Земляная баня – Баня-землянка: как сделать своими руками

Баня землянка своими руками

Думать, что баня-землянка – самый простой способ строительства – заблуждение. Но эксплуатация таких бань – действительно не обременительное занятие по времени и для кошелька. Что такого особенного в строительстве бань под землей в сравнении с обычной землянкой? Этот пост посвящен строительству бани землянки своими руками. Лучшие «вытяжки» и советы профессионалов ждут вас.

Для исторической справки скажу, что есть знаменитые Тифлисские Абанотубани, которые также претендуют называться поземными. Но это абсолютная противоположность тому, что мы будем «рыть» дальше. Перед тем как рассказать о постройке бани в землянке напомню, что в соотношении качество-цена – это самый лучший вариант. Почему?

Баня землянка — отголосок прошлого

  1. Отпадает вопрос покупки дорогих утеплителей. С этой ролью отлично справляется земля, глина, дерн и мох
  2. Пиломатериалы из супермаркета заменяются сухостоем, упавшими и сваленными ветром деревьями
  3. Дизайнерские дорогие «фичи» и «прибамбасы» заменены экстравагантными и вульгарными формами нестроганого бруса, который придает особый вкус всей постройке.
  4. Землянка-баня – это сооружение без капитального фундамента и, скорее всего, вам не понадобится архитектурные разрешения и согласования.
  5. В зимнее время, когда баня в землянке покрывается толстым слоем снега – добавляется дополнительный природный теплоизолятор.
  6. Подземные бани дольше держат тепло, чем их надземные «сестры» выдуваемые холодными ветрами через все щели между брусом.
  7. Не требуются дорогостоящие оконные конструкции
  8. Используются упрощенные варианты печей или даже очагов без банных и саунных печей.
  9. Грамотное дизайнерское исполнение входа в землянку выглядит куда привлекательнее, чем стандартные срубы под металлическими крышами.

Баня-землянка – сооружение, в котором стены не строят, а выкапывают. Сложные бетонные работы заменяются землеройными в больших объемах. Рытье котлована – не сложная, но трудоемкая задача.

Многие считают, что нет различий между землянкой и баней под землей. Это –заблуждение. В отличие от стандартных блиндажей, необходимо предусмотреть такие особенности строительства:

  • Необходимость дополнительной «комнаты» для того чтоб разграничить отделение для «раздеться» с отделением для «помыться»;
  • Дымоходная труба, как и печь, может присутствовать, но не исключен вариант и когда дым выходит через окно. Это классическая баня по черному;
  • При выводе трубы через слой грунта на поверхность и присутствии на крыше землянки сухих листьев и хвои (торфа) – необходимы дополнительные противопожарные меры безопасности для предотвращения возгорания;
  • Должно быть, как минимум, одно окошко в парилке для отвода продуктов сгорания, освещения и в целях безопасности. Ведь большинство бань-землянок имеют либо керосиновое освещение, либо естественное, если они расположены вдали от цивилизации.
  • При отсутствии естественного уклона для отвода воды необходимо обеспечить способ помывки, при котором вода не льется на дно землянки. В случае низкого залегания грунтовых и поверхностных вод необходимо предусмотреть дренажный колодец для стока воды. Но опыт подсказывает, что подобные сливы чреваты присутствием лишних неприятных запахов, которые появятся со временем;
  • Желательно присутствие рядом естественного водоема для водных процедур
  • Идеальный участок – уклон. Это позволит удобно сделать вход и маленькое окно в предбанник

Особенности строительства бани землянки

Подземные бани. Как и землянки, могут иметь каменные стены, либо из комбинации дерево-земля. Первые – считаются надежными, более практичные в эксплуатации. Но требуют более длительного прогрева как зимой , так и летом.

Выбирать участок необходимо с уровнем залегания поверхностных вод ниже дна землянки. Необходимо провести стандартную разметку участка колышками и шнурами. Строгое соблюдение диагонали приветствуется, но не обязательно. Глубину землянки необходимо планировать, учитывая следующие факторы: как минимум на глубину роста взрослого человека плюс 20-25 см и так, чтоб можно было организовать небольшое окошко для попадания естественного света (для проектов бань без электрического освещения)

Как правило, любая конструкция бани под землей включает столбы по углам и столбы по центру условной середины бани для организации будущей крыши. Крыша должна быть пологой. Это позволит потом без проблем засыпать ее землей и не позволит сползать уложенному поверх дерну. Стропила и прогоны изготавливаются из отесанного или окоренного кругляка, обработанного народными средствами для защиты от жучков и грибков. Забегая вперед, скажу, что в качестве покрытия крыши используются либо жерди, либо доска, поверх которой будет уложен гидроизолирующий материал. Он предохраняет помещение от проникновения дождевых вод и лишних насекомых вместе с землеройными банными вредителями. Это может быть и ПВХ пленка, и рубероид, и полиэтиленовая мембрана, толь и пергамин. Для временных сооружений в лесу используют многослойную конструкцию из «бутерброда»: опада листьев, глиняного затвора, веток ельника, мха, земли и дерна. Напомню, что мох является естественным антисептиком. Изолирующие пленки укладываются минимум в 2 слоя друг другу поперек для предотвращения протечек.

Столбы, стропила и прогоны образуют каркас бани-землянки. Деревянные столбы желательно глубоко обработать антисептиками или просмолить. Для предохранения стен котлована от осыпания необходимо по столбам проложить доски или приступить к монтажу каменной укладки с использованием цементного раствора.

Боковые стены внутри землянки необходимо защищать также от влаги. Используйте те же материалы, что и для гидроизоляции крыши

Лучшим стражем против жучков и точильщиков. Против плесени и грибов внутри такой бани является сажа и копоть, которые не только предохраняют деревянную часть от съедания и гниения, но и не позволяют завестись мышам в бане.

При строительстве стен из камня (жесткая конструкция) отдавайте предпочтения круглому котловану. Круглая форма землянки создает конструкцию стойкую к пучинистым и поперечным деформациям грунта во время морозов и не позволит трескать и разрушаться конструкции земляной бани.

dombrus.org.ua

Баня под землей. Фото

Русские, финские, ацтекские и турецкие бани — интересно, но есть еще баня под землей. Список можно продолжать, но большинство читателей будет представлять баню в доме, рядом или в комнате, где угодно, но никак не под землей! А ведь баня под землей – не такая редкость. А в условиях морозных зим – лучшее решение. Что же такого хорошего в «лисьих норах»? Кто знает, может, Хоббиты и жили в таких банях? Одно остается верным – это красиво, модно и необычно.

Подземные бани

Именно лисьими нормами называют избы, которые наполовину закопаны в землю. В такой бане, как правило, над входом образуют навес, выступающий над крыльцом бани. Они напоминают и темаскали – бани ацтеков. В Европе многие «модные» современные архитекторы строят такие конструкции, но по современным технологиям.

Баня под землей —  неоспоримые преимущества

да и не только бани, а и жилого дома:

  • Под землей температура стен меньше подвержена колебаниям температуры;
  • Теплоотдача наполовину закопанных стен в разы меньше обдуваемых стен;
  • Как правило, крыши таких бань покрыты земляной подушкой и травяным газоном;
  • Оригинальный дизайн не сравнится ни с какой другой формой;
  • Шумоизоляция таких помещений – вне конкуренции с любыми другими стенами
  • Экономия на отделочных фасадных работах;
  • Прохлада в жаркую пору времени.

Пожалуй, самыми знаменитыми подземными банями являются Абанотубани – бани под землей в Тбилиси (Грузия). Это очень известный район с целыми поземными районами из бань, которые стоят на горячих серных источниках. Находятся они на улице Иосифа Гришашвили. Самая старя баня этого района – Ираклиевская. Она стала известной с XVI века. Источники в этих банях достигают 24 – 42 градусов. Там парился сам Пушкин и вспоминал Александр Дюма.

Недостатки подземных бань:

  • Могут строиться на участках с низким уровнем грунтовых вод;
  • Нет полноценного дневного освещения через окна;
  • Усложнен слив воды из бани;
  • Большое количество дренажных и гидроизолирующих работ.

Наверное, это  не остановит любителя пара, который решил построить баню под землей

Закладка Постоянная ссылка.

dombrus.org.ua

Баня землянка своими руками |

Думать, что баня-землянка – самый простой способ строительства – заблуждение. Но эксплуатация таких бань – действительно не обременительное занятие по времени и для кошелька. Что такого особенного в строительстве бань под землей в сравнении с обычной землянкой? Этот пост посвящен строительству бани землянки своими руками. Лучшие «вытяжки» и советы профессионалов ждут вас.

Для исторической справки скажу, что есть знаменитые Тифлисские Абанотубани, которые также претендуют называться поземными. Но это абсолютная противоположность тому, что мы будем «рыть» дальше. Перед тем как рассказать о постройке бани в землянке напомню, что в соотношении качество-цена – это самый лучший вариант. Почему?

  1. Отпадает вопрос покупки дорогих утеплителей. С этой ролью отлично справляется земля, глина, дерн и мох
  2. Пиломатериалы из супермаркета заменяются сухостоем, упавшими и сваленными ветром деревьями
  3. Дизайнерские дорогие «фичи» и «прибамбасы» заменены экстравагантными и вульгарными формами нестроганого бруса, который придает особый вкус всей постройке.
  4. Землянка-баня – это сооружение без капитального фундамента и, скорее всего, вам не понадобится архитектурные разрешения и согласования.
  5. В зимнее время, когда баня в землянке покрывается толстым слоем снега – добавляется дополнительный природный теплоизолятор.
  6. Подземные бани дольше держат тепло, чем их надземные «сестры» выдуваемые холодными ветрами через все щели между брусом.
  7. Не требуются дорогостоящие оконные конструкции
  8. Используются упрощенные варианты печей или даже очагов без банных и саунных печей.
  9. Грамотное дизайнерское исполнение входа в землянку выглядит куда привлекательнее, чем стандартные срубы под металлическими крышами.

Баня-землянка – сооружение, в котором стены не строят, а выкапывают. Сложные бетонные работы заменяются землеройными в больших объемах. Рытье котлована – не сложная, но трудоемкая задача.

Многие считают, что нет различий между землянкой и баней под землей. Это –заблуждение. В отличие от стандартных блиндажей, необходимо предусмотреть такие особенности строительства:

  • Необходимость дополнительной «комнаты» для того чтоб разграничить отделение для «раздеться» с отделением для «помыться»;
  • Дымоходная труба, как и печь, может присутствовать, но не исключен вариант и когда дым выходит через окно. Это классическая баня по черному;
  • При выводе трубы через слой грунта на поверхность и присутствии на крыше землянки сухих листьев и хвои (торфа) – необходимы дополнительные противопожарные меры безопасности для предотвращения возгорания;
  • Должно быть, как минимум, одно окошко в парилке для отвода продуктов сгорания, освещения и в целях безопасности. Ведь большинство бань-землянок имеют либо керосиновое освещение, либо естественное, если они расположены вдали от цивилизации.
  • При отсутствии естественного уклона для отвода воды необходимо обеспечить способ помывки, при котором вода не льется на дно землянки. В случае низкого залегания грунтовых и поверхностных вод необходимо предусмотреть дренажный колодец для стока воды. Но опыт подсказывает, что подобные сливы чреваты присутствием лишних неприятных запахов, которые появятся со временем;
  • Желательно присутствие рядом естественного водоема для водных процедур
  • Идеальный участок – уклон. Это позволит удобно сделать вход и маленькое окно в предбанник

Подземные бани. Как и землянки, могут иметь каменные стены, либо из комбинации дерево-земля. Первые – считаются надежными, более практичные в эксплуатации. Но требуют более длительного прогрева как зимой , так и летом.

Выбирать участок необходимо с уровнем залегания поверхностных вод ниже дна землянки. Необходимо провести стандартную разметку участка колышками и шнурами. Строгое соблюдение диагонали приветствуется, но не обязательно. Глубину землянки необходимо планировать, учитывая следующие факторы: как минимум на глубину роста взрослого человека плюс 20-25 см и так, чтоб можно было организовать небольшое окошко для попадания естественного света (для проектов бань без электрического освещения)

Как правило, любая конструкция бани под землей включает столбы по углам и столбы по центру условной середины бани для организации будущей крыши. Крыша должна быть пологой. Это позволит потом без проблем засыпать ее землей и не позволит сползать уложенному поверх дерну. Стропила и прогоны изготавливаются из отесанного или окоренного кругляка, обработанного народными средствами для защиты от жучков и грибков. Забегая вперед, скажу, что в качестве покрытия крыши используются либо жерди, либо доска, поверх которой будет уложен гидроизолирующий материал. Он предохраняет помещение от проникновения дождевых вод и лишних насекомых вместе с землеройными банными вредителями. Это может быть и ПВХ пленка, и рубероид, и полиэтиленовая мембрана, толь и пергамин. Для временных сооружений в лесу используют многослойную конструкцию из «бутерброда»: опада листьев, глиняного затвора, веток ельника, мха, земли и дерна. Напомню, что мох является естественным антисептиком. Изолирующие пленки укладываются минимум в 2 слоя друг другу поперек для предотвращения протечек.

Столбы, стропила и прогоны образуют каркас бани-землянки. Деревянные столбы желательно глубоко обработать антисептиками или просмолить. Для предохранения стен котлована от осыпания необходимо по столбам проложить доски или приступить к монтажу каменной укладки с использованием цементного раствора.

Боковые стены внутри землянки необходимо защищать также от влаги. Используйте те же материалы, что и для гидроизоляции крыши

Лучшим стражем против жучков и точильщиков. Против плесени и грибов внутри такой бани является сажа и копоть, которые не только предохраняют деревянную часть от съедания и гниения, но и не позволяют завестись мышам в бане.

При строительстве стен из камня (жесткая конструкция) отдавайте предпочтения круглому котловану. Круглая форма землянки создает конструкцию стойкую к пучинистым и поперечным деформациям грунта во время морозов и не позволит трескать и разрушаться конструкции земляной бани.

ymp3.ru

Мытные землянки и избы | Чёрные бани | Теория бань

Первые типы оседлых рукотворных жилищ (вместо нор и пещер) создавались в Северной Европе на базе концепции землянок. Перекрытия землянок выполнялись из древесных материалов. Поэтому потолки в курных землянках, омываемые дымовыми газами, были при протопке горячими.

Во времена Западной Римской империи (I век до н. э. — V век н. э.) граница цивилизации шла по рекам Рейн и Дунай, а севернее в дремучих лесах жили полудикие германцы, славяне, балты и финно-угорские племена. Германские завоеватели очень много переняли у побеждённых в V веке н. э. римлян, в частности, приняли латинское название купания (Bad). До сих пор в современном немецком языке поясняется, что если ванна как сосуд (wanne слово чисто германского происхождения) предназначена для купания (мытья), то её следует называть «Badenwanne». Во времена Карла Великого в VIII веке германские паровые бани в курных землянках назывались «badestube» (stube — комната, изба, помещение), «badestove» (древнеголланд.), «badstuga» (древнешвед.), «badstue» (древненорв.), «badestue» (древнедатский). В протестантской Скандинавии до сих пор сохранилось сокращённое простонародное название курной бани «bastu» (в том числе и паровой на камнях). В католической Германии мытные паровые бани (badestube) были запрещены церковью из-за упадка нравов при неизбежном совместном купании (мужчин и женщин), мытьё ушло в домашние купели, и паровая баня забылась.

У финнов-суоми как и всех народов тоже существовало различие между помещением для мытья «сауна» (видимо, от фин. «savunen» — дымный, то есть «дымлянка») и процессом самого мытья «kylpy» (купания). Со временем жильё ушло из «дымлянок» в избы с трубными печами (в белые помещения), а «дымлянки» сохранились лишь для мытья (как и в России). В Финляндии до сих пор сохранилось понятие «дымной сауны» как настоящей национальной бани. Белая же баня и в России, и в Финляндии развивалась в основном в городах и крупных усадьбах, а потому была плохо знакома русским крестьянам и финнам-суоми, жившим преимущественно на хуторах.

Первые землянки древних славян («средней степени дикости») также имели вид ямы, перекрытой жердями и засыпанной землёй (Костеневская стоянка, Воронежская область). Даже на склоне горы дверь в землянку приходилось делать в виде лаза, поэтому землянки назывались влазнями. На полу (дне) землянки устраивали очаг в виде ямы, в которой разжигался костёр. Дым от костра расстилался по потолку (перекрытию) и выводился через вход (лаз) в землянку (А.И. Орлов, Русская отопительно-вентиляционная техника, М.: Стройиздат, 1950 г.). Так, столица Древней Руси город Киев до X века представлял собой теснящие друг друга землянки, окружавшие укреплённый центр (город, крепость, кремль, детинец) и огороженные частоколом (столпием, тыном, острогом — стеной, забором из поставленных вертикально вплотную брёвен). Со временем стены землянки стали укрепляться (и утепляться) вертикально (частоколом) или горизонтально (срубом или поленицей) расположенными брёвнами или плахами (расколотыми пополам брёвнами). Это позволило приподнять стены над землёй и делать полуземлянку с более удобным входом для жильцов и выходом дыма (рис. 8).

Не вдаваясь в исторические детали отметим, что наличие в землянке огня определяло очень многое не только в бытовом и техническом, но и в социальном плане. Если киевский славянин (полянин) имел в землянке огонь, то он был «огнищанином» (главой родового «огнища») и был обязан платить дань своему князю-старшине. Точно также впоследствии поляне платили дань хазарам — один меч от одного «дыма». После хазар поляне платили дань варягам «по три голуби от двора», а затем от «дома». Огонь, дым, двор, дом — это единые развивающиеся социальные понятия, в отличие от «здания» (от «зьд» — глина) — просто постройки (технического термина).

Процедура мытья-купания называлась мовью, а место, где «творилась мовь», называлось мовней. Древней мовней являлась «истобка» (протапливаемая огнём землянка). Именно в «истобке» в 945 году Ольга в качестве мести сожгла послов от древлян, убивших Игоря, а не в бане, как часто пишут в литературе («бань» как термина тогда на Руси ещё вообще не было). Потом в качестве мовни стала использоваться мытная изба. Но, так или иначе, в Древней Руси, видимо, не существовало единого, самого общего в своём понимании слова, означающего то строение (техническое), в котором жили (или мылись). Так, глобальный индоевропейский термин «дом» (пришедший, видимо, от германцев) означал на Руси «хозяйство», «род», а как сооружение стал пониматься лишь с 1230 года. Термин «здание» воспринимался только как процесс, а не результат (создание, сделать). Жилище и обитель понимались как общее для всех имущество. Наши предки не могли разделить понятия жилого и нежилого фонда, потому что жили общим отчим «кровом», а потребительские сущности отдельных вещей разделить пока не могли. Землянки иногда назывались «хатами» (заимствовано у угров-венгров), «хызами» и «хижинами» (заимствовано у германцев через болгар), влазнями, нырищами и т. п. Всё это создавало большие трудности и путаницу при переводах с греческого и латинского языков (и первую очередь церковных), поскольку понятия «жилище вообще» у греков уже были, а у русских появились много позже (дом, здание, строение, изба, жилище, хоромы, храм, приют, чертог и т. п. стали чётко отличаться от помещений для скота, инвентаря, для хранения пищевых запасов: хлева, амбара, двора и т. п.). Поэтому анализ быта через иностранные источники и летописи затруднён (В.В. Колесов, Древняя Русь: наследие в слове, СПб.: Гос. университет, 2000 г.), тем более, что уровни и характеры жизни Руси и Византии были несопоставимы. Это очень важно для анализа термина «баня», воспринимаемого церковью широко как «очищение вообще», а русские прибавку «вообще» не воспринимали и воспринять не могли, а могли понимать «очищение» как конкретную процедуру в конкретном объекте или сооружении. Так или иначе, «баня» долго была чересчур официальным термином, и только потом в городах превратилась в понятие «сооружение для мытья вообще» (всё равно как) в отличие от понятия мытной избы с паром, веником и мытьём в тазу.

Строительство тёплой полуземлянки начиналось с рытья котлована глубиной примерно в 1 метр, куда помещали вертикальные или наклонные наружу столбы, а за ними с внешней стороны укладывали друг на друга горизонтальные брёвна (плахи), засыпаемые и удерживаемые между столбами и грунтом. Деревянную конструкцию поднимали над землёй на 1,0-1,5 метра так, чтобы общая высота стен помещения составляла не менее 2 метров. Вход с деревянной лесенкой или земляными ступенями устраивали с южной стороны. Крыши делали настилом из брёвен (накатом) или двухскатными (более удобными для вывода дыма), покрывали жердями, соломой, обмазывали глиной, засыпали землёй, и они зарастали бурьяном (высокой сорной травой). Засыпка всего строения землёй (с «зелёной» крышей по современной терминологии) помогала сохранять тепло, предупреждала гниение дерева и уберегала от пожаров. Полы делали из утоптанной глины, а люди побогаче застилали пол деревянными плахами (пополам расколотыми брёвнами, горбылями) или мостили вертикально установленными чурками. Полуземлянка была однообъёмным помещением (однокомнатным), отапливаемым зачастую не просто очагом, а сводчатой каменкой или глиняной печью, выпускающей дым в помещение с постоянно приоткрытой дверью или открытым вентиляционным отверстием: дымником или волоковым (задвижным) окном. Печь обычно стояла в глубине комнаты, в дальнем от входа углу. Печь выполнялась либо прямоугольной в виде тоннеля с арочным сводом или круглой с куполом, суживающейся кверху, и имела сбоку только одно отверстие для закладки дров и вывода дыма. Сверху печь имела варочную поверхность из глины (жаровню), по виду напоминающую сковородку, или отверстие для глиняного, а затем чугунного горшка (котла). Дым от печи образовывал на потолке и стенах слой сажи (копоти) в виде «чёрной сыпухи», спадающей тяжёлыми хлопьями. В высоких полуземлянках, а затем и в курных избах, от падающей сажи спасали широкие полки (воронцы), опоясывающие комнату по периметру, прикреплённые к стенам на высоте около двух метров, не мешая сидящим или лежащим на лавках (лежанках, полатях) людям. Именно из-за дыма потолки стремились делать повыше до 3-4 метров. Все стены тщательно обмазывались глиной, а ниже полок к тому же и белились.

Полуземлянки сделали целую эпоху в городском строительстве (Е.Н. Грицак, Памятники древнего Киева, М.: Вече, 2004 г). Дело в том, что сама полуземлянка наполовину утопленная в грунт, стала как бы фундаментом (подклетом) для более высоких уровней (клетей, этажей) жилых строений с несколькими комнатами — хоромами (от греческого choros — «несколько, большое количество, вместе»). Над подклетом (на втором этаже) располагалась горница (от русского «горнее» — «верхнее»), в которую со временем перенесли печь из подклета. На третьем этаже устраивалась светёлка — самая тёплая комната дома. Вход в полуземлянку (подклет) и в горницу начинался с сеней: в подклет вела вниз лесенка, а наверх в горницу тоже лестница. В составе развитых хором в домонгольский период появились «повалуши», стоящие на том же подклете или на своих подклетах многоэтажные строения (в том числе жилые) напротив горниц, часто в виде башен (столпов), имевших общие сени с горницей. Столпы со временем переродились в «вежи» (от древнерусского «вежды» — «глаза»), сторожевые башни, часто декоративные. Верхние этажи жилых богатых хором стали называться «теремами» (от греч. teremnon — «жилище»). Существовали и отдельные терема, возводимые над городскими или усадебными воротами или на высоком подклете. В результате жилые дома знати разрастались конструктивно в весьма сложные сооружения в виде клетей, соединяемых крыльцом, сенями, переходами и навесами. Такие жилые дома были курными, но в дымных помещениях устраивались кухни, людские, а господские помещения обогревались через стенку или перекрытие от курных комнат, и хотя были холоднее, но зато чистыми. Со временем печи стали делать длинными (глубокими) с арочным сводом, предназначенные для варки в горшках на поде (как в русских печах с трубами). Жерла печей выходили в «людские», а весь массив печи проходил через стену в господские белые помещения. Затем в XIV-XV веках появились кирпичные трубы, прогреваемые печью, расположенной в подклети. После прогорания дров в трубе открывались вьюшки, через которые холодный воздух поступал в трубу снизу, нагревался и поступал тёплым в горницу и светёлку («огневоздушное отопление»). В дальнейшем хоромы стали воздвигаться из камня в виде палат (от греч. palation — «дворец»), причём печи с дымовыми трубами уже существовали в XV веке.

Полуземлянки (как жилища, так и подклеты) имели существенные недостатки, в частности, малую долговечность из-за гниения и морозного пучения. Поэтому с развитием деревообрабатывающего инструмента полуземлянки стали выбираться наружу в виде рубленых изб (клетей) на фундаменте. Но ещё долго сруб (прямоугольное сооружение из отёсанных брёвен, скреплённых по углам) устанавливался на деревянных свайных фундаментах-подклетах, часто сменных, да и русские печи по аналогии монтировались, как правило, на опечье, похожее на сруб-подклет.

Сейчас уже никто не знает, в какой момент постепенно вылезающая наружу полуземлянка стала избой или стала называться избой, то есть тёплым (отапливаемым) домом, причём из брёвен. Но сам процесс совершенно ясен: вечно гниющий и подтапливаемый подклет, в котором всё меньше жили и в котором уже перестали устанавливать печь, постепенно заменялся где бревенчатым фундаментом из стойкой древесины (дуба, лиственницы, ясеня, сосны), где каменным фундаментом из валунов или кирпича. Сначала полы в избах оставались глиняными, так что щель между грунтом и нижним венцом сруба, защищаемым берестой, засыпалась завалинкой или закрывалась забиркой. Затем полы стали застилаться плахами или досками, потом полы стали укладываться на балки и лаги, не касаясь земли. Если во времена Радищева в 1790 году избы вдоль Петербургского тракта были сплошь курными, то уже во времена Пушкина в 1833 году в каждой избе по тракту была труба, а натянутые на окна пузыри сменились на стекло. В 1851 году была пущена Петербургско-Московская железная дорога, в 1850-1860 гг. в деревнях по тракту у простого люда появились самовары, в 1880-1885 гг. исчезли лучины, заменённые на свечи и на керосиновые лампы-коптилки без стекла. Курные же бани царствовали вплоть до конца XIX века, но в последние годы уже с печами (хоть и дымными), бочками с водой и даже полом.

Описываемый регион был далеко не самым сытным, но и не самым отсталым в России, поскольку располагался вдоль главной дороги страны. В иных регионах на Севере и в Сибири вплоть до середины XX века встречались жилые курные избы (порой в виде курной «половины» от летнего гнуса в белой избе). На Алтае в 1763 году на 698 жилых домов было 108 чёрных и 165 белых бань. Учитывая, что строители, а тем более солдаты на войне, жили в землянках и в XX веке, можно констатировать, что земляные и курные строения сопровождали русский народ всё второе тысячелетие нашей эры, причём неоднородность материального и жилищного благосостояния всегда была высокой даже в пределах одной деревни. Это означает, что бани в нашей стране всегда были представлены очень разнообразно: от самых простейших и примитивных форм до суперпрогрессивных образцов одновременно.

Прогресс жилья шёл из опыта строительства церквей и усадеб зажиточных слоёв общества. Вслед за развитием жилищного строительства шло развитие банного дела. Прогресс же печного дела шёл из промышленности, в первую очередь из металлургии. Как известно глиняный кирпич (в том числе и шамотный) обеспечил выплавку меди (бронзы, латуни) при температурах 1000-1100°С. Первый огнеупорный материал — динас обеспечил выплавку чугуна и стали при температурах 1500-1600°С. Сталь обеспечила развитие теплового машиностроения.

Так, ещё в 1763 году на Урале И.И. Ползуновым была изобретена паровая («огневая») машина со стальным паровым котлом. Большое влияние на понимание печных процессов (в том числе и с каменками) оказало и развитие кузнечного дела с воздушным дутьём на угли.

Появление бытовых строений с малотеплопроводными бревенчатыми ограждающими конструкциями (землянок, полуземлянок, изб) значительно улучшило условия пребывания, поскольку тёплый потолок стал играть роль инфракрасного обогревателя. Применительно к бревенчатым баням это означает, что горячий чёрный потолок с температурой 100°С излучает вниз 1,1 кВт/м² лучистого тепла, в то время как холодный потолок, рассматриваемый в предыдущем разделе, излучает при 0°С приблизительно лишь 0,3 кВт/м². С учётом того, что человека в бревенчатом строении окружает не только горячий потолок, но и холодный пол, излучающий всего порядка 0,3 кВт/м², суммарный лучистый поток на тело человека составит примерно 0,7 кВт/м².

Продолжая численные выкладки предыдущего раздела, можно установить, что тепловой баланс раздетого человека с мокрой кожей в банном помещении с температурой воздуха и потолка 100°С складывается из теплопритока 1,8 кВт/м² (из них 0,7 кВт/м² за счёт кондуктивного теплообмена; 0,4 кВт/м² за счёт конвективного теплообмена; 0,7 кВт/м² за счёт лучистого потока) и теплоотдачи 2,5 кВт/м² (из них 0,5 кВт/м² за счёт лучистых потерь и 2 кВт/м² за счёт испарений воды с кожи человека в сухом воздухе с абсолютной влажностью 0,005 кг/м³). Значит и в этом случае, фактически близком к современным сухим саунам, мокрому человеку холодно. Необходимо либо обеспечивать лучистый нагрев от камней очага, либо увеличение влажности воздуха, в том числе и за счёт поддач.

В мытных избах, в землянках и полуземлянках стены и потолок перед протопкой всегда были гигроскопически влажными, а порой и откровенно сырыми (мокрыми) от земли и дождей. Это спасало древесину от излишнего гниения (при относительной влажности древесины 70% и выше деятельность дереворазрушающих грибов угнетена), но и создавало при протопке повышенную влажность воздуха. При прогреве горячим дымом и тепловым излучением от костра и камней стены и потолок подсыхали, а помещение проветривалось. Поэтому после протопки при ещё тлеющих в золе углях баню закрывали, и она «томилась», «выстаивалась», «доходила» с полчаса-час с тем, чтобы раскалённые камни прогрели низ бани и сами чуть подостыли, чтобы не было чрезмерного острого сухого жара. При этом воздух неминуемо увлажнялся от мокрых (влажных) нагревающихся нижних частей стен. При абсолютной влажности воздуха 0,02 кг/м³ в чёрной бане с горячим потолком уже становится тепло с мокрой кожей, женщины и дети могли мыться с тепловым комфортом даже отгородившись от жара камней. А реальная влажность воздуха в рядовых банях, особенно земляных, достигала хомотермального уровня 0,05 кг/м³ и даже выше. Всем известно, что в подвальных помещениях и редко протапливаемых строениях всегда более влажно, чем на улице или в постоянно протапливаемых домах.

Со временем в чёрных банях появилось много воды для тёплого мытья. Так что в последние века стало традицией мыть (обливать) стены курных бань от сажи после протопки перед томлением. Эта процедура называлась «опариванием», что свидетельствовало, что обмывание стен проводилось не только для очистки от сажи, но и для увлажнения стен. Мокрые стены затем при томлении бани в свою очередь увлажняли воздух, в результате чего баня становилась «тёплой».

Но, конечно же, бывало и так, что баня «не держала», очень быстро остывала после погасания огня из-за высокой теплопроводности стен или неплотных дверей. При этом приходилось мыться при резком жаре от камней, поскольку долго «томить» такую баню было нельзя из-за выхолаживания. Это тот случай, когда чёрная баня плавно переходит в разряд помещений с постоянно холодным потолком, рассмотренных в предыдущем разделе и имеющих принципиально низкую абсолютную влажность воздуха. Поэтому, несмотря на то, что тепловые потоки на тело человека в банях с холодным и горячим потолком не столь уж сильно отличаются, тем не менее бани с холодным и горячим потолком отличаются кардинально, поскольку горячий потолок даёт возможность длительно удерживать высокую влажность воздуха, особенно при малых скоростях конвекции.

Стандартная процедура древней чёрной мытной бани при отсутствии котлов с водой и мыла включала первичный разогрев тела при сухой коже (в том числе и от жара камней), после чего мылись хлестаниями веника при поддачах (см. следующий раздел) и обливались (обмывались) холодной водой, в том числе и в водоёмах. Такая процедура чисто внешне похожа на современную финскую сауну, только в последней веником не моются, а лишь обмахиваются (при наличии оного). Главным же климатическим отличием древних чёрных бань с горячим потолком от современных саун (с металлической печью) является то, что излучение от очага чёрной бани обычно не экранировалось (не загораживалось), а вот излучение от стенок металлической печи современной сауны экранируется всегда. Поэтому современная сауна имеет очень малый поток лучистого тепла от печи (вклад открытой каменки наверху печи крайне незначителен). Поскольку в чёрных банях лучистый поток не преобразуется в поток конвективного тепла, то в чёрных банях роль конвекции сравнительно мала, в том числе и в плане циркуляционного осушения воздуха в бане. Оговоримся, однако, что в чёрных банях со временем стала применяться печь (дымная), что снизило лучистые потоки, но одновременно в банях появилась и тёплая вода, а в современных саунах воды для мытья нет. Так что процедуры всё равно чем-то разнятся, и зазорного в этом ничего нет. Ясно, что бани раньше создавались для мытья, а сауны сейчас делают для потения (хоть и перед душем для мытья).

Вместе с тем, основой теплового комфорта как в чёрных банях, так и в современных саунах (с металлической печью) был горячий потолок. И именно его в первую очередь должны греть камни открытого очага чёрной бани (и камни открытой каменки современной сауны). Такой горячий потолок даже чисто термодинамически не в состоянии поглотить значительные количества водяных паров, а потому пар при поддачах и в чёрных банях, и в современных саунах является более жестким и быстрее спадающим после поддач, нежели в белых городских банях. Парение веником в чёрных банях осуществлялось преимущественно методом хлестания, обеспечивающим не столько тепловые, сколько мытные (расчёсывающие) функции при выпадении росы на кожу после поддач.

Путь от курных землянок к белым баням был долгим и трудным. Этот переход полностью изменил быт людей. Это признал ещё Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Пришёл он ко своей землянке,
А землянки нет уже следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичной, беленою трубою…

Не мог этот переход сохранить и исконную русскую чёрную баню, ныне безвозвратно канувшую в вечность.

Источник: Теория бань. Хошев Ю.М. 2006

health.totalarch.com

Как построить баню дешего. Строительство бюджетной бани. Баня и пленки. Баня в землянке. Постоянная баня

Бани 2х3Бани 3х3Бани 3х4Бани 3х5Бани 3х6Бани 4х5Бани 4х6Бани 6х6Другой размерЛетние баниЗимние баниС мансардойПроекты клиентов

Содержание

Если человек желает построить баню, то ключевым моментом становится финансовый вопрос. Люди, которые ограничены в средствах, хотят убить двух зайцев – сделать всё качественно, но дёшево. Возможно ли это? Есть несколько способов построить баню дешево. Мы расскажем вам принципы постройки бюджетной бани.

Строительство бюджетной бани. Общие советы

  • Выбирайте влагостойкие материалы! Порча материала негативно влияет на экономию.
  • Если вас интересует вопрос “как построить баню с минимальными затратами?”, то даём совет – стройте баню небольшого размера. Чем габаритнее баня, тем больше нужно материалов.
  • Следите за пожарной безопасностью!
  • Участок под строительство должен быть ровным, иначе потребуется дополнительный материал под фундамент.
  • Баня – относительно лёгкая конструкция, что позволяет использовать плавающий тип фундамента. Это выгодно.

Виды бань

Баня из полиэтиленовой плёнки – бывает же такое!

Если вы отправляетесь в поход или у вас есть дача, на которой не часто бываете, то вам может подойти временный вид бани. Такая постройка обходится очень дёшево. Вам потребуется пара кусков полиэтиленовой плёнки, пара тканевых полотен и верёвка. Куски плёнки нужно подбирать по размеру 3 на 5 метров, а ткань – полтора на 3 метра. Верёвкой вы будете соединять каркасные элементы. Это то, из чего дешевле построить баню. Остальные материалы можно легко найти на природе.

Этапы строительства временной бани:

  • Строительство фундамента под печку из камней.
  • Печь. Более крупные камни размещаются на фундаменте. Позже на такую конструкцию кладутся большие и плоские каменные плиты. Необходимо оставить зазор между ними, через который будет проникать жар. Процесс заканчивается установкой на отверстие плоского валуна. На него будет ставиться ёмкость с водой.
  • Каркас. Он сооружается из веток, которые свяжет между собой верёвка.
  • В финале растапливается печь, а каркас обносится полиэтиленом. Для двери используется тент. Итоговый размер конструкции: 1, 5×3×1,7 метров.

Летний вид бани

Есть ещё один вариант, как построить баню своими руками дешево – летний тип. Такая баня не содержит в конструкции печки. Внутренний воздух и вода нагреваются от солнца в течение дня. Южную стенку необходимо делать под наклоном. Под материал такой стенки используют полиэтиленовую плёнку. Сторона не должна затеняться весь световой день. В качестве материала для северной стенки берётся дерево. Подгон досок происходит с максимальной плотностью – необходимо зафиксировать нагретый воздух, не допустив утечки.

Дверь делают также из дерева на восточной стороне бани. Под крышу отлично подходит рубероид или алюминиевый лист чёрного цвета (можно покрасить самостоятельно). Оба варианта хорошо подходят для притягивания тепла от солнечного света. На крыше возможна установка бака с водой. Из такого резервуара внутрь бани проводится кран или лейка. Нагретая за день вода обеспечит хозяина тёплым вечерним душем.

Постоянная баня

Идеальным местом для сооружения постоянной бани выступает берег речки. Если такой возможности нет, то потребуется размещение чаши размером полтора на два метра. При строительстве обдумывается помещение для хранения дров и необходимых банных принадлежностей. Также сооружается парильная комната, предбанник и сама печь.

Банная печь – основной элемент, имеющий строгое расположение. Одной стороной печка отапливает предбанник, а вторым боком происходит отопление бака с горячей водой. Также можно выбрать место под камни, поливая которые поддаётся жар. Холодную воду заливают в отдельный резервуар или подают с помощью крана – зависит от вашего бюджета.

Итак, сколько стоит построить баню — вопрос очень расплывчатый. Многое зависит от ваших целей и желаний. Если сравнивать перечисленные виды бань, то самой дешёвой будет временная баня. Постоянная баня – самый затратный вариант. Ну а летняя баня – идеальный вариант для дачного участка.

Легкого вам пара!

Статьи по теме

beribanyu.ru

Ирландская баня

Глава из книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Избражение на заставке: Паровая каменно-земляная сауна у перекрестка Манигашел на исторической дороге Каван в Ирландии. Фотография: Neil Holmes

В малонаселенных районах Ирландии (Каван, Корк, Керри, Виклоу, Литрим и др.) сохранились археологические памятники культа воды и пара (кельтской богини-целительницы Сулис) в виде кельтских каменно-земляных «саун», которые появились, предположительно, за два с половиной тысячелетия до Рождества Христова, аналогичные земляным баням индейцев Северной Америки. Такие «сауны» — парные строились из известняковых плит концентрической кладки диаметром 1,75 – 2 метра. Снаружи каменная парная утеплялась пластами дерна. Пол внутри также выкладывался каменными плитами, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма. Внутри находились каменные скамьи и груда камней – каменка. Вход в сауну устраивали очень низким – около 75 см в высоту, чтобы лучше сохранять тепло. Топили ирландскую парилку чаще всего торфом и очень долго: до того, как камни внутри основательно прогреются. После протопки изнутри каменки или очага убирали остатки углей и золы, и закрывали дымоходное отверстие наверху плоским камнем. Внутрь ирландской «сауны» могло поместиться до четырех человек [Gage C., Dickson М., 1995]. Горячий каменный пол в парной укрывали соломой, камышом или влажными водорослями – ламинарией (точно так же, как и в японской каменной сауне), в результате чего помещение наполнялось паром с ароматом моря. Также на камни плескали водой. Для культовых целей на каменку могли поливать настой произрастающих в Ирландии «магических грибов», что часто встречалась в языческих оккультных практиках и в других странах. Предположительно «сеансы» в ирландской сауне длились по 30 минут. После этого парильщики омывались в близлежащем почитаемом источнике, ручье или запруде. Ритуальное омовение в источнике было частью поклонения богине Сулис (Минервы). Солнечная богиня Сулис сочетает в себе стихии Огня и Воды. Ей, богине – плодородия и исцеления, покровительнице воды и источников, совершали приношения в почитаемые источники – бросали монеты, ритуальные фигурки и таблички с пожеланиями. Как и кельты, так и римляне верили, что Сулис охраняет вход в загробный мир, который находится в ритуальных парных или на горячих источниках. Дни почитания богини Сулис 1 – 2 февраля. По мнению древних кельтов, именно сочетание огня и воды оказывало на человека целительное воздействие. Считалось, что ирландские парные хорошо лечат болезни суставов. По некоторым данным, отдельные ирландские каменные парилки использовались до 1930-х годов.

С ирландскими языческими обрядами тесно связано происхождение сленгового термина «stew» (рагу) в английском языке. Свою роль в этом сыграл архетип белой лошади и древний ритуал инаугурации ирландского короля.

dom.dacha-dom.ru

Баня индейцев инипи

Глава из книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Избражение на заставке: Каркас инипи индейцев племени Шайен. Фотография: Edward S.Curtis, 1910 г. Библиотека Конгресса США.

Североамериканские индейцы использовали (и используют) паровую баню инипи (на языке племени Сиу – «дом камней») в своих магических ритуалах очищения и поклонения силам мира еще тысячелетия назад, похожую на бани народов Африки и Скандинавии. Индейцы с помощью инипи очищают тело, ум, сердце и душу. Церемония инипи помогает очистить мышление от препонов, освободить эмоции от груза прошлого и соединиться с Великим Духом в глубине своего сердца.  Паровая баня традиционно используется для ритуальной очистки перед  важной церемонией Танца Солнца. По преданию, сам Великий Дух Маниту живет в камнях инипи. При нагревании камней Маниту выходит в виде пара, наполняет организм человека и уносит злых духов, боль и болезнь. Затем Маниту возвращается в камни.
Свод инипи символизирует утробу Матери-Земли, или панцирь черепахи. Горячие камни в центре («деды») символизируют центр Земли. Посещение инипи символизирует возвращение в материнскую утробу и повторное рождение в обновлении. Преимущественно очистительным ритуалом инипи пользуются мужчины.  По мнению индейцев некоторых племен, женщины и так неплохо очищают себя каждый месяц.  

Пар в инипи получается при поливании  нагретых вулканических камней, распложенных  в яме по центру полога (шалаша) из шкур и одеял на деревянном каркасе из тонких стволов вербы или ивы. Вход инипи обращен на восток.
Банная церемония состоит из нескольких (от 4-х)   «раундов» с отдыхом по 10 минут между заходами в парную. Полная продолжительность церемонии может составлять 4 – 5 часов (или как велят духи).
Вначале в инипи входят женщины, двигаются по ходу солнца и усаживаются на северной стороне лицом на юг. Затем входят мужчины и усаживаются на кедровые бревна в южной части лицом на север. После входит старший и за ним вносят «дедов» — первые пять раскаленных камней. Первый из них кладут в центр, а остальные камни раскладывают по сторонам света. Затем вносят еще 7 камней, чтобы общее количество камней равнялось дюжине. В каждый перерыв в инипи вносятся по 12 новых раскаленных камней. Руководитель церемонии плещет на камни воду и  травяные настои (возможно, на основе «лианы духов» или «лианы мертвых» – айяуаски). Одновременно участники могут раскурить трубку с индейским травяным табаком. Банная церемония сопровождается пением, молитвами и ударами в бубен. Снаружи инипи во время церемонии охраняют суровые «псы – воины».

В первом раунде банной церемонии участники молятся за себя и за женские аспекты жизни. Во втором раунде – возносят молитвы за близких, и за мужские аспекты жизни. Третий раунд предназначен для исцеления всех участвующих в церемонии, а последний – для вознесения благодарности духам за помощь. Каждый может задать духам через старейшину любые вопросы.  Старейшине принято преподносить небольшие пожертвования в виде табака или съестного.

У индейцев Навахо известен более длительный целительный ритуал с использованием паровой бани, который называется: церемония 9-ти дневных песнопений, ночные песнопения или ебичай [Curtis E.S., 1907]. Такая индейская церемония проводится с религиозными и целительскими целями. Четыре дня курса  (2 – 5-й дни) включают ежедневное утреннее применение бани для того, чтобы исцеляемый хорошенько пропотел. В первый день строится хоган – церемониальный вигвам из бревен, который засыпается поверх землей. Готовятся кеданы – палочки с перьями индейки, которые втыкаются в церемониальную пищу. Пациент входит в  хоган, и начинаются ритуалы его излечения, сопровождаемые песнопениями и применением лекарственных средств. Все 9 дней церемонии пациент ночует в хогане.

Ритуальные бани хоганы индейцев Навахо. Фотография: Edward S. Curtis, 1904 г. Коллекция Библиотеки Конгресса США.

Начиная со второго дня, пациент проходит через ритуальную баню очищения. Для этого к востоку от хогана вырывают неглубокую яму, которую наполняют горячими углями и золой из очага в хогане и костров.  Поверх яма устилается ветками и стеблями растений. Затем все ложе опрыскивается водой. Пациент укладывается на ветви и укрывается одеялами. Вокруг него на землю раскладывается священная еда – подношение для богов, а в землю втыкаются палочки-кеданы.  Целители начинают ритуальное пение и поют все время, пока пациент потеет под одеялами. Символически эта церемония напоминает похороны, погружение в пекло, встречу с богами и повторное возрождение. Вместо укрытия одеялами над углями и золой может строиться и каркасная инипи, укрытая тяжелыми одеялами. Целитель время от времени высвобождает пациента из земляной бани и дает ему  необходимые лекарства.

Целитель племени Навахо дает пациенту лекарства во время церемонии «земляной бани». Фотография: Edward S. Curtis, 1904 г. Библиотека Конгресса США.

В индейском племени Ерок, представители которого до сих пор проживают по берегам реки Кламат в Орегоне и Северной Калифорнии, существует традиция устройства бань-полуземлянок, известных на Руси, и не совсем типичных для Северной Америки (не считая Аляску, где используют бани – землянки).  Интересно, что индейское племя Ерок обитает по соседству с землями бывшей Русской Америки (округ Сонома). Известно, что русские колонисты активно использовали труд местных индейцев на полях. Таким образом, возможное проникновение русской культуры в быт индейцев привело к использованию индейцами нехарактерных для них видов бань, который так напоминают русские бани-влазни, существовавшие с языческих времен. 

Вход в баню-полуземлянку индейцев племени Ерок. Фотография: Edward S. Curtis, 1923 г. Коллекция Библиотеки Конгресса США.

Паровые бани были важной частью каждого индейского поселения племени Ерок.  Бани представляют собой землянки, накрытые двускатной кровлей с очень узким полукруглым входом  с радиусом не более 60 см. В банях проводились различные ритуалы инициации, переходов из одних социальных статусов в другие, целительские ритуалы. Также бани использовали для сна мужчин и мальчиков в холодную погоду – в каждую помещалось по семь индейцев. Изнутри все помещение было обшито тесом из красной сосны. Пол также был застелен тесом. Внутри располагался каменный очаг (яма, выложенная камнями) и священный столб. Интересно, что в русских ритуальных языческих банях-влазнях также обязательно присутствовал священный столб. Из-за контакта дерева с почвой и влагой дерево быстро гнило, и индейцы  каждые 6 лет обновляли свои ритуальные бани, проводя церемонии, в которых воздавали дань уважения своим баням. Топили бани по-черному — еловыми ветками, дававшими густой ароматный дым.
У другого индейского племени Северной Калифорнии – Хупа, бани были сделаны из каменно-земляной кладки из крупных камней, перекрытой двускатной кровлей из соснового теса, как и у индейцев племени Ерок.

Каменная баня индейцев племени Хупа, Северная Калифорния. Фотография: Edward S. Curtis, 1923 г. Библиотека Конгресса США.

Индейцы использовали для устройства паровых бань геотермальные источники.

Индейская паровая баня инипи возле гейзера в округе Сонома, Северная Калифорния. Фотография: Carleton E. Watkins 1860–65 гг. Стереоскопическая открытка. Коллекция Библиотеки Конгресса США.

К оглавлению книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

dom.dacha-dom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *