Бачок расширительный своими руками – Расширительный бак своими руками — Всё об отоплении

Содержание

Изготовление расширительного бака для отопления своими руками: расчет объема

Расширительный бак является незаменимым элементом отопительной системы. Он обеспечивает нормальное движение теплоносителя, а также защищает коммуникацию от протечек и разрушения. При нагревании жидкости происходит ее расширение, что в свою очередь приводит к возрастанию давления.

Компенсировать такое явление позволяет расширительный бак для отопления. Своими руками соорудить такое устройство очень просто. Чтобы решить вопрос о том, как сделать бак для отопления открытого типа, необходимо учесть некоторые нюансы.

Расширительный бачок – важный элемент система отопления

Бачок открытого типа

Зачастую в больших системах монтируют баки закрытого типа. Резервуар имеет герметичный корпус, внутри которого размещена резиновая мембрана в виде перегородки. С ее помощью регулируется давление в процессе расширения жидкости. Для загородных домов подходящей альтернативой станут открытые резервуары. Для их изготовления и монтажа не нужны специальные навыки. Они очень просты в обслуживании и ремонте.

Чтобы обеспечить бесперебойную подачу теплоносителя, устройство должно выполнять такие функции:

  1. Регулировать давление в контуре. Это достигается за счет забора излишков горячего теплоносителя. Вместо него подается холодная жидкость. Благодаря снижению температуры давление в системе падает.
  2. Выводить воздух. Бачок устанавливается в верхней точке. Трубы же укладываются под небольшим уклоном. Все это обеспечивает самостоятельное поднятие воздуха к бачку, где производится его стравливание.
  3. Возможность восстановления количества теплоносителя. В процессе длительной эксплуатации системы происходит испарение жидкости. Благодаря крышке, которая установлена сверху бака, есть возможность беспрепятственно восстановить недостающий объем жидкости.

Благодаря таким достоинствам и особенностям работы, открытые бачки пользуются большой популярностью среди специалистов. Их часто монтируют в отопление в частных домах.

Открытые емкости можно изготовить самостоятельно

Принцип работы

Расширительная емкость работает по довольно простой схеме. Весь принцип можно разделить на несколько простых этапов:

  • в нормальном состоянии бачок на 70% заполняется жидкостью;
  • в процессе нагревания теплоносителя количество жидкости в бачке постепенно возрастает до максимально возможного значения;
  • когда температура снижается жидкость из бачка уходит в магистральную трубу, а далее к отопительным приборам;
  • параллельно этому объем теплоносителя стабилизируется до первоначальной отметки (70%).

Работа устройства контролируется специальными приспособлениями, которые входят в конструкцию бачка. Также при необходимости проверить правильность функционирования можно с помощью отверстия в крышки емкости.

Важным является обустройство всех патрубков

Конструктивные особенности

Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент расширительных бачков, которые имеют разную форму, размеры и конструкцию. Что же касается формы емкости, то она может быть круглой, цилиндрической или прямоугольной. Во всех моделях сверху расположена крышка, которая позволяет контролировать уровень жидкости и при необходимости проводить ее восполнение.

Зачастую для изготовления емкости используют листовую сталь. Самодельные баки могут создаваться из различных материалов, таких как нержавейка и даже пластик. Железные емкости покрываются специальным антикоррозийным слоем. Это позволяет защитить их от коррозии и тем самым продлить срок эксплуатации.

Открытые бачки имеют несколько патрубков, через которые проводится подключение различных труб:

  • расширительная – по ней жидкость поддается в бак;
  • переливная – используется для отвода излишней жидкости;
  • циркуляционная – вода отводится в систему отопления;
  • контрольная – используется для устранения воздуха из системы и регулирования уровня наполнения трубопровода.

Также есть запасное отверстие, которое предназначено для сброса воды. Это позволяет очистить емкость для проведения ремонтных работ.

Резервуар должен иметь нужный объем

Объем

При сооружении отопления и монтаже ее отдельных элементов нужно учесть некоторые факторы. Это касается и установки расширительного бачка. Большое значение здесь имеет объем емкости. От этого параметра зависит длительность эксплуатации коммуникации, а также функционирование ее отдельных деталей.

Если установить маленький резервуар, то предохранительный клапан будет часто срабатывать. В результате его срок службы значительно сократиться. Что касается большой емкости, то стоит она довольно дорого. Помимо этого на обогрев большого объема жидкости будет идти много ресурсов.

Важно! На работу системы будет влиять наличие свободного места внутри емкости.

Внешний вид

Бак представляет собой металлический резервуар с отверстием в верхней части, которое накрывается крышкой. Через верхнюю часть осуществляется долив недостающего количества теплоносителя. Корпус имеет круглую или прямоугольную форму. Достоинство прямоугольного резервуара заключается в простоте и надежности его крепления. Круглые же емкости имеют бесшовные стенки, что обеспечивает их герметичность.

При сооружении корпуса не стоит забывать об усилении. Особенно это касается больших резервуаров. Чтобы конструкции могла выдерживать большой объем воды, стенки должны быть прочными и надежными. В то же время такое усиление несколько увеличит вес бака. Это значительно усложнит его монтаж в верхней точке системы.

Несмотря на это, стоит выделить несколько преимуществ, которыми обладают самодельные конструкции:

  1. Стандартная и простая форма. Соорудить и вмонтировать прямоугольный резервуар сможет каждый. При этом нет необходимости обладать особыми знаниями и навыками.
  2. Простая конструкция. Бак не оснащается специальными устройствами или элементами. Бесперебойную работу оборудования контролируют через открытое отверстие.
  3. Минимум соединений. Благодаря минимальному количеству соединений конструкция обладает высокой прочностью и надежностью в работе.
  4. Невысокая цена. Сооружение прямоугольного корпуса не стребует больших временных и денежных затрат. Поэтому он является самым доступным вариантом.

Перед тем как монтировать элемент системы, стоит учесть, что он имеет некоторые недостатки:

  • непривлекательный вид и отсутствие возможности скрыть резервуар за декоративным отделочным швом;
  • довольно низкая продуктивность;
  • нет возможности использовать другие теплоносители, кроме воды, так как антифризы будет быстро испаряться;
  • корпус не герметичен;
  • из-за испарения в процессе эксплуатации нужно периодически добавлять воду.

Немаловажным является и воздух в системе. Его наличие приводит к коррозии внутренних стенок трубопроводов, что снижает срок ее работы. Также воздух в системе часто стает причиной снижения теплоотдачи и возникновения шума в процессе циркуляции теплоносителя.

При желании для изготовления можно использовать готовые пластиковые резервуары

Где установить

Существует несколько мест установки бака:

  1. На подаче. Распространенный вариант, при котором резервуар монтируется над котлом. В таком случае теплоноситель подается не только в контур, но и частично в бак, что сопровождается характерным звуком.
  2. На обратной трубе. При такой схеме есть возможность снижения температуры жидкости, что исключает риск возникновения кипения в емкости.
  3. Комбинированно. В данном случае речь идет об установке двух баков по предыдущим схемам. Достоинство варианта заключается в том, что можно предотвратить образование воздушных карманов.

В любом случае бак монтируют в верхней точке, что обеспечивается полноценную работу системы.

Что учесть при установке

При монтаже бака необходимо принять во внимание некоторые советы специалистов и провести следующие работы:

  • врезать сливную трубку для слива лишней жидкости;
  • утеплить резервуар;
  • разместить емкость над котлом и соединить их вертикальной магистралью;
  • теплоизолировать соединительную и отводящую трубку;
  • внутри бака установить гибкий шланг, что позволит по максимуму использовать его объем.

Также не стоит забывать, что бак должен иметь соответствующий объем и все необходимые патрубки.

Резку металла нужно проводить очень аккуратно и внимательно

Бачок из нержавейки или пластиковой емкости

Расширительный бачок можно легко соорудить своими руками. Для этого достаточно просто сделать емкость, которая имеет нужный объем. Зачастую резервуар изготовляют из листовой нержавейки толщиной 2-4 мм. Также можно использовать готовые пластиковые тары. Перед тем как приступать к работам, необходимо подготовить нужный инструмент и материалы.

Разметка листа

На первоначальном этапе проводится разметка подготовленного листа металла. Предварительно на бумаге делают схему будущего бака. Это позволит минимизировать отходы. При раскрое стоит учитывать, что диск болгарки, заберет несколько миллиметров. После порезки все края тщательно зачистить.

Вырезания заготовок

Для порезки металла используют болгарку. На этом этапе нужно будет подготовить пять или шесть заготовок. Точное количество деталей зависит от наличия крышки. Если резервуар имеет большие размеры, то крышку можно разделить надвое. Одна часть наглухо крепится к корпусу, а вторая устанавливается на завесы.

Сварочные работы

Во время соединения заготовки устанавливаются под прямым углом. При этом сварка может проводиться разными технологиями. Все зависит от толщины металла. Для заготовок из 2-мм стали используют газовую сварку. Но, вот соединение стали толщиной 4 мм проводится с помощью электросварки.

Снизу в корпусе (дне) делается отверстие, к которому приваривается патрубок нужного диаметра. К нему в дальнейшем будет подсоединяться труба для подачи теплоносителя. Патрубок также подсоединяется к общему контуру коммуникации.

Сварка проводится разными способами

Теплоизоляция

Как уже было отмечено, бак устанавливается сверху системы. Зачастую его монтируют на чердаке. Особенность такого помещения заключается в том, что оно не отапливается. Поэтому температура в нем низкая, а иногда вовсе отрицательная. Это повышает риск замерзания воды в резервуаре. В результате система не будет работать и может повредиться.

Чтобы исключить возникновение такой проблемы, специалисты рекомендуют заранее провести теплоизоляционные работы. Для утепления системы рекомендовано использовать специальные материалы, такие как базальтовая вата. Она хорошо противостоит высокой температуре, которая создается при нагреве емкости.

Добавление масла

В корпусе бака помимо основного делаются и другие отверстия с патрубками, которые выполняют определенные функции. Так, необходимо обустроить дополнительный элемент, через который в резервуар будет доливаться теплоноситель. Еще одно отверстие служит аварийным сливом лишней воды или масла. Второй конец трубы подсоединяют к канализации или отдельного резервуара.

Так как бачок не герметичен, в процессе отопления дома будет происходить испарение воды. Помимо этого через крышку в систему может попасть воздух. Это чревато перегревом труб и нарушением нормальной циркуляции теплоносителя. Чтобы предотвратить это специалисты рекомендуют добавить в бак немного масла. Оно покроет поверхность воды тоненькой пленкой, которая защитит систему от воздуха.

Расчет объема

При расчете объема агрегата стоит учесть множество факторов. Размер бака составляет 5% от количества теплоносителя в системе. При этом суммируют 2% на испарение и 1% для запаса, что позволит предотвратить переливание воды через края. Если в системе используется другой теплоноситель, то значение будет несколько отличаться. Все зависит от коэффициента температурного расширения.

Чтобы определить объем системы, нужно суммировать объем труб, батареи и самого котла. Можно использовать и более упрощенную схему. Согласно ней котел с мощностью 1 кВт устанавливается в системах объемом 15 л.

 Минимальные требования к агрегату

Самодельные и купленные бачки должны отвечать таким требованиям:

  • прочность соединения;
  • достаточный объем;
  • правильно и надежно установить.

Соблюдение таких норм позволит обеспечить нормальную работу не только агрегата, но и всей системы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

laminatepol.ru

чем заклеить, как запаять своими руками + видео

Расширительный бачок является важным элементом системы охлаждения двигателя. Его выход из строя чаще всего связан с износом и механическими повреждениями. Все неисправности можно довольно легко устранить самостоятельно.

Основные неисправности расширительного бачка

В процессе работы двигателя охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается и расширяется. Образовавшийся избыток ОЖ удаляется из системы через предохранительный клапан радиатора. При этом сам антифриз обладает повышенной устойчивостью к тепловому расширению по сравнению с водой. После остановки двигателя ОЖ постепенно остывает с уменьшением объёма, давление в системе падает. При нарушении герметичности расширительного бачка (РБ) в радиатор начинает поступать воздух, снижая качество охлаждения двигателя и увеличивая риск его перегрева.

Антифриз обладает повышенной устойчивостью к тепловому расширению

С другой стороны, РБ достаточно редко является причиной некорректной работы системы охлаждения. Основные причины его выхода из строя:

  • неисправность крышки бачка;
  • залипание и износ клапана;
  • деформация резинового уплотнителя в результате износа;
  • механические повреждения и износ самого РБ.

В любой из этих ситуаций в системе могут образовываться воздушные пробки, приводящие к критическому росту давления и разрыву самого бачка.

Диагностика неисправностей расширительного бачка

Наиболее очевидными симптомами выхода из строя РБ являются следующие ситуации.

  1. Во время движения из-под капота появляются густые клубы пара из-за попадания ОЖ на горячий впускной коллектор. При этом температура двигателя нормальная. Причиной этого является неисправность впускного клапана, вследствие чего излишки антифриза выходят из системы раньше времени.
  2. Из печки в салон поступает холодный воздух при повышенной температуре двигателя. Такая ситуация возникает при образовании воздушных пробок вследствие неисправного клапана давления.
  3. В местах соединений шлангов и патрубков с бачком появляются следы ОЖ. Причиной этого является разрыв соединительных хомутов, трубок, шлангов или самого радиатора из-за повышенного давления или износа.

Диагностика РБ сводится к двум этапам — проверке давления и поиску механических повреждений.

Проверка давления

Сначала проверяют давление в крышке. Неисправность крышки проявляется лишь при повышенном давлении, которое создать искусственно довольно сложно. В автосервисах для этого используют специальный насос, с помощью которого проверяют, срабатывает клапан или нет.

Проверить давление в крышке бачка довольно сложно

Без такого насоса диагностика крышки проводится следующим образом.

  1. На прогретом работающем двигателе рукой аккуратно отворачивается крышка РБ. Если появится шипящий звук, свидетельствующий о наличии в системе давления, крышка работоспособна.
  2. Осматриваются трубки и шланги. Если они сдавлены, то либо крышка не держит давление, либо оно чересчур низкое.

Можно использовать и старый дедовский метод. Однако для его реализации необходимо наличие под капотом достаточного свободного пространства, чтобы одной рукой сжать основной подающий шланг, а другой открутить крышку. Затем крышка закручивается на место, а шланг отпускается. Если шланг приобретает начальную форму, клапан крышки работает нормально. Это не всегда осуществимо по причине заполненности подкапотного пространства в современных авто.

Многие используют насос с манометром и дополнительный бачок. В этом случае получаются более точные результаты. Порядок действий следующий.

  1. К одному из штуцеров дополнительного пустого РБ подсоединяется и фиксируется хомутом шланг насоса.
  2. Все остальные патрубки РБ закрываются заглушками.
  3. На дополнительный бачок закручивается проверяемая крышка.
  4. Насосом в бачок нагнетается воздух. При этом следят за показаниями манометра. В определённый момент послышится щелчок, а через некоторое время — свист уходящего через заглушку воздуха. Если в этот момент манометр показывает 1,1–1,5 кгс/см2, а дальнейшее нагнетание воздуха лишь усиливает звук при неизменном давлении, крышка исправна.

Такая проверка возможна и на рабочем бачке, без слива тосола. От РБ отсоединяется и закрывается заглушкой трубка, отводящая пар, а на её место подключается шланг насоса.

Насос с манометром используется для проверки давления тосола

Проверка механических повреждений

При поиске механических повреждений прежде всего нужно на холодном двигателе снять и внимательно осмотреть крышку РБ на предмет появления трещин, сколов, разрывов уплотнительных манжет и других механических повреждений. Затем следует оценить состояние корпуса самого бачка, предварительно очистив его от грязи, накипи и ржавчины.

Не открывается клапан

Температура ОЖ зависит от режима работы двигателя. Система охлаждения полностью герметична. Внутри неё создаётся высокое давление, приводящее к расширению всех элементов до определённого уровня. Для сброса давления в системе предусмотрен клапан. Кроме этого, клапан засасывает в систему воздух на остывшем двигателе. Это необходимо из-за риска декомпенсации при резком снижении давления. Воздуха должно быть достаточно для уравновешивания внутренней атмосферы системы.

Клапаны в современном авто выполняют чрезвычайно важную роль. Поэтому необходимо периодически проверять их состояние. Клапан может заржаветь, забиться, износиться и просто разрушиться. Всё это не позволит системе нормально функционировать. Увеличится риск разгерметизации и появления воздушных пробок. В результате могут выйти из строя мелкие узлы и детали системы и, как следствие, произойдёт перегрев двигателя. Основной признак неисправности клапанов — неработающая печка.

Клапаны крышки РБ являются важными элементами системы охлаждения

Всё это возможно и при исправном, но засорённом клапане. Повышение давления ОЖ может привести к разрыву бачка и шлангов. В результате двигатель закипит, горячий антифриз зальёт всё подкапотное пространство и т. д. Поэтому крайне важно следить за исправностью клапана. Для проверки его работоспособности следует нажать на него пальцем и одновременно поднести ухо к крышке. При нажатии на клапан должно доноситься шипение, а при ослаблении — звук всасывания.

Масло в расширительном бачке

В РБ может попасть масло. Эта проблема особенно актуальна для американских авто, но иногда встречается и на отечественных. Обнаруживают масло обычно лишь при проверке уровня ОЖ в виде масляных следов на внутренней поверхности горловины бачка. Кроме этого, меняется цвет, консистенция и запах антифриза.

Масло в тосоле крайне досадный сигнал для автовладельца

Масло и ОЖ циркулируют по разным закрытым друг от друга герметичным контурам. Поэтому попадание масла в бачок является довольно неприятным сигналом, свидетельствующим о его утечке. Причиной этого чаще всего является:

  • износ радиатора или охладителя масла;
  • износ манжеты теплообменника;
  • повреждение прокладки ГБЦ.

Теплообменник или маслоохладитель устанавливается на ряд мощных автомобильных моторов с целью охлаждать смазывающее вещество.

Именно в этих трёх точках есть риск соприкосновения ОЖ и масла. Так, в теплообменнике возможность их соприкосновения объясняется назначением самого устройства. Другой распространённой причиной смешивания антифриза с маслом может стать химический состав ОЖ. Если бачок заполняется антифризом с различными присадками, структура которых несовместима со структурой масла, жидкости могут войти в реакцию, приводящую к их смешению.

Попадание масла в тосол определяется по следующим признакам.

  1. В сливаемом до конца тосоле появляются следы масла. Так как масло по консистенции отличается от антифриза, их полное смешивание исключается. Остатки сливаемой ОЖ будут более тёмного цвета. Кроме этого, антифриз станет гуще и будет с трудом вытекать из бачка.
  2. ОЖ станет горючей. Для выявления этого следует намочить бумажную салфетку антифризом и на достаточном расстоянии от машины поджечь её.
  3. Закупорится масляный фильтр. Внутри появятся твёрдые отложения, не прошедшие сквозь фильтрующую сеточку. Фильтр быстро загрязнится, и масло будет медленнее циркулировать по системе.

Примечательно, что не только масло попадает в бачок, но и, наоборот, остатки тосола затекают в картер. Антифриз ухудшает качество смазки, а попадая в двигатель, ускоряет процесс коррозии.

Большой проблемой, с которой сталкиваются автомобилисты, является утечка ОЖ. Это особенно актуально в холодное время года. Часто уровень антифриза в бачке снижается, а видимых причин утечки обнаружить не удаётся. В этом случае следует проверить масло на предмет попадания в него ОЖ. Если на щупе уровня смазки обнаружатся светлые следы пены, значит в масле присутствует антифриз. Если же, наоборот, в ОЖ обнаружатся следы масла, она может закипеть.

При обнаружении проблемы на автомобилях с маслоохладителем сначала меняют прокладку теплообменника. Порядок дальнейших действий следующий.

  1. Специальным раствором промывается вся система охлаждения, по которой циркулирует антифриз. Раствор продаётся в специализированных магазинах и заливается в бачок вместе с ОЖ. Затем запускается двигатель и работает 5–10 минут. Этого достаточно для достижения мотором рабочей температуры. Промывка останавливается при включении вентилятора системы охлаждения.
  2. Из системы охлаждения полностью сливается тосол. Откручивается сливная пробка и вся ОЖ вытекает из системы в специально подготовленную ёмкость.

    Из системы охлаждения в специально подготовленную ёмкость полностью сливается тосол

  3. Согласно алгоритму, указанному в руководстве по эксплуатации авто, демонтируется маслоохладитель.
  4. Маслоохладитель разбирается, тщательно промывается, прочищается и сушится. Заменяются все изношенные прокладки.

    При разборке маслоохладителя заменяются все прокладки

  5. Снимается, промывается и чистится РБ. Если обнаружились трещины или сколы, бачок меняется на новый.
  6. Маслоохладитель и бачок устанавливаются на свои места. Для промывки системы охлаждения в РБ заливается дистиллированная вода, и запускается двигатель.

    Промывка системы охлаждения осуществляется дистиллированной водой

  7. Для более быстрого достижения рабочей температуры отключается печка, но включаются все остальные потребители энергии в салоне. Когда двигатель нагреется, напротив, отопитель салона включается, а другие приборы отключаются. Мотор должен проработать не менее 10 мин. После этого, дождавшись срабатывания вентилятора системы охлаждения, в момент отключения последнего глушится и двигатель. Через 20 мин отработанная вода сливается.

Бачок заполняется новой, рекомендованной автопроизводителем, ОЖ. Затем удаляется воздух, попавший в систему охлаждения при промывке. Для этого потребуется помощник. Порядок действий следующий.

  1. Водитель садится за руль, запускает двигатель и 3–4 раза нажимает на педаль акселератора.
  2. В это время помощник при закрытом РБ сжимает патрубок системы охлаждения.
  3. Открывается крышка бачка, выпуская лишний воздух.

Такую процедуру следует проделать несколько раз.

Ремонт расширительного бачка

Если обнаружатся небольшие трещины и сколы, засохнет штатный уплотнитель или разболтается крышка, может потребоваться ремонт бачка.

Устранение трещин

Трещины на расширительном бачке появляются, как правило, в результате механических повреждений. При интенсивной эксплуатации машины это неудивительно, так как пластмассовый резервуар не отличается высокой прочностью.

Трещина на расширительном бачке может появиться в результате механических повреждений

Обычно трещины возникают из-за некачественного пластика. Поэтому при выборе нового бачка следует обращать внимание на качество материала, из которого изготовлен РБ и избегать дешёвой китайской продукции. К появлению трещин приводит недостаточная толщина корпуса бачка, усугубляемая кипением ОЖ. Из-за разницы температур пластмасса постоянно подвергается механическим деформациям, что, в свою очередь, приводит к снижению ресурса РБ.

Качественно заклеить трещину общепринятыми способами, как правило, невозможно. Инертность материала, из которого изготовлен бачок, не позволяет клеящему составу обеспечить прочное соединение. Поэтому для устранения трещин применяют:

  • пайку с использованием металлической сетки;
  • заливку эпоксидной смолой, холодной сваркой или специальным герметиком.

Использование эпоксидной смолы или холодной сварки для устранения трещин поможет лишь на непродолжительное время. Однако этого хватит для того, чтобы доехать до гаража или автосервиса.

Для пайки потребуется мощный (не менее 40 Вт) паяльник с плоским наконечником. Процесс выглядит следующим образом.

  1. С помощью обычной салфетки корпус бачка очищается от остатков ОЖ.
  2. Рабочая область обезжиривается с помощью ацетона или растворителя и высушивается.
  3. Из латунной сетки в зависимости от размера трещины вырезается заплата в форме полосы. В любом случае её ширина не должна быть менее 10 мм.

    Для заделки трещины из латунной сетки вырезается полоса

  4. Заплата накладывается на трещину.
  5. По каждому краю трещины заплата припаивается равномерно в несколько подходов. Трещина должна быть полностью закрыта армированным слоем, образованным в результате сплава пластика с металлом.

    Трещина должна быть полностью закрыта армированным слоем

  6. Образовавшийся при пайке шов шлифуется.
  7. Место пайки шпаклюется, грунтуется и окрашивается в цвет бачка.

В качестве герметика при заделке трещин обычно используется красный полиадгезив, предназначенный специально для пластмассы и устойчивый к воздействию масляных жидкостей. Перед нанесением герметика рабочая поверхность готовится аналогично — очищается, промывается, сушится и обезжиривается.

Видео: ремонт расширительного бачка

Ремонт пластмассового бачка радиатора

Верхняя часть (бачок) радиатора изготовлена из пластмассы. В результате механических воздействий на ней могут образовываться трещины и сколы, из которых будет вытекать ОЖ. Это может стать причиной попадания воздуха в систему охлаждения. Устранить такие повреждения можно, как и в случае с РБ, пайкой, но чаще используют холодную сварку. В этом случае она обеспечит более прочное соединение, чем на РБ, так как давление ОД в бачке радиатора намного ниже. Приобретать следует состав, предназначенный специально для ремонта бензобаков и радиаторов.

Пластмассовый бачок радиатора тоже может пропускать тосол

Заделка трещин осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Радиатор снимается с автомобиля.
  2. Радиатор чистится и промывается снаружи и внутри. Можно использовать большую ёмкость типа ванны и стиральный порошок.
  3. Разогнув усики, с радиатора снимается верхняя часть. Резиновую прокладку, если она в нормальном состоянии, можно оставить.
  4. Трещина по всей длине зачищается отвёрткой с плоским лезвием. Если пробоина большая, но скрыта пластмассовыми наслоениями, это покажет повреждённое место целиком.
  5. Рабочая область зачищается и обезжиривается.
  6. Повреждённое место снаружи заливается холодной сваркой, а изнутри герметиком.

    При устранении трещин бачка радиатора используют холодную сварку

  7. Бачок сушится в течение суток.

Перед установкой бачок рекомендуется проверить в ёмкости с водой на герметичность. Он погружается в воду и накачивается воздухом. Появление пузырей покажет, что работа выполнена некачественно. Придётся переделать или использовать другие способы ремонта. В крайнем случае бачок можно заменить.

Видео: ремонт пластиковых частей радиатора

Ремонт крышки расширительного бачка

Если бачок не держит повышенное давление, причиной этого является не клапан, а пружина крышки. Специалисты рекомендуют аккуратно разобрать крышку, укоротить пружину на один виток, заново собрать и проверить в рабочем режиме.

Некоторые модели крышек могут иметь две пружины — короткую и длинную. В этом случае сначала обрезается на один виток большая пружина, и крышка проверяется. Если не помогло, маленькая пружина укорачивается на два витка, и тест повторяется.

Конструкция некоторых крышек РБ предполагает наличие двух пружин

Средства для чистки расширительного бачка

Для очистки и промывки РБ автолюбители используют различные средства — очистители, растворители, лимонная кислота, стиральный порошок и т. п. Если уровень загрязнённости настолько большой, что ничего не помогает, можно попробовать следующее.

  1. Заполнить бачок на 15% мелкой щебёнкой.
  2. Налить в бачок до половины тёплой воды и засыпать моющий порошок для посуды.
  3. Потрясти бачок двумя руками.
  4. Освободить бачок и промыть его водой.

Бачок должен очиститься.

Можно использовать готовые средства, например, концентрат для мойки DIMER. В этом случае очистка осуществляется следующим образом.

  1. Заполнить бачок на 15% концентратом DIMER.
  2. Потрясти бачок, постукивая руками по его корпусу, и оставить на 10 мин.
  3. Заполнить бачок наполовину тёплой водой.
  4. Щёткой с длинной ручкой очистить внутренние стенки бачка.
  5. Вылить раствор и промыть бачок тёплой водой.

Концентрат DIMER довольно эффективен при чистке расширительного бачка

Существует много других способов очистки РБ.

Видео: промывка и очистка расширительного бачка

Исправный и чистый расширительный бачок — важный элемент системы охлаждения двигателя. Любые его неисправности могут быть легко диагностированы и устранены своими руками. Для этого необходимо лишь тщательно следовать рекомендациям специалистов.

Добрый день! Меня зовут Марк. Мне 40 лет. По образованию — педагог. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

motorltd.ru

Сборка расширительного бачка

Расширительный бачок для отопительных систем из труб ПВХ (110)

При установке систем отопления всегда встает вопрос расширительного бачка. Естественно если вы устанавливаете двухконтурный котел с уже встроенным  бачком, то этот вопрос у вас автоматически отпадает. Но если ваша система требует установки расширительного бачка, то давайте рассмотрим предложенный ниже вариант. Сразу оговорюсь, что вы можете просто купить бачок, а можете установить бачок собранный самостоятельно. Не пугайтесь, конструкция его проста, и собирается он проще детского конструктора. 

Схема сборки расширительного бачка (компактная)

Вертикальная установка.

Увеличить рис.

Элементы расширительного бачка

1 – Цанга с наружной резьбой
2 – Шайба
3 –  Гайка
4 –  Заглушка на трубу ПВХ (110)
5 – Труба ПВХ (110)
6 – Соединительная муфта труб ПВХ (110)

Как мы видим из приведенной схемы, нам потребуются трубы ПВХ (110) заглушки к ним, соединительная муфта и фитинги к металлопластиковым трубам (если вы собираетесь подключить не металлопласт, используйте подходящие вам соединения).

Итак, сборка

1– В заглушках ПВХ (110)  просверливаем отверстия под диаметр резьбы, чтобы было можно вкрутить соединение в пластик.
2 – Вкручиваем фитинг в заглушку и к самому основанию заглушки подматываем лен для сантехники и намазываем его силиконовым герметикам.
3 – Надеваем шайбу и плотно закручиваем гайку.
4 – Все уплотнительные резиновые кольца обмазываем силиконовым герметикам (перестраховка).
5 – Собираем бачок, вытираем излишки силикона сухой тряпкой.

Плюсы:

1 – Не ржавеет
2 – Дешев
3 – Прост
4 – Возможность собрать бачок необходимой вам емкости
Объем бачка рассчитывается  от общего объема теплоносителей (трубы, радиаторы, котел) и составляет 4%.
5 – Легко декорируется (окраска, оклейка декоративной самоклеющейся пленкой)
6 – Компактный

Минусы:

Требует теплоизоляции (подвод, сливной патрубок, бачок) если находится в не отапливаемом  помещении (например, чердак).

Один из вариантов расширительного бачка из труб ПВХ (110) | Фото пример

Схема сборки расширительного бачка (большей емкости)

Горизонтальная установка для большей емкости бачка (верх желательно приподнять для лучшей наполняемости).
Материал все тот же.

Увеличить рис.

Элементы расширительного бачка

1 – Цанга с наружной резьбой
2 – Шайба
3 –  Гайка
4 –  Заглушка на трубу ПВХ (110)
5 – Труба ПВХ (110)
6 – Соединительная муфта труб ПВХ (110)

Примечание

За время эксплуатации такого бачка практика показала, что сливной патрубок лучше оставлять внутри помещения организуя его слив,  в систему домашней  канализации обязательно оставляя воздушный разрыв (воронка с гидрозатвором). Или вывести на раковину, ванну или мойку.

Идея сборки бачка от Новикова.

Евгений Новиков

Эксперт проекта Masstter.com

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать — поставьте оценку

Загрузка…

masstter.com

Ремонт расширительного бачка автомобиля своими руками

Расширительный бачок стал распространенной деталью авто с того момента, как активно начали использоваться незамерзающие жидкости, в числе которых тосолы и антифризы, однако учитывая специфику, в которой он функционирует, актуальность со временем приобретает и такая проблема, как «чем заклеить расширительный бачок».

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, следует немного вникнуть в специфику.

Так, основой используемых расширительным бачком жидкостей составляют водные растворы двухатомного спирта (этиленгликоль), особенностью их является увеличенный коэффициент, определенный на тепловое расширение (по сравнению с водой).

Учитывая это, залитая в систему жидкость подвергается расширению во время разогрева двигателя, что приводит к ее выдавливанию наружу сквозь расположенный в крышке радиатора предохранительный клапан.

При выключенном двигателе, который начинает постепенно остывать, уменьшается объем жидкости, что приводит к разрежению в системе охлаждения.

Естественно, что при этом активизируется клапан крышки, что приводит к засасыванию воздуха радиатором, это приводит к нарушению в процессе отвода тепла, а уж какую собой представляет опасность перегрев, вероятно, известно каждому.

Для того, чтобы внутрь попадал не воздух, а жидкость, требуется наличие дополнительного резервуара, которым, собственно, и является расширительный бачок.

Его, посредством использования шланга, подсоединили непосредственно к заливной горловине в радиаторе, расположив так, чтобы середина ориентировочно совпадала с уровнем верхнего края радиатора.

Такая конструкция выдавливает избыток разогретой жидкости в бачок, в процессе остывания двигателя она вновь заполняет собой систему, при этом попадание воздуха исключается.

Кстати, за счет установки расширительного бачка одновременно была решена и проблема, связанная с загрязнением окружающей среды.

Возвращаясь теперь непосредственно к нашему вопросу о том, чем заклеить расширительный бачок, можно отметить, что ситуацию спасет лишь его замена.

Объясняется это тем, что ни один клей не способен выдержать то давление, которое оказывает жидкость, доведенная до температуры в сотню градусов.

Кроме того, некоторые модели автомобилей удерживают рабочую температуру именно в пределах указанной температуры, а то и выше.

Соответственно, для тосола и антифриза температура кипения определена практически в 103°C, при этом ввиду герметичности, которой характеризуется в целом система охлаждения, в процессе повышения в ней давления жидкость может не закипать и при 115°C.

Учитывая это, если имеется трещина, то жидкость не только начнет вытекать, но и, ввиду разгерметизации, температура ее кипения значительно понизится.

Ремонт радиатора и расширительного бачка

В этой статье я хочу рассказать что нужно делать если потек радиатор или расширительный бачок. Для начала нужно разобраться почему это произошло. Практически во всех системах охлаждения есть давление, бывает до 2 атмосфер в зависимости от марки автомобиля. Избыточное давление должна сбрасывать крышка расширительного бачка (или радиатора). Если крышка закисла, то давление начинает расти в следствии чего трескается пластмасса. а иногда и соты в радиаторе. В более новых моделях автомобилей проверить крышку расширительного бачка практически не реально т.к. сам клапан за вальцован в пластмассовом корпусе, а специальный манометр для проверки давления в системах охлаждения найдется далеко не в каждом автосервисе. Поэтому если расширительный бачок (или радиатор) треснул сам по себе (без механического воздействия) первым делом я советую заменить крышку. Стоит она в пределах 5 долларов, хотя бывают весьма не дешёвые исключения.

Теперь о самом ремонте. Пластики из которых делают расширительные бачки и радиаторы не вступают в реакцию не с одним клеем, поэтому качественно склеить не получится. Если нужно устранить течь на какое-то время, можно зачистить трещину наждачкой, обезжирить растворителем и залить поксиполом или залепить холодной сваркой. Если все сделать качественно хватит на несколько месяцев. Вся проблема в том, что пластик в системе охлаждения, из-за перепада температур, сужается и расширяется. Поэтому как-бы качественно вы не склеили со временем все равно потечет.

Самый надежный ,на мой взгляд единственный способ ремонта пластика в системе охлаждения это сварка. Практически все расширительные бачки сделаны из PP полипропилена или PE полиэтилен. Варятся они очень хорошо, в моей практике еще не один не потек после ремонта. В качестве донора лучше брать не бампера, а что-нибудь более жёсткое например подкрылки. С радиаторами сложнее, делают их из pa66 . Это один из самых твердых и тугоплавких пластиков. К ремонту такого пластика нужно подходить очень внимательно иначе придется переделывать. Ниже будет видео ремонта расширительного бачка из ра66 , встречаются такие очень редко и по сложности ремонта не отличаются от радиаторов. В качестве донора я брал корпус от сломанной дрели.

Если статья была Вам полезна, можете поделиться материалом в социальных сетях:

rulikolesa.ru

Чем заклеить расширительный бачок автомобиля при вытекании охлаждающей жидкости

Расширительный бачок автомобиля — это неотъемлемый узел, входящий в систему охлаждения. Его задача состоит в компенсации увеличивающегося объема тосола либо антифриза при высоких температурах и повышении давления в системе охлаждения. Особенности конструкции охлаждающей системы диктуют, какую форму имеет расширительная емкость и какими дополнительными функциями, кроме сбора жидкости, она обладает.

Причины поломок пластиковой емкости

Автомобиль в целом и его отдельные элементы в ходе эксплуатации приобретают различные дефекты. Расширительный бачок также подвержен поломкам, приводящим к его разгерметизации с последующим вытеканием охлаждающей жидкости в результате следующих причин:

  1. Повышение давления в системе охлаждения.
  2. Недостаточная толщина пластика, из которого изготовлена емкость, приводящая к растрескиванию стенок.
  3. Длительное нахождение кипящего антифриза в баке.
  4. Механические воздействия, удары.

При появлении выброса тосола необходимо определить место возникновения течи и произвести ремонт расширительного бачка.

Диагностика разгерметизации корпуса

При возникновении трещин в корпусе бака необходимо заглушить мотор, дождаться полного остывания охлаждающей жидкости и только после этого приступать к следующим действиям:

  • ослабить крепежные приспособления, удерживающие пластиковую емкость;
  • отсоединить патрубки и шланги;
  • демонтировать бачок;
  • слить охлаждающую жидкость;
  • определить местонахождение дефекта корпуса.

Методы устранения трещин в пластиковой емкости

В процессе эксплуатации бачка, пластик испытывает многократные деформации: сужение и расширение в результате перепадов температурного режима. Работа в условиях пиковых значений температуры и давления приводит к растрескиванию материала.

Пластик, используемый при изготовлении расширительных бачков, не способен вступать в реакцию с клеями любых марок. В связи с этим качественное склеивание произвести невозможно. Наиболее широкое применение у автовладельцев нашли такие методы для ликвидации трещин:

  1. Запаивать щели в пластиковом корпусе при помощи арматурной металлической сетки.
  2. Заклеивать места разгерметизации эпоксидной смолой, холодной сваркой, специальнымгерметиком.

Использование холодной сварки и эпоксидки применяются для заделки щелей в бачке на короткое время, например, чтобы добраться до гаража.

Алгоритм работ при заделке трещин бачка своими руками

Многих автовладельцев интересует, как запаять образовавшиеся трещины и щели в пластиковой емкости. Для заделки образовавшегося дефекта необходимо произвести следующие операции:

  • тщательно зачистить пластик от остатков тосола в месте трещины при помощи салфетки;
  • обезжирить место проведения сварки растворителем или ацетоном, высушить;
  • вырезать полоску металлической сетки из латуни, состоящей из мелких ячеек, шириной не менее 10 мм соответствующей длины;
  • наложить сетчатую заплату на заделываемый стык;
  • равномерно, в несколько подходов, припаять сеткук каждому краю стыка, сплавляя пластик с металлом и образуя армированный слой по всей площади заплаты;
  • шлифовка образовавшегося соединительного шва;
  • шпаклевка, грунтовка и окраска места сварки.

Для проведения пайки используется паяльник с плоским наконечником, мощностью не менее 40 Вт. Точное выполнение каждого пункта ремонтных мероприятий позволяет полностью восстановить прочность и надежность корпусной детали.

При отсутствии паяльника и металлической сетки, чтобы отремонтировать корпус бачка, мастера используют специальный герметик полиадгезив DoneDeal красный для пластика.

Данное средство обладает высокой термостойкостью и устойчивостью к воздействию масляных жидкостей. Перед нанесением полиадгезива на место дефекта в пластиковом корпусе необходимо произвести тщательные подготовительные операции по зачистке, обезжириванию и удалению следов веществ, используемых ранее.

avtodvigateli.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *