровень шума, дБА
Музыкальный центр 85
Телевизор 70
Разговор (спокойный) 65
Детский плач 78
Игра на пианино 80
Работа пылесоса 75
Работа стиральной машины 68
Работа холодильника 42
Работа электрополотера 83
Работа электробритвы 60
Работа принудительной вентиляции 42
Работа кондиционера 45
Вытекающая из крана вода 44-50
Наполнение ванны 36-58
Наполнение бачка в санузле 40-67
Приготовление пищи на плите 35-42
Перемещения лифта 34-42
Стук закрываемой двери лифта 44-52
Стук закрываемого мусоропровода 42-58
Стук по трубе центрального отопления 45-60
Предельно допустимый уровень в жилых комнатах квартир согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, дБА

07.00-23.00

 

 

40

23.00-07.00 30

 

Как видно из таблицы, уровни шума большинства источников превышают нормативные уровни, установленные для дневного времени, и абсолютно все источники имеют уровни шума, выше, чем предельно допустимые уровни, установленные для ночного времени.

Звукоизолирующие преграды, устанавливаемые на пути распространения воздушного шума могут достаточно надежно защищать от него место пребывания человека.

Для обеспечения допустимых уровней звукового давления ограждающие конструкции должны обладать необходимыми звукоизоляционными характеристиками. В строительной акустике нормируются звукоизоляционные характеристики для воздушного и ударного шума. Нормативные значения для различных видов шума приведены в СП 51.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». Оценка индексов звукоизоляции конструкций проводится согласно СП 23-103-2003 «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий».

 

 

  1. Оценка звукоизоляции ограждающих конструкций

 

Согласно СП 23-103-2003 «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий» [2] при ориентировочных расчетах индекс изоляции воздушного шума ограждающими конструкциями сплошного сечения допускается определять по формуле:

   (1)

 

где т – поверхностная плотность, кг/м2;

К – коэффициент, учитывающий относительное увеличение изгибной жесткости ограждения из бетонов на легких заполнителях, поризованных бетонов и т.п. по отношению к конструкциям из тяжелого бетона с той же поверхностной плотностью.

C 01.12.2013 г. на территории РФ действует ГОСТ Р ЕН 12354-1-2012 «Акустика зданий. Методы расчета акустических характеристик зданий по характеристикам их элементов. Часть 1. Звукоизоляция воздушного шума между помещениями» [3]. В ГОСТ Р ЕН 12354-1-2012 приводится следующая формула для расчета звукоизоляции ограждающих конструкций согласно ЕН ИСО 717-1 «Акустика. Оценка звукоизоляции в зданиях и строительных элементах. Часть 1. Изоляция от воздушного шума»:

 

           (2)

 

Для m < 150 кг/м2 применяется коррекция С= — 1 дБ, для m > 150 кг/м2
С= — 2 дБ.

Сравнение результатов измерений, представленных различными международными лабораториями за последние тридцать лет, показывает, что они лежат в пределах отклонений от минус 4 до плюс 8 дБ. Такой относительно большой разброс обусловлен многими факторами, некоторые из которых связаны с особенностями материала, другие с лабораторным оборудованием и применением различных методов измерений. Учет влияния указанных факторов привел к разработке различных эмпирических формул для «закона массы», используемых в настоящее время в европейских странах.

Так, в Австрии индекс звукоизоляции воздушного шума рассчитывается по формуле:

 

, дБ, при m ³ 150 кг/м2              (3)

 

Во Франции:

 

дБ, при m ³ 150 кг/м2 С= — 1 дБ                (4)

 

В Великобритании:

 

, дБ, при m ³ 50 кг/м2                 (5)

 

Сравнение результатов расчета по различным формулам показывает, что отклонение составляет до 10 дБ. Максимальные значения индекса звукоизоляции получены по европейским методикам расчета. При этом расчет по формулам СП 23-103-2003 и ЕН ИСО 717-1 дает практически одинаковые результаты.

Рис. 2. Индекс изоляции воздушного шума в зависимости от поверхностной плотности конструкции

 

  1. Автоматизированные методы расчета

 

С точки зрения передачи звука, различают акустически однородные (однослойные) конструкции и акустически неоднородные (многослойные) конструкции. Однородные конструкции состоят из одного или нескольких слоев, жестко связанных между собой по всей поверхности и колеблющихся как одно целое (оштукатуренные кирпичные стены, плиты перекрытий с покрытием по стяжке линолеумом и др.). Многослойные конструкции состоят из нескольких слоев, не связанных жестко друг с другом, способных колебаться с разными для каждого слоя амплитудами. Звукоизоляционные свойства неоднородных конструкций выше, чем однородных.

Для однослойных конструкций одним из факторов снижения звукоизоляции воздушного шума является явление «волнового совпадения». При возбуждении однослойной конструкции в какой-либо точке под действием источника колебаний, в ней распространяются изгибные волны, скорость которых зависит от толщины, плотности, модуля упругости и частоты возбуждающих колебаний. В звуковой волне, падающей наклонно на конструкцию, чередующиеся области повышенного и пониженного звукового давления вызывают деформацию и изгиб конструкции.

Проведение оценки индексов звукоизоляции с учетом резонансных явлений, особенно для многослойных конструкций – процесс довольно трудоемкий, поэтому предпочтение обычно отдается автоматизированным методам расчета.

Все положения стандартизированных российских расчетных методик реализованы в программном модуле «Расчет звукоизоляции» фирмы «Интеграл». Пример расчета индекса звукоизоляции приведен на рис. 3.

 

Рис. 3. Автоматизированный расчет индекса звукоизоляции

 

В новой версии программы имеется возможность не только получить спектральную характеристику перегородок и перекрытий различных типов, но и оценить их с помощью интегрального показателя – индекса звукоизоляции. Расчет производится автоматически для однородных материалов, многопустотных плит и многослойных конструкций.

Как известно, эффективность звукоизоляции катастрофически падает, если в ограждении есть щели и отверстия: например, если в сплошном массивном металлическом листе сделать 13 % (к общей площади) отверстий, то лист пропустит 97 % падающего на него звука. Небольшая щель при пропуске трубы или неплотно смонтированная электрическая розетка в стене на 1-3 дБ снизят звукоизоляционные свойства любой, даже самой качественной конструкции. Поэтому в расчетной программе реализована возможность оценки снижения шума при наличии отверстий.

Кроме того, программа позволяет подобрать техническое решение, позволяющее обеспечить выполнение нормативных требований.

 

  1. Улучшение звукоизоляции ограждающих конструкций

 

Для однослойных массивных ограждений существует зависимость – чем оно массивнее, тем лучше оно изолирует помещение от шума. Согласно исследованиям, удвоение массы конструкции приводит к улучшению звукоизоляции в среднем на 6 дБ.

Однако требование рационального расхода ресурсов диктует необходимость развития современного проектирования звукоизоляции в направлении обеспечения требуемых акустических условий в помещениях за счет регулируемой звукоизоляции ограждений при минимально возможной их массе.

Улучшения звукоизоляции перегородки можно добиться, уменьшив жесткость узла сопряжения каркаса перегородки с несущим перекрытием и элементов перегородок друг с другом. Для этого при монтаже перегородок между поверхностью основания и горизонтальными направляющими устанавливают уплотнительные ленты, эластичные прокладки. Аналогично уплотняющие прокладки устраивают в узле примыкания перегородки к потолку.

Устройство обшивки из двух рядов ГКЛ по сторонам деревянных стоек, позволяющее увеличить поверхностную плотность конструкции, приводит к улучшению звукоизоляции на 8-9 дБ. Замена деревянного каркаса на одинарный металлический позволяет повысить звукоизоляцию на 3-5 дБ, при 20 %-ном снижении массы перегородки.

Хорошую звукоизоляцию могут обеспечить перегородки по металлическому каркасу с двухслойной обшивкой, у которых индекс изоляции воздушного шума на 6 дБ больше по сравнению с однослойной.

Наличие жесткого каркаса создает условия для беспрепятственной передачи звука через его конструкцию от одной обшивки к другой. Поэтому замена одинарного каркаса на двойной, состоящий из двух рядов, не связанных между собой стоек, позволяет значительно улучшить звукоизоляционные характеристики.

Улучшение звукоизоляции слоем, таким как упруго закрепленная облицовка стен, плавающий пол или подвесной потолок, различно для косвенной и прямой звукопередачи и зависит от типа базовых структурных элементов, на которые устанавливается слой. Поэтому звукоизоляция должна определяться по результатам лабораторных измерений с таким же базовым структурным элементом, который применяется в натурных условиях.

В настоящее время не существует стандартного метода расчетов или измерений, позволяющего определить влияние косвенной звукопередачи на прямую звукопередачу, а также результатов, обусловленных изменением базового структурного элемента.

Однако, по результатам испытаний различных технических решений, позволяющих улучшить звукоизоляцию конструкций, набирается статистика, позволяющая использовать их в процессе проектирования. Некоторые типичные примеры улучшения звукоизоляции дополнительными слоями или при помощи мероприятий приведены в таблице 2 согласно ГОСТ Р ЕН 12354-12012, СП 55-101-2000 и каталогам производителей.

 

Таблица 2. Улучшение звукоизоляции конструкций

Конструкция дополнительного слоя DRw , дБ
Гипсокартон 12,5 мм; полость 73 мм, заполненная минеральной ватой 50 мм; деревянный каркас 21
Гипсокартон 12,5 мм; полость 60 мм, заполненная минеральной ватой 50 мм; металлический каркас, изолированный от стены 21
Гипсокартон (2 × 12,5) мм; строительная пена 20 мм; без каркаса 23
Цементная штукатурка 15 мм; минеральная вата 30 мм; без каркаса 6-7
Двухслойные сэндвич-панели (штапельное стекловолокно и гипсоволокнистый лист — 40 мм), ГКЛ 12,5 мм (ЗИПС-Вектор, ЗИПС-Модуль, ЗИПС-Синема) 11-18
ВИБРОФЛЕКС-коннект ПП, ПС (подвесной потолок с использованием виброизолирующего крепления) 15-18
Шуманет 5-9
Шумостоп 8-10
Шумопласт 20 мм 7-9
ЗИПС-пол 3-7
Акулайн-dB, Саундлайн-dB (трехслойный листовой материал) 5-7
Виброфлекс-Wave (стоечный профиль) 3
ВИБРОФЛЕКС-КС (виброизолирующие крепления) 7-12
Виброизолирующая прокладка ВИБРОСТЕК-М 2-4
Триплекс КСВ-51, БСИ-49 15-16
МФ-Стандарт 7-9

 

Заключение

 

Обеспечение акустического комфорта в жилых зданиях – является важной задачей, решение которой должны быть обеспечено на стадии проектирования здания во избежание жалоб со стороны населения. Для обеспечения нормативных требований необходимо правильно произвести расчет звукоизоляции ограждающей конструкции. Как показывает опыт, результаты расчета по разным методикам дают отклонение до 10 дБ. Поэтому расчет необходимо производить с использованием стандартизированных, хорошо зарекомендовавшим себя методов. Как правило, расчеты выполняются при помощи автоматизированных методов расчета, позволяющих учесть действующие в настоящее время нормативные методики и требования. В случае, когда нормативные требования не могут быть обеспечены при помощи запроектированного ограждения, необходимо применять сертифицированные технические решения, позволяющие улучшить индекс звукоизоляции на величину до 18-20 дБ.

 

 

Список литературы

 

  1. Каталог эффективной звукоизоляции Rockwool, М, 2014, 60 с.
  2. СП 23-103-2003 Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий
  3. ГОСТ Р ЕН 12354-1-2012 Акустика зданий. Методы расчета акустических характеристик зданий по характеристикам их элементов. Часть 1. Звукоизоляция воздушного шума между помещениями

 

ivas.su

Шумоизоляция-эффективность шумоизоляции,выбор материала.Отзывы

Вокруг эффективности шумоизоляционных материалов, а также способов их применения в автомобиле существует много расхожих мнений. И часто они противоречат друг другу. Каковы критерии шумоизоляции и от чего же на самом деле зависит ее эффективность в автомобиле, а также о тенденциях развития рынка шумоизоляционных материалов нам рассказали специалисты - представители компаний-производителей отрасли.

Андрей Волынский, торговая сеть «Жираф», официальный дистрибьютор марок 3М, Шумоff и Ultimate в Украине:
Одна из основных задач акустического тюнинга автомобиля - это снижение шума и повышение комфорта. Связанные с этим работы принято называть шумоизоляцией автомобиля.

Цели и задачи шумоизоляции:
• снизить общий шум в салоне автомобиля, увеличить жесткость кузова (параллельно удается улучшить температурный микроклимат).
• улучшить звучание акустических систем.
• в звуковых соревнованиях по качеству звука (SQ) - достичь чистоты звучания, убрать ненужные резонансы и отражения. В соревнования по звуковому давлению (SPL) - значительно повысить жесткость кузова, ввести кузов в резонанс на определенных частотах.


Тюнинг автомобиля - процесс доработки обычного автомобиля, нацеленный на улучшение заводских характеристик или создание уникального стиля.

Очевидно, что эффективность шумоизоляции зависит от материалов и от квалификации мастера. Но стоит помнить, что качественными материалами всегда работать легче и результат достигается больший. Рассмотрим назначение различных групп продуктов, области применения, особенности.

Самые важные материалы, от которых зависит до 80% результата - вибропоглотители или вибродемпферы (виброглушители). Их нельзя путать с виброизоляторами. Задачи этих материалов - уменьшить шум от вибрации металлических частей автомобиля. Этот шум называют "структурным".

Виброизолятор - устройство для отражения и поглощения волн колебательной энергии, распространяющихся от работающего механизма или электрооборудования, за счет использования эффекта виброизоляции. Устанавливается между телом, передающим колебания, и телом защищаемым (например, между механизмом и фундаментом)(википедия). В автомобиле это сайлентблоки, подушки двигателя, опорные подушки амортизаторов, втулки стабилизатора и т.д.


Эффект достигается нанесением на металлические поверхности листовых материалов различной природы - битумные, бутилкаучуковые, полимерные, дублированные металлом, комбинированные многослойные. Часто их называют утяжелителями.

Основной показатель эффективности вибропоглотителей - КМП (коэффициент механических потерь), достаточно сложный в определении и довольно субъективный, в смысле определения снижения шума, а помноженный на недобросовестный маркетинг перестал быть непреложным критерием. В свое время в испытательном центре НАМИ нам отказали провести сравнительное тестирование материалов разных производителей.

Об эффективности материалов говорит их использование в профессиональном автозвуке. Например, за последние два года подавляющее большинство победителей автозвуковых соревнований использовали материалы Шумоff, не только в экстремальных, а и в повседневных классах, где важен качественный звук и малый вес.

Безусловным правилом можно считать, что чем толще металл и более вибронагружен узел, тем более толстый вибропоглотитель следует выбирать. Комбинированные многослойные материалы эффективны в большем диапазоне частот. Но не стоит увлекаться толстыми и тяжелыми продуктами - это приводит к увеличению веса и как следствие - перерасходу топлива. Но самое главное - может увести резонансную частоту вниз, от чего повышается утомляемость водителя. С низкими частотами бороться гораздо сложнее, поэтому одна из основных задач обработки вибропоглотителями - поднять резонансную частоту! Высокочастотный шум устранить легче, для этого используются шумопоглощающие материалы, но о них позже.

Правило - "чем толще металл - тем толще вибра" - актуально для материалов одного производителя. Утверждение, что толщина - главный показатель качества, характерно для производителей дешевых посредственных продуктов, где нет других критериев. Например, Dynamat Xtreme (1,6 мм) близок по эффективности к Шумоff М3 (3 мм), а Шумоff М2 (2 мм) легче и эффективнее многих продуктов с толщиной от 2 до 3,5 мм.

На сегодняшний день малый вес вибропоглощающих продуктов становится одним из ведущих показателей качества. Например, два года назад Шумоff выпустил облегченный материал с эффективностью, близкой к Шумоff М2. Его вес на 30% меньше - всего 2,4 кг/кв.м, что легче многих продуктов, толщиной 1,5-1,7 мм.




Сегодня это уже тренд, и многие известные производители дополнили линейку облегченными продуктами, например Dynamat Xtreme Light, Шумоff L2, STP Aero.

О качестве. Эффективность вибропоглотителя на основе бутилкаучуковой мастики во многом зависит от толщины армирующего слоя. Алюминиевый лист должен быть не тоньше 100 Мкм (0,1 мм), остальное - больше декорация. Увеличение толщины алюминиевого листа дает небольшой прирост эффективности, непропорциональный увеличению стоимости и сложности монтажа.

Несколько слов об адгезии, которую нельзя путать с начальной липкостью! У многих известных производителей - Dynamat, Шумоff, Ultimate адгезия достигает своего нормативного значения через 48-72 часа. Это свойство наряду с оригинальностью тиснения у Шумоff или Ultimate, например, дает возможность выгнать воздух при монтаже и стимулирует более тщательно прижимать материал к поверхности, прикатывая валиком. Ситуация, когда "подбросил", "притулил" - само прилипло, рукой расправил и готово! - скорее во вред автомобилю (провокация коррозии) и эффект очень низкий (типичный утяжелитель). Адгезия должна достигать 5-6 Н/кв.см. Более высокие значения - скорее маркетинговый ход! Увеличивать силу соединения не имеет смысла, это все равно, что крючок для полотенца крепить анкером М16.

Адгезия - сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел. Адгезия обусловлена межмолекулярным взаимодействием в поверхностном слое и характеризуется удельной работой, необходимой для разделения поверхностей.

Многие считают, что битумные вибропоглотители - это вчерашний день! Конечно, в том виде, какими они были - тяжелые, хрупкие, менее эффективные, чем мастичные, это так. Сегодня актуальны термоотверждаемые битумные смеси, такие как у Шумоff ПРОФ - именно они позволяют добиться максимальной жесткости кузова, что оценили спортсмены в автозвуке. Так же такие битумные прослойки наряду с облегченной мастикой присутствуют в самом эффективном на сегодня вибродемпфере для толстых материалов Шумоff МИКС Ф при весе всего 5,4 кг/м.кв.

Думаю, ни для кого не секрет, что для достижения результата важно очистить и обезжирить поверхность, а также выполнять работы при температуре выше 15°С. Эти рекомендации есть на каждой пачке практически у всех производителей. Удивительно, но ими часто пренебрегают.

Не могу не сказать о бурно развивающемся направлении напыляемых вибродемпферов. Многие производители автомобилей сейчас применяют отверждаемые пасты или битумные термоотверждаемые каталитические материалы. Это связано с использованием таких продуктов на конвейерном производстве. Но любой инсталлятор автозвука знает об ограниченной эффективности этих мер.

Напыляемые вибродемпферы известны давно, и многие из них мы тестировали ("Жираф", кроме шумоизоляции, более 15 лет занимается продажей материалов для антикоррозионной обработки и кузовного ремонта, является официальным дистрибьютором 3М в Украине). Одним из первых и, пожалуй, лучших был Dynashield Spray от Dynamat. Также приличны и жестки Noxydol, пасты Brax, есть подобные продукты и у Teсtyl, 3M, U-Pol, Teroson и многих других производителей. Сейчас такие продукты с различными наполнителями становятся популярными в России. Шумоff также обращает на них внимание.

Опыты с вибродемпферами на основе двухкомпонентных полиэфирных и эпоксидных смол не нашли распространения, хотя известны давно и менее сложны в применении.

Наряду с кажущейся легкостью применения напыляемые и пастообразные продукты требуют специального оборудования, тщательной подготовки поверхности, маскировки необрабатываемых панелей, навыков персонала, длительного времени высыхания. При всех этих "прелестях" их эффективность, в большинстве своем, не достигает уровня вибропласта толщиной 1,5 мм. Но при цене и трудозатратах - гораздо больших. Единственное пока актуальное место применения - наружная обработка арок на сервисах общего характера, малярках, антикор-обработках и т.п.

Термошумоизоляторы. Это вспененные материалы с закрытоячеистой структурой. Наиболее распространены полиэтилены химического вспенивания или физически сшитые. Качественные продукты имеют близкие характеристики термопроводности и шумоизоляции, т.е. создают барьер для тепла и шума (звука). У разных производителей автошумоизоляции отличаются, в основном, качеством клеевого слоя. У Шумоff, например, на всех вспененных продуктах - клей водостойкий, что немаловажно во влажной среде!

Сегодня распространение получили вспененные каучуки. Они удобны в работе, пластичнее и по характеристикам близки к полиэтиленам. Благодаря мягкости обладают незначительными звукопоглощающими свойствами. Различаются качеством клеевого слоя и показателями паропроницаемости.

Для термошумоизоляторов толщина является критерием качества - чем толще, тем эффективнее.


И, наконец - шумопоглотители. Они эффективны в диапазоне высоких частот и позволяют избавиться от резонансного и воздушного шума, а также шумов, преобразованных вибропоглотителями.

В качестве шумопоглотителей приемняется искусственный войлок (желательно акустический, что встречается редко), вспененные полиуретаны, вторично спрессованные поролоны, минераловатные материалы. Это волокнистые и открытоячеистые продукты.

Для простоты понимания свойств этой группы материалов - стеганное ватное одеяло тоже хороший шумопоглотитель, но в автомобиле его применение нетехнологично. Также используют мебельный поролон, который будет эффективен лишь при толщине 8-15 см… Самое широкое распространение получили вспененные полиуретаны с разнообразными пропитками и без - часто применяют материалы с битумными пропитками, которые пачкают обшивки и не добавляют ничего к поглощению звука.

Шумоff один из немногих, кто применяет акустический поролон с полузакрытой ячейкой, (эффективный при толщине от 7 мм) и первым показал профилированную поверхность, увеличивающую площадь поглощения. У него также есть продукт, покрытый латексной пленкой - Шумоff Герметон А15L, который в сочетании с водостойким клеем прекрасно работает во влажной среде.

Шумоff Герметон А15L

Эксперт по установке автомобильной шумоизоляции одной из ведущих компаний в Украине:
- Основным показателем эффективности виброизолирующих материалов является КМП (коэффициент механических потерь). Способы его определения стандартизированы и четко прописаны. Сам механизм проведения подобного исследования очень трудоемок, поэтому может быть выполнен только в специальной лаборатории. Метод определения КМП показывает определенные значения, которые могли бы быть взяты за основу в сравнении определения эффективности материалов.

Однако нередко в сам метод вносятся небольшие коррективы, которые отражаются на конечных значениях. Например, стандартная толщина металла в автомобильных кузовах составляет 0,8 мм, а при испытаниях могут использовать, скажем, металл 0,5 мм. Таким подыгрыванием за счет меньшей толщины металла искусственно увеличивается эффективность материала. Могут быть и другие манипуляции со стандартом метода. КМП будет различаться от разного состава мастики. Но даже при одном и том же КМП самой большой задачей стоит минимизация веса материалов, особенно при использовании их на плоских поверхностях большой площади.

Еще одним из основных состязаний в эффективности между производителями материалов для шумоизоляции являются соревнования по автозвуку или звуковому давлению. Их главной задачей является достижение качественного звучания аудиосистемы или максимального звукового давления. Качество звучания определяется судьями на слух, а замеры производятся только максимального звукового давления.

В общем, подобные соревнования не в полной мере отображают эффективность применяемых мер. Главная их задача - это добиться любой ценой лучшего звука в демокарах - автомобилях, участвующих в соревнованиях по автозвуку. Но эти автомобили демонстрационные и повседневно эксплуатироваться не обязаны. Поэтому использовать в достижении результата в таком случае можно практически что угодно: чуть ли не бетон или строительную пену. А на шумность автомобиля в реальных условиях большое влияние оказывают также колебания кузова и деталей, возникающие при езде.

В целом, установка микрофона в движущемся автомобиле - это наиболее простой способ для количественной оценки эффективности шумоизоляции. Это никак не связано с соревнованиями. Т.е. измерив АЧХ (амплитудно-частотные характеристики) и звуковое давление на определенном участке дороги до и после шумоизоляции, получают искомое значение уменьшения уровня шума. Хорошим результатом считается снижение в 2 дБ. При желании можно добиться и 5 дБ, но это уже совсем другие цены и технологии.

Автопроизводители разрабатывают конструкцию автомобилей, учитывая определенные нормы, в том числе и нормы безопасности. Жесткость кузова рассчитывается конструкторами при разработке модели и должна выдерживать и гасить удары определенной силы как со стороны подвески, так и при ДТП. Учитывая эти особенности со стороны шумоизоляции, значительные конструкционные изменения вносить не желательно. Поэтому материалы, используемые в работах по устранению шумов, сделаны ,как правило, на основе эластичных мастик. На "оперение" клеятся мягкие материалы, которые за счет внутренних потерь гасят вибрации. Лучшими считаются те материалы, которые более эффективны и легче.

Есть общие рекомендации к применению материалов. Однако бытует мнение, что для максимального эффекта нужно наклеить больше слоев. Это неоправданно - необходимо соблюдать технологию. Опытным путем установлено, что на неподвижную конструкцию можно наклеить что угодно ради эффективности. Но на движущийся объект передаются колебания, и картина звуков и вибраций достаточно сложная. Поэтому кроме правила "чем толще и тяжелей слой, тем больше эффекта" нужно также грамотно применять разные материалы для достижения максимального эффекта. При применении очень толстых слоев характер колебаний изменится и уйдет в низкие частоты. Это нежелательно, потому что их низкочастотные шумы намного сложнее убрать. Основная задача шумоизоляции - перевести вибрации, которые не удалось полностью нейтрализовать за счет внутренних потерь мастичного слоя, в высокие частоты, которые нейтрализуются шумопоглотителями и шумоизоляторами.

Изначально, когда появились первые виброизоляционные материалы, они делались на битумной основе. Но постепенно они отошли в сторону мастичных. В производстве предпочтительно используют бутил-каучук: он дешевле натурального, но один из самых высокоэффективных среди других компонентов. В шумопоглощаюших продуктах используют пенополиэтилен и полиуретан. Основным правилом остается - чем толще слой, тем эффективнее. Компоненты эффективного слоя материалов известны и типичны, а вот рецептура изготовления у каждого своя. И каждый производитель сам решает, как сыграть на балансе цена-качество и создать оригинальную линейку продукции.

Насчет области применения, то здесь многое зависит от места, в котором клеятся материалы. На полу используют наиболее эффективные и самые толстые продукты.

Существуют также более дорогие облегченные материалы, которые приобретают все большую популярность. Они предназначены для более требовательных поверхностей, где критерий веса настолько важен, что иногда можно немного пожертвовать эффективностью. Для наружного применения используют жидкие мастичные материалы. Они весьма эффективны на наружной поверхности арок колес и выступают одновременно как вибродемпфер, антигравий и антикор.

Наиболее перспективные на сегодняшний день материалы - напыляемые. Материалы наносятся слоями достаточно компактно и всепроникающе, тем самым создавая вибропоглощающий слой. Но пока что эта технология намного более трудоемкая и дорогая, требующая сложного оборудования, а сами материалы очень чувствительны к температуре и условиям хранения. И пока материалы не будут выпускаться в аэрозольных баллонах, вряд ли будут особо распространены.

Андрей Донец, директор компании «Промтех Груп», представителя SGM в Украине:
- В целом, эффективность шумоизоляции зависит от качества применяемого материала и от "прямоты рук" установщика. Однако при том, что у каждого производителя есть общие рекомендации по применяемости материалов для достижения максимальной эффективности, опытные установщики что называется "набили руку" и делают работу даже более качественно.

Качество материалов зависит от рецептуры и от используемого сырья. Абсолютно все производители шумоизоляционных материалов для автомобилей заказывают составляющие у специализированных производителей. Собирая это все воедино, получается типичный материал, функционально похожий на уже присутствующие на рынке.

Поэтому в конкурентной борьбе производители стараются заказывать составляющие будущего материала (герметик, фольгу, клей), сделанные по новой, особенной рецептуре. Преимущество на рынке, в конечном счете, зависит именно от этого.


Например, при производстве вибропоглощающих материалов используется до 30 ингредиентов. У поставщиков постоянно появляются новые материалы, полимеры, которые можно использовать в разработке смеси. Наиболее прогрессивные разработки в области химии полимеров - западные, однако на постсоветском пространстве в большинстве все же используются российские составляющие.

Однако без проведения испытаний невозможно понять, как влияет та или иная составляющая на общую эффективность материала. Поэтому для поиска особой рецептуры необходима группа разработчиков и специально оборудованная лаборатория, где проводятся эксперименты и испытания для подбора уникальных рецептур. В связи с колоссальными затратами на подобные лаборатории их могут позволить далеко не все производители материалов. Кто-то ограничивается стандартными технологиями.

Наиболее заметными тенденциями развития материалов является уменьшения веса продукта при сохранении его эффективности. В отдельных случаях эффективность даже увеличивается.

Также наблюдаются новые разработки в сфере увеличения адгезии материалов к металлу кузова. По разным причинам потребители периодически жалуются на недостаточную адгезию материалов. Это может происходить как вследствие плохого обезжиривания поверхности, недостаточной укатки, так и из-за работы в условиях экстремальных температур и повышенной влажности. Но в любом случае, думаю, этому должно быть уделено больше внимания.
Что касается тестов на КМП, то они могут быть необъективны. Но хотя само значение КМП - это ориентир, на сами результаты тестов разными способами производитель может влиять в свою пользу. И многочисленные тесты КМП свидетельствуют об исключительном качестве тех или иных материалов перед конкурентами. Однако в Украине для этого нет подобных лабораторий, да в России их немного.

Но, совсем не проводя тестов, невозможно судить о качестве материалов. Любому потребителю достаточно нетрудно выяснить адгезию того или иного материала в условиях мороза или жары. Для этого нужно наклеить материал и поэкспериментировать, нагрев или охладив поверхность металла.
Также полезно перед покупкой выяснить размер листа, толщину основного материала, фольги. Дело в том, что разные производители используют определенные маркетинговые эффекты, занижая вес или толщину, но оставляя ту же стоимость. Так, например, существует распространенный артикул М2, который изначально подразумевает толщину в 2 мм. Однако у разных производителей толщина материала может отличаться.

Любой материал для шумоизоляции будет давать эффект. Вопрос заключается только в том, что эффективность и цена будут отличаться, и иногда существенно.

Александр Землянский, менеджер по продажам компании «Ростехизоляция» официального представителя торговой марки Vikar:
- Одним из основных объективных критериев, по которому можно судить об эффективности материалов, является показатель КМП (коэффициента механических потерь). Продукция, которая прошла подобные испытания и имеет хорошие показатели считается эффективной, соответственно качественной.

Присутствующие сегодня на рынке продукты достаточно однотипны, поэтому разница в их эффективности определяется по толщине герметика и фольги. Основную часть виброизоляционного материала занимает бутил-каучуковый герметик, и его толщина разнится от 1,4 до 4 мм. Герметики могут отличаться по плотности и составу. Толщина фольги также может быть разной и составлять от 60 до 100 мк. Раньше при производстве материалов широко применяли вспененный полиэтилен производства России и Венгрии. Сейчас применяют более качественный материал - вспененный полиуретан (Италия, Польша, Германия). Он более плотный по звукопроницаемости, звукоотражению, т.е. более эффективен в поглощении и отражении шумов.


Кроме того, что материал должен быть качественным, для достижения хорошего результата необходимо правильно произвести процедуру оклеивания. Для этого нужно соблюдать рекомендации производителя по применению материалов. Например, в дверях не устанавливать толстые материалы, чтобы не перегружать их, и обеспечить нормальную сборку дверных карт. Также важно тщательно укатать материалы, чтобы не оставались пузырьки воздуха, и материал был надежно закреплен. Если это большая площадь поверхности, например, пол, потолок или филенка двери, необходимо создать дополнительные ребра жесткости при проклейке. У установщиков существуют своеобразные хитрости и наработанные с опытом приемы для достижения нужного эффекта. На эффективность шумоизоляционных мер в автомобиле влияет также обширность обклейки кузова. Максимальный эффект достигается при 80% и более проклейки всей площади автомобиля.

Если говорить об удобстве при работе, то стоит обращать внимание на компактные размеры матов. Однако в будущем, возможно, материалы будут уже не в листах, а напыляться пульверизатором. Подобные технологии уже развиваются в Европе, и такое покрытие встречается в ряде новых автомобилей. Поэтому я допускаю, что это скоро может прийти и к нам.

От редакции
Очевидно, что для получения качественных результатов в таком трудоемком и ответственном деле, каким является шумоизоляция автомобиля, специалистам автосервисов нельзя пренебрегать глубиной теории, практически единственным открытым первоисточником которой на сегодняшний день являются только представители производителей материалов.

Поэтому в процессе подготовки материала мы решили найти максимальное количество компаний, представляющих интересы производителей шумоизоляционных материалов. Как оказалось, системных поставщиков не так много. Их мнения мы и представили на обозрение читателям.
Перечислим марки, которые являются основными игроками на украинском рынке.

STP - одни из самых распространенных материалов. Присутствуют на рынке более 12 лет. Продаются практически во всех сегментах: на авторынках, в авто- и строительных магазинах, в интернет-магазинах, в автозвуковых мастерских. Можно назвать лидером по присутствию.


Шумоff - признанный на сегодня лидер по качеству. Материалы продаются через интернет-магазины, магазины автозвука, ими пользуются практически все профессиональные установщики, без этих материалов не обходится ни одно автозвуковое соревнование. На авторынках практически не встречается.

Ultimate - динамично развивающийся бренд в среднем ценовом сегменте. Можно встретить на авторынках, в интернет-магазинах, на автозвуковых соревнованиях и в профессиональных СТО. Поставляется на автосборочные заводы «Богдан-Моторс» для оборудования автомобилей Hyundai и троллейбусов.


SGM и Vikar продаются преимущественно на авторынках и в интернет-магазинах. Некоторые разновидности материалов используются специалистами по переобоорудованию коммерческих автомобилей в пассажирские.
Беседовал Максим БелановскийИсточник: журнал autoExpert №12`2013. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

autoexpert-consulting.com

Шумоизоляция

Мы проводим работы по нормализации уровня шума с применением мягкого пенополиуретана Экотермикс 600 плотностью 8-15 кг/м.куб..
ППУ имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими шумо и звукоизоляторами, объединяя в себе качества, как звукоизолятора, так и шумопоглощающего материала.

  • высокий индекс шумопоглощения (NRC)*
  • высокий коэффициент звукоизоляции (STC)*
  • бесшовный метод нанесения
  • отличная адгезия практически к любым поверхностям
  • возможность заливания в пустоты, фактически не разбирая конструктив перекрытий
  • не утяжеляет конструкции (плотность 8-15 кг/м3)
    (NRC)* – Noise Reduction Сoefficient
    (STC)* – Sound Transmission СlassNoise Reduction Сoefficient (NRC)

Коэффициент шумопонижения (шумоподавления)

Noise Reduction Сoefficient (NRC) – Коэффициент шумопонижения (шумоподавления)- является среднее арифметическим значением коэффициентов звукопоглощения, округленным до ближайшего числа кратного 0.05, состояние определяется измерением в четырех треть октавных полосах с центральными значениями частоты 250, 500, 1000 и 2000 Гц. Коэффициенты поглощения звука материалов, как правило, определяются путем использования стандартизированных процедур тестирования, такие как ASTM C423, который используется для оценки звукопоглощения материалов в восемнадцать треть октавных полосах частот с центральной частотой от 100 Гц до 5000 Гц.
NRC является мерой того, насколько звук поглощается определенным материалом, и является производным от измеренного коэффициента звукопоглощения. Поэтому наиболее часто используется, чтобы оценить общие акустические свойства акустических потолочных плит, перегородок, а также офис экранов и акустических стеновых панелей.
NRC является индексом шумопонижения определяемым в лабораторных испытаниях и используется для рейтинга шумопоглощения определенного материала. Это стандартный диапазон от нуля 0.0 (абсолютно отражающий) до 1.0 (идеально поглощающий).
Заблуждением является то, что коэффициент шума близкий к 1.0 будет определять, насколько хорошо шумопоглощающий материал будет создавать звуконепроницаемый барьер. Существует большая разница между эффективностью передачи звука STC и звукопоглощением NRC. Материал с высоким показателем NRC не обязательно блокирует звук лучше.
Например, у вас есть сосед, у которого собака лает день и ночь напролет. Вы хотите, полностью избавиться от навязчивого лая и спешите приобрести шумопоглощающие панели. Выбираете панели с коэффициентом 1.0, или близким к нему например 0.9, крепите на стену и потолок, но вдруг обнаруживаете, что лай, как был слышен, так и остался. Но зато при просмотре в этой комнате домашнего кинотеатра, и прослушивания музыки, вы вдруг обнаруживаете улучшенное качество звучания.
Этому есть логичное объяснение, вы выбрали материалы обладающие эффектом шумо-звукопоглощения, а стоит обратить внимание на звукоизоляционные конструктивы, которые ослабляют звук при прохождении через преграду.
Поэтому если вы все таки не хотите слышать навязчивый лай, то вам придется обратить внимание на показатель проводимости звука - STC (Sound Transmission Сlass).
Показатель NRC относится к шумопоглощению в пределах вашего помещения и является очень важным параметром когда вы собираетесь устроить домашнюю звукозаписывающую студию, комнату для просмотра кинофильмов с хорошей акустической системой и прослушивании музыки класса Hi-End.

Строительный материал

NRC
Кирпич 0.00 – 0.05
Ковер на стене 0.20 – 0.30
Бетон монолит, гладкий 0.20
Бетонная панель 0.35 – 0.50
Пробковое дерево (стена) 2.5 см 0.30 – 0.70
Драпировка средней плотности 0.05 – 0.15
Каменная вата высокой плотности 9 см 0.90 – 0.95
Стекловата 5 см 0.50 – 0.75
Гипсокартон 0.05 – 0,10
Фанера 0.10 – 0.15
Пенополиуретаны, открытая ячейка 0.5
Напыляемая теплоизоляция ЭКОТЕРМИКС 600, открытая ячейка 0,75
Стекло 0,10
Профессиональная акустическая плита 0,75 – 1,1
Дерево 0,15

Т.е. материал с NRC 0,5 поглотит около 50% от звука, который попадает в него, со значением 0,75 будет поглощать 75% звука, остальное отразиться обратно в помещение.
Цель профессиональных акустических панелей может иметь коэффициент шумопонижения 1,0, представляющий собой 100% поглощение звука.
Еще хотелось бы обратить Ваше внимание, что при выборе шумопонижающих материалов, надо четко понимать с какой целью вы их выбираете, т.к. материалы с одним и тем же показателем NRC, на разных частотах выдадут абсолютно другие звуковые характеристики! (По материалам компании Domilec).

Класс перемещения звука

Sound Transmission Сlass (STC) – Класс перемещения звука, оценка того, насколько хорошо ограждающие конструкции ослабляют звук. В США он широко используется для оценки внутренних перегородок, потолков / полов, дверей, окон и наружных стен ( ASTM Международной классификации E413 и E90).
Чтобы присвоить рейтинг STC, разделяют два помещения. Звук генерируется в одной из комнат, мощность звука измеряется по обе стороны барьера, и отношения между двумя измерениями (потери при передаче), оценивается в децибелах. Измерения проводятся в каждой комнате, берется 16 промежуточных данных на 1/3 октавы в интервалах от 125 Гц до 4000 Гц.
Таким образом, STC Ratings оценивает эффективность передачи звука в диапазоне частот от 125 Гц до 4000 Гц, через ограждающую конструкцию. Этот диапазон соответствует диапазонам частот человеческой речи.

Простой пример:
- если у вас источник шума силой 100 децибел на одной стороне звукового барьера, и барьер оценен STC 60, Вы получаете STC 40 децибел остаточного шума с другой стороны.

Конструктив STC Class

Стандартная 100 мм межкомнатная каркасная перегородка,
с одинарным листом гипсокартона с каждой стороны

34-35
Та же самая только с минватой внутри 36 – 38
Та же самая только с дополнительной воздушной прослойкой 38 – 40
Перегородка с двойным каркасом, в первом слое минвата, во втором
воздушная прослойка, одинарный слой гипсокартона с каждой стороны
42 – 44
То же самое, но с дополнительным слоем минваты во втором каркасе 45 – 47
Та же конструкция с каменной ватой повышенной плотности 48 – 49
Перегородка с одинарным каркасом, ЭКОТЕРМИКС 600
и двойной слой гипсокартона по обеим сторонам
50
То же самое с двойным каркасом 52
Та же конструкция с ЭКОТЕРМИКС 600 и с каменной ватой повышенной
плотности во втором каркасе с двойным слоем гипсокартона поверх OSB с каждой стороны
54 – 60
Та же конструкция с акустическими панелями 60 +


Согласно СНиП 23-03-2003 “Защита от шума” для обычного дома регламентируется показатель STC 45, это около 41-43 дБ, а уже для дома повышенной комфортности желательно STC 49 – 52

pena39.ru

Современные шумопоглощающие материалы

Жизнь в современном городе негативно отражается на здоровье. Постоянные стрессы, плохая экологическая обстановка и регулярный шум могут лишить покоя. Повышенный уровень беспокойства отражается на психологическом состоянии человека. Поэтому широкое распространение получили шумопоглощающие материалы.

Данный вид материала преимущественно состоит из губчатых и вспененных компонентов. Они, благодаря пористости структуры, не отражают звук, а поглощают его в себя.

Сфера применения

В наши дни используется множество звукоизоляционных материалов для промышленных, жилых, культурно-развлекательных помещений, а также для автомобилей.

В автомобилях часто наряду с шумопоглощающими материалами используют виброизолирующие изделия.

В промышленных помещениях звукоизоляцию устанавливают согласно прописанным ГОСТам для рабочих помещений.

Шумопоглощающие материалы широко используются при строительстве различных спортивных сооружений. Активное движение и удары при работе спортивных снарядов и тренировках с мячом создают характерный звуковой фон. В данных помещениях используются материалы шумоизолирующие и ударопоглощающие, которые хорошо амортизируют разнообразные волны.

Звукоизолирующие материалы применяются для помещений, работающих с акустическими устройствами. Это звукозаписывающие студии, концертные залы и кинотеатры.

Также шумопоглощающие материалы используются для жилых строений. При строительстве современных домов часто закладывается не очень качественная шумоизоляция. Поэтому необходимо принять дополнительные меры ее улучшения, чтобы обеспечить себе комфортное проживание.

Виды шумов и их изоляция

В каждом конкретном случае используется определенный материала. Его вид зависит от типа производимых шумов. Различают три вида шума.

1. Воздушные шумы создает разнообразная бытовая техника, машины и громкие разговоры. Для защиты от такого рода звуков эффективна многослойная шумоизоляция потолка. Это могут быть мягкие волокнистые материалы из минеральной ваты и стекловаты. Они закладываются в каркасную систему и подшиваются гипсокартоном. Также помочь от воздушного шума могут натяжные потолки и акустические подвесные потолки, которые обладают шумопоглощающим эффектом и полностью экологически безопасны.

2. Ударные шумы ощущаются при воздействии на перекрытие. Они могут появляться при ремонтных работах и детских играх. В этом случае могут помочь шумопоглощающие панели для потолка со специальной закрытой ячеистой структурой. Также используются различные пористые материалы, но укладываться они должны на пол, тогда потолок нижнего помещения будет защищен от шумов. Для этого могут применяться пробковые, прорезиненые подложки, композитный материал или пенополистирол. Главное - это создать плавающий пол, состоящий из нескольких слоев.

3. Структурные шумы создаются, когда основные несущие конструкции соединены без применения шумоизоляционных материалов. Тогда шумовой эффект будет распространяться по всему зданию, независимо от источника возникновения. С этим видом шума справиться намного сложнее. Для защиты стыков несущих конструкций необходимо приобрести прокладочный материал. Это может быть эластомерный материал, стеклохолст или виброакустический герметик.

Звукопоглощающие материалы

Для эффективного устранения различного звукового шума в трех направлениях - потолки, стены и пол – используется различный шумопоглощающий материал. Для стен такая защита особенно важна. Например, в панельных домах через стены проникает основное количество шумов, слышен даже тихий плач ребенка. Это приводит к неуравновешенному состоянию и конфликтам с соседями. Поэтому наиболее часто для звукоизоляции стен применяются плотные шумопоглощающие панели.

В зависимости от степени жесткости материала выделяют:

  1. Мягкие материалы для изоляции. Их основу составляет вата, стекловата, войлок либо джут. Коэффициент поглощения – 70 %. Преимущество – небольшая объемная масса – 70 кг/м3;
  2. Полужесткие материалы. Это спрессованная минеральная вата или стекловолокно в виде плит. Либо материалы ячеистые по своей структуре (например, пенополиуретан). Коэффициент звукоизоляции – 50-75 %. Объемная масса – 80-130 кг/м3;
  3. Твердые материалы. Их основу составляет гранулированная или суспензированная минеральная вата. Звукопоглощение – 50 %. Объемная масса – 400 кг/м3.

Шумопоглощение типа «сэндвич»

Шумопоглощающие материалы в таких системах располагаются многослойно. То есть конструкция состоит из жестких слоев снаружи, плотных и мягких внутри.

Жесткие слои могут быть изготовлены из плит перекрытия или листов гипсокартона. В этом случае звукоизоляция прямо пропорциональна их плотности. А плотный мягкий материал выступает в качестве шумопоглотителя. Это уже упомянутая стекловата или другие материалы с волокнистой структурой. Толщина материала, как правило, не менее 5 см. Материал должен заполнить пространство внутри хотя бы наполовину.

Какие бывают шумопоглощающие изделия

Существует множество готовых шумопоглощающих изделий. Например, панели. Они используются для всевозможных защитных экранов и для звукоизоляции поверхностей помещения. Панель состоит из каркаса, внутри которого расположена специальная шумопоглощающая вставка. Эта вставка содержит шумопоглащающие элементы из металлокерамики или пеноалюминия.

В арсенале материалов по борьбе с шумом представлены шумопоглощающие заборы. Они бывают из бетона, профнастила, а могут представлять собой бетонные ограждения. Монолитные ограждения выполняют из блоков, камня или кирпича. Бетонные заборы устанавливаются очень оперативно и обладают повышенной функциональностью. Они могут быть выполнены из декоративного бетона. Шумопоглощающие свойства забора из профнастила слабее бетонного или монолитного. Но зато они более доступны по цене.

Хорошим способом устранения шумового эффекта внутри помещения является шумопоглощающая дверь. Межкомнатная дверь в квартире выполняет роль теплового и шумоизолятора. Эффективная шумоизоляция дверных конструкций состоит из следующих важных факторов:

- Дверной материал: стеклянные вставки, массив дерева, полотно с наполнителем.

- Конструкция полотна: распашная, раздвижная, складывающаяся.

- Плотность прилегания дверного модуля, которая создает необходимую герметичность.

Резюме

На современном рынке представлено огромное количество средств для устранения шума. Это материалы, применяемые как внутри помещения, так и снаружи. Поэтому стоит очень ответственно подойти к вопросу шумоизоляции. Ведь правильно выбранные и установленные шумопоглощающие материалы способны сохранить спокойную и комфортную обстановку в любом помещении.

fb.ru

УАЗ Patriot Степень свободы › Бортжурнал › Подготовка Патра к шумоизоляции. Проверка эффективности материалов для шумоизоляции.

Все доброго дня.
Кратко о Патре. Пробег 1200 км. проблем нет совсем (руль криво стоит, но это с завода и на ТО-0 исправят).

Но я тут задумал глобально подойти к вопросу шумоизоляци и как много информации посвящено этому процессу. Я, если честно, запутался в обилии отчетов, в которых я для себя отметил на мой взгляд откровенно безграмотные и откровенно рекламные.
Я за свою жизнь своими руками шумоизолировал три своих авто по классической технологии: виброизолятор + сплэн. Но сейчас я начал считать, что это пустая трата денег, т.к. эффект, на мой взгляд, минимальный. Ярым фанатам сплэна хочу подчеркнуть, что это мое личное мнение и переубеждать меня бесполезно (этот материал я прикупил для сравнения))))). Я хочу только одного-грамотно и эффективно потратить свои деньги и время. Шумить хочу сам, своими руками.
К чему этот пост:
1. Обилие материалов и фирм так же ставит меня в тупик. В связи с чем, я принял решение собственноручно, используя лабораторную шумоизмерительную установку на работе, проверить эффективность шумоизоляционных материалов, на которые положил глаз.
2. Может быть Вы предложите для проверки какой-нибудь интересный шумопоглощающий! материал.Либо может быть стоит проверить различные сочетания материалов.

Дабы меня никто не обвинил в рекламе, я не буду указывать производителей материалов и их название:
Мною закуплены (названия самого материала, из чего сделаны взял у производителей). Материалы взяты по максимально производимой толщине:
1.Изолон неизвестного производителя 4 и 8 мм (многие называют его "сплэн"). Огромный плюс этого материала-он не впитывает влагу.
2. Высоковязкий ППУ особой формы– толщина 25 мм.


3. Еще один распространенный вспененный шумопоглотитель 20 мм.

4. Вторично-вспененный ППУ с какой то уникальной мембраной. Толщина 6 мм, но с очень высокой плотностью. Выбор сделан потому что мембрана защищает от влаги. А это очень важно для напольного покрытия.

5.Шумопоглощающий акустический синтетический войлок на клеевом слое. Толщина 10 мм.


6. Лайттек Войлок искусственный — 20 мм. Точно такой я видел у себя на Тойоте в картах дверей.

Схема установки и суть опыта

Полный размер

Полный размер


Установка разделена на две части. В левой части расположен динамик, функция которого издавать звук заданной частоты (63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 8000 Гц), в правой регистратор уровня давления звука. Между ними устанавливается перегородка, внутрь которой я буду располагать интересующий меня материал для шумоизоляции авто. . Указанный прибор позволяет определить эффективность выбранных мною материалов во всем диапазоне частот.
Эффективность материалов буду проводить для всех частот, которые регламентирует ГОСТ.

И в конце немного теории.
Шум-это сложная по составу вещь. Шум имеет разные частоты, поэтому шум измеряют по предельному спектру шума по среднегеометрическими частотами (измеряется уровень звукового давления в каждой из 7 частот) – 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 8000 Гц). На каждую из этих частот есть предел, выше которой шум считается недопустимым. И чем выше частота шума, тем он опаснее и вреднее. Указанный прибор позволяет определить эффективность выбранных мною материалов во всем диапазоне частот.
Естественно чем ниже звуковое давление в каждом из указанных диапазонов, тем «тише» будет в машине при условии качественной укладки материала.

Так же уровень шума оценивают по эквивалентному (усредненный) уровню звука. Я тоже измерю этот параметр, но динамик уже будет играть какую-нибудь веселую песню.

Пока посылки идут транспортными компаниями, жду перед проведением измерений Ваших замечаний и предложений. Только для добавления новых материалов в список ограничивается тем, что я не все материалы смогу купить.

www.drive2.ru

Звукоизоляция и звукопоглощение

Звукоизоляция конструкции (перегородки, стены, окна и т. п.) как физическая величина равна ослаблению интенсивности звука при прохождении его через эту конструкцию [3]

,

где R — физическое значение звукоизоляции конструкции, дБ;

— интенсивность падающего звука, дБ;

— интенсивность прошедшего звука, дБ.

В то же время звукоизоляцией называют сумму мероприятий по снижению прохождения звука через конструкцию. Различают звукоизоляцию от воздушного шума, когда колебания конструкции возбуждаются звуковыми волнами, падающими на нее из воздуха, и звукоизоляцию от структурного (ударного) шума, когда колебания конструкции возбуждаются непосредственным механическим воздействием (вибрацией установленной на ней машины, ходьбой и т. п.).

Чтобы защитить от шума обслуживающий персонал, на производственных участках с шумными технологическими процессами или особо шумным оборудованием устраивают кабины наблюдения и дистанционного управления.

Наиболее простым и дешевым способом снижения шума в производственных помещениях является устройство звукоизолирующих кожухов, полностью закрывающих наиболее шумные агрегаты.

Шум снижается за счет применения звукопоглощающих материалов. Звукопоглощающими называют материалы и конструкции, способные поглощать энергию падающего на них воздушного звука. Это, как правило, конструкции, состоящие из пористых материалов. Их применяют либо в виде облицовок внутренних поверхностей помещений, либо в виде самостоятельных конструкций — штучных поглотителей, обычно подвешиваемых к потолку. В качестве штучных поглотителей используют также драпировки, мягкие кресла и т. п.

Поверхность звукопоглощающей облицовки характеризуется коэффициентом звукопоглощения , равным отношению интенсивности поглощенного звука к интенсивности падающего

.

Коэффициент звукопоглощения зависит от вида материала, его толщины, пористости, крупности зерен или диаметра волокон, наличия за слоем материала воздушного промежутка и его ширины, частоты и угла падения звука, размеров звукопоглощающих конструкций и т. д. Для открытого окна на всех частотах. Коэффициенты звукопоглощения некоторых материалов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Коэффициенты звукопоглощения некоторых материалов

Изделие или конструкция

Толщи-на слоя матери-ала из-делия, мм

Воз-душ-ный за-зор, мм

Коэффициент звукопоглощения при среднегеометреческих частотах октавных полос, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Плиты мине-раловатные, акустические

То же

бетонная конструкция, оштукатурен-ная и окра-шенная масля-ной краской

20

20

-

0

50

-

0,02

0,02

0,01

0,03

0,05

0,01

0,17

0,42

0,02

0,68

0,98

0,02

0,98

0,90

0,02

0,86

0,79

0,02

0,45

0,45

0,02

0,20

0,19

0,02

Звукопоглощением поверхности ограждения А в квадратных метрах на данной частоте называют произведение площади ограждения S на ее коэффициент звукопоглощения

.

Звукопоглощение помещения складывается из суммы звукопоглощений поверхностей и звукопоглощений штучных поглотителей

,

где n — число поверхностей; m — число штучных поглотителей.

Постоянной В помещения называют величину

,

где — средний коэффициент звукопоглощения, составляющий

.

Обычно принимают, что звуковая мощность источника шума не изменяется после устройства звукопоглощающих конструкций. Поэтому эффект снижения шума звукопоглощающей облицовкой в децибелах определяют вдали от источника шума в отраженном звуковом поле по формуле

,

где В1, В2 постоянная помещения соответственно до и после осуществления акустических мероприятий.

Требуемое снижение уровня звукового давления может быть обеспечено применением только звукопоглощающих конструкций, если в расчетных точках в отраженном звуковом поле это снижение не превышает 10 — 12 дБ, а в расчетных точках на рабочих местах 4 — 5 дБ. В случаях, когда согласно расчету необходимо большее снижение, помимо звукопоглощающих конструкций предусматривают дополнительные средства защиты от шума.

Для защиты работающих от действия прямого шума источника применяют экраны. Они образуют звуковую тень. Ее размеры зависят от соотношений между размерами экрана и длиной падающей звуковой волны, а также от расстояния между экраном и экранируемым рабочим местом. Эффективность экрана можно определить методом Реттингера, для чего определяют критерий затухания М:

а) при расположении источника шума и рабочего места на одном уровне

,

где h — расстояние от источника шума до вершины экрана, м;

х, у — расстояние от экрана до источника шума и до расчетной точки, м;

- длина волны, м.

б) при расположении источника шума и рабочего места в разных уровнях

,

где Н — высота экрана, м;

kвысота расчетной точки от поверхности земли, м.

Определив значение критерия М, по графику (рис.2,б) находят эффективность экрана .

k

Рис. 2. Расчет эффективности экрана:

а — схема к расчету снижения шума экраном; ИШ — источник шума; РТ— расчетная точка; h — расстояние от источника шума до вершины экрана; Н — высота экрана, м; kвысота расчетной точки от поверхности земли, м; х, у — расстояние экрана до источника шума и расчетной точки; б — зависимость эффективности экрана от критерия М

Область тени за экраном тем меньше, чем больше длина волны , так как за счет эффекта дифракции длинные волны легко огибают экраны. По этой причине экраны применяют в основном для защиты от средне- и высокочастотного шума.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *