Чем отделать смотровую яму в гараже – Смотровая яма в гараже своими руками

Содержание

технологии строительства с использованием разных материалов

Сегодня расскажем о том, как сделать смотровую яму в гараже. Для многих автолюбителей это необходимый элемент гаражной постройки, потому многие из нас стараются сэкономить, отчего некоторые профилактические работы, связанные с автомобилем, проводят самостоятельно. Сразу надо оговориться, что при кажущейся простоте конструкции смотровой ямы, соорудить ее не так просто. Поэтому большинство владельцев гаражей предпочитают пригласить опытных мастеров, чтобы получить гарантированно высокое качество конечного результата. Но чтобы гарантия была стопроцентная, надо самому знать технологию возведения гаражной ямы. Поэтому читайте статью, запоминайте все, и это будет гарантия, что мастера вас не обманут.

Смотровая яма в гараже

Планирование сооружения смотровой ямы

Есть две ситуации, когда строят яму в гараже:

Первый вариант проще, потому что ничто не мешает выкопать грунт под размеры намеченного сооружения. Для этого даже можно воспользоваться услугами экскаватора, тем самым убыстрить сам процесс и отойти от трудоемких земляных работ.

Но обе ситуации случаются часто, так что разберемся с ними по отдельности. Но предварительно расскажем о размерах ямы в гараже под машину.

Размеры смотровой ямы

В основе размерных показателей лежит автомобильная база, а точнее, расстояние между колесами вашего авто, как по ширине, так и по длине. Но есть и минимальные параметры ширины, которые чаще и берутся за основу. Это 80-85 см. Что касается длины, то к длине автомобиля приплюсовывают 1 м. Хотя надо отдать должное, что для удобства использования смотровой ямы многие не останавливаются на этом размере, поэтому в гаражах можно встретить ямы длиною до 6 м.

Эскиз, где показана минимальная ширина смотровой ямы

Теперь с глубиной. Понятно, что рост владельца гаража и должен стать этим габаритом. При этом он руками должен достать до любой детали или узла на машине. Но специалисты рекомендуют углублять смотровую яму до 2 м. И если даже рост человека небольшой, то можно на дно всегда установить подставку или настил. Правда, это возможно сделать не всегда. Многое будет зависеть от уровня пролегания грунтовых вод. Если он высокий, к примеру, 1,2-1,5 м, то о яме можно забыть.

Это были габаритные размеры. Теперь о размерах строительных. По понятным причинам сам котлован под яму выкапывается побольше. Это связано с тем, что для формирования самого сооружения необходимо конструкцию обустроить. А для этого на дно надо уложить подушку с гидроизоляцией и залить ее стяжкой. Стены собирают из блоков или кирпича или заливают монолитной конструкцией в опалубку. Для всех этих материалов необходимо пространство без учета выбранных габаритов смотрового сооружения.

Поэтому котлован выкапывают шириною, равной ширине смотровой ямы, плюс толщина стен, плюс 30 см. Длина рассчитывается точно также. Глубина – это толщина подушки, толщина стяжки и слоя гидроизоляции, плюс 1,8-2,0 м.

Эскиз смотровой ямы со всеми размерами
На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными проектами гаражей и прочих «малых форм» для загородного дома – от строительных компаний, представленных на выставке домов «Малоэтажная Страна».

Технология сооружения смотровой ямы

Не будем рассказывать, как сооружать гараж с ямой, который возводится. Это не так сложно. Расскажем о том, как сделать смотровую яму в уже эксплуатируемом гараже.

Выкапывание котлована

Будем считать, что с размерами Вы определились. Их наносят на пол в гараже, к примеру, обозначив мелом. Основное требование – яма должна располагаться посередине гаражной постройки.

Разметка котлована внутри гаража

Обычно пол в гараже – это толстая бетонная стяжка, в которую уложен армирующий каркас в виде решетки из стальной арматуры. Поэтому по разметке надо раздолбить бетон и срезать по периметру котлована арматуру.

Из образовавшегося проема лопатами удаляют песчано-гравийную подушку и грунт. Стенки и дно котлована лопатами выравнивают по максимуму. Это трудоемкая работа, которая может затянуться на два дня. Хотя многое будет зависеть от состава грунта под строением и активности мастеров. Есть одно преимущество при строительстве смотровой ямы в эксплуатируемом гараже. Стройплощадка находится под навесом, так что дождь в данном случае не помеха.

Выкапывание котлована (выемка грунта)

Вентиляция смотровой ямы

Ошибку делает тот, кто не задумывается о вентиляционной системе. А ведь ее назначение не только удалять влажный воздух. Затхлые запахи от промасленных тряпок, бензина заполнят небольшое пространство быстро, постепенно перемещаясь в сам гараж. Так что лучше затратить немного времени и денег, но вентиляцию соорудить.

По сути это пластиковая труба диаметром 100 мм, которую выводят за пределы постройки. Для этого выкапывают горизонтальную траншею, которую выводят или под фундаментом, или через стену. В нее засыпают песок и укладывают трубу с выводом выше крыши гаража. Нижний конец должен располагаться у дна ямы.

Вентиляционная труба внутри смотровой ямы

Обустройство смотровой ямы

Итак, переходим к основным работам, связанным со строительством самой ямы. В первую очередь подготавливают дно:

  1. Засыпают слой песка толщиною 15-20 см, который трамбуют с поливкой воды.

  2. Засыпают щебень средней или мелкой фракции толщиною 10 см, который тоже утрамбовывают.

  3. Проводится гидроизоляция всей ямы: пол и стенки.

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу проектирования и строительства гаражей и прочих «малых архитектурных форм» для загородного дома. Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».
Гидроизоляция

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже – ответственный этап. Поэтому разберитесь в этом процессе.

Для проведения гидроизоляционных работ используют рулонный материал. Это может быть полиэтиленовая пленка толщиною не менее 0,2 мм, уложенная рукавом. Для этого используют рубероид или современные гидроизоляционные материалы на основе битума.

Полосы гидроизоляции укладывают полосами от стены до стены внахлест относительно друг друга со смещением в 10-15 см. Битумные изделия в местах нахлеста крепятся битумной мастикой. Полиэтиленовая пленка скрепляется самоклеящимися лентами. На фото ниже как раз показан вариант с полиэтиленом. Обратите внимание, что края гидроизоляции заводят за пределы ямы и прижимают грузом.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже с помощью полиэтиленовой пленки
Формирование пола и стен

Подготовленное дно заливают стяжкой толщиною 3-7 см. Никакого армирующего каркаса в него закладывать не надо, потому что нагрузкам конструкция не подвергается, кроме веса человека. Поэтому основное внимание сооружению стенок.

Как уже было сказано выше, здесь два варианта:

В первом случае блочный стеновой материал укладывают по периметру подготовленного котлована, укладывая элементы кладки с перевязью. То есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор с рецептурой 1:2 (цемент-песок).

Яма из блоков или кирпича

Если сооружают монолитную конструкцию, то для этого собирают опалубку. Изготавливают ее из досок, плитных или листовых ровных и прочных материалов. К примеру, из металлического листа или профнастила, фанеры или плит ОСП.

Основная задача – собрать опалубку так, чтобы она не разъехалась под действием достаточно большого веса заливаемого бетона. Если грунт под гаражом глинистый, то опалубку монтируют как один слой ограждений с внешней стороны. Покрытая гидроизоляцией стенка котлована сама сможет спокойно выдержать любые нагрузки. Если грунт песчаный, неплотный и непрочный, тогда опалубку устанавливают в два слоя, оставляя между ними пространство для заливки бетонного раствора.

Бетон заливают за один раз, не оставляя на следующий день. Перерыв может быть между заливками, но не более 4 часов. Посмотрите на фото, вот так выглядит опалубка с залитым в нее бетонным раствором.

Смотровая яма, как монолитная бетонная конструкция
Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про подвал в гараже.

Рекомендуется в бетонные стены заложить армирующий каркас в виде решетки из арматуры диаметром 6-8 мм. Решетки устанавливают вдоль стен так, чтобы они оказались посередине пространства опалубки. На соседних стенках каркасы связываются между собой вязальной проволокой.

Через неделю после заливки бетонного раствора снимают опалубку. Но свою прочность бетон наберет только через 28 дней. После чего нужно поверхности сооружения прогрунтовать и продумать вид отделки. Оптимальный вариант – керамическая плитка. Она хорошо отмывается. Но можно яму покрасить, оштукатурить или облицевать кирпичом. Что касается ямы из кирпича или блоков, то ее обязательно штукатурят, затем белят или отделывают кафелем.

В принципе, можно считать, что строительство смотровой ямы в гараже закончено. Необходимо добавить, что нередко по периметру сооружения вровень с полом укладывают ограничительную конструкцию. Это стальной уголок, сваренный в виде прямоугольника, равному размерам смотровой ямы. Его крепят к штырям или шпилькам, заложенным в процессе заливки бетона.

Облицовка керамической плиткой

Пластиковые модели

Сегодня производители изделий из полимерных и пластмассовых материалов предлагают готовые пластиковые ямы для гаража. Надо отдать должное данному виду продукции, которая упростила сооружение смотровых ям. Предложений на рынке с каждым годом все больше и больше. Здесь не только широкий размерный ряд, но и разнообразие сырьевого материала, да и цены значительно разняться.

Для готового котлована нет надобности проводить гидроизоляцию. Главное – заложить хорошую песчаную подушку и засыпать песком пространство между стенками выкопанного углубления и сами пластиковым изделием.

Чтобы вы поняли, о чем идет речь, предлагаем посмотреть видео, в котором описывается одна из представленных на рынке моделей.

Про ошибки обустройства ямы в гараже – следующее видео:

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про проект современного шале в Les Houches.

Заключение по теме

Итак, нами разобрана тема – смотровая яма в гараже (размеры и правила сооружения). Насколько сложен весь строительный процесс, судить Вам. Но учтите, что точные размеры ямы – залог успеха. Сделали яму меньше – неудобно будет в ней находиться. Сделали больше, особенно по ширине, то возникает вероятность, что машина просто не сможет на ней поместиться.

m-strana.ru

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками

Законченное гаражное сооружение должно быть оснащено всеми необходимыми атрибутами, обеспечивающими не только нормальные условия содержания автомобиля, но и позволяющими производить его осмотр и ремонт. Речь в этой статье пойдёт о смотровой яме, которая позволит автолюбителю самостоятельно обследовать ходовую часть и днище машины. Перед тем, как сделать смотровую яму в гараже своими руками, постарайтесь ознакомиться с требованиями строительных нормативных документов, руководствуясь которыми, вы сможете создать требуемые условия для содержания и обслуживания автомобиля.

Габариты

При выборе линейных параметров смотровой ямы должны быть учтены размеры вашего гаражного строения, а также габариты хранимого в нём автомобиля. Глубина такой ямы должна быть достаточной комфортной для того, чтобы обеспечивать свободный доступ владельца, а также нормальные условия работы в ней.

Минимальная длина ямы выбирается обычно исходя из длины машины плюс 1 метр. В гаражах с достаточной площадью для попадания в яму можно сделать стационарные ступеньки; для всех иных случаев рекомендуется использовать простую приставную лестницу. Но при любом варианте доступа не следует забывать о том, что спуск в яму должен быть безопасным.

Оптимальная ширина смотровой ямы под автомобиль должна составлять около 75-80см, а её глубину выбирают исходя из роста хозяина плюс 10-15см. При закладывании ширины следует учесть место под ниши, используемые обычно для хранения подсобного инвентаря (инструментов, деталей и приспособлений).

Подготовка котлована

При обустройстве котлована под яму необходимо учесть следующие рабочие моменты:

  • При подготовке котлована к выбранной ранее ширине ямы добавляется размер двух стенок, толщина каждой из которых составляет примерно 20 см. Аналогично высчитывается и глубина котлована, т.е. к выбранной ранее глубине ямы добавляется толщина пола (20 см). Подобным же образом выбирается и его длина, но при этом учитывается запас, требуемый для организации спуска.
  • Дно котлована засыпается слоем гравия толщиной 10 см. и песка (5 см), после чего получившаяся подсыпка тщательно утрамбовывается. В условиях с грунтом высокой влажности сверху желательно уложить слой жирной глины, которая будет играть роль гидроизоляции. Сразу после этого вы можете приступать к заливке бетона.
  • Стены котлована также следует обмазать глиной и закрепить на них полиэтиленовую плёнку, используемую в качестве гидроизоляции. После этого по всему периметру котлована делается деревянная опалубка съёмного типа, фиксируемая специальными распорками и подкосами. В целях повышения прочности стен всю конструкцию можно усилить с помощью сетки рабицы. Затем в опалубку заливают специально подготовленный раствор, тщательно уплотняя его по мере заливки.

Ещё одним распространённым способом отделки стен смотровой ямы является использование для этих целей обычной кирпичной кладки. Ну а для любителей экономичных решений специалисты предлагают вариант, при котором стены закрываются рубероидом, а затем обшиваются плоским шифером или промасленными досками.

Материалы для гидроизоляции и утепления

При изготовлении смотровой ямы в гараже, должное внимание следует уделить и её гидроизоляции. Среди известных гидроизоляционных материалов самым дешёвым и доступным является, как известно, обыкновенный битум. А самыми распространенными видами покрытий, изготавливаемых на основе битума, являются:

Как и сам гараж, смотровая яма также нуждается в утеплении, что позволяет сэкономить на обогреве и избежать лишних расходов на электроэнергию.

В качестве утеплителя, наиболее подходящего для наших целей, выбираем пенополистирол, который отличается следующими замечательными характеристиками:

  • повышенная устойчивость к гниению;
  • высокая водонепроницаемость;
  • простота нанесения на отделочный материал (путём наклеивания).

Для стен чаще всего используется материал марки ПСБ-С-25, а для пола лучше выбрать марку ПСБ-С-35.

Освещение и вентиляция

Проведение работ в яме невозможно без наличия в ней специального освещения, для организации которого используются специальные светильники или «переноски», питающиеся от напряжения значением не выше 36 В. Особо отметим, что обустройство розеток в яме недопустимо, поскольку это считается грубейшим нарушением требований техники безопасности.

Как и в любом подземном сооружении, в гаражной яме возможно присутствие высокой влажности и не очень приятных запахов. Поэтому устройство в ней простейшей вентиляции вряд ли может считаться излишеством. Для подготовки такой вентиляции вам достаточно взять гибкий воздуховод и проложить его под землей таким образом, чтобы выход располагался на поверхности (на 20-25см. выше уровня пола гаража).

Видео

Хотите иметь возможность при необходимости закрывать яму, чтобы в нее никто не упал? Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалом, посвященным тому, как оборудовать удобные ручки для закрывающих яму крышек.

www.stroitelstvosovety.ru

Как правильно сделать смотровую яму в гараже своими руками, полезные советы. Удобную и практичную смотровую яму можно построить своими руками. Статья посвящена устройству смотровой ямы, неотъемлемой части любого гаража

Что ни сделаешь ради любимого авто! Даже компактную и удобную смотровую яму. Сделать яму не сложно, главное правильно обустроить ее, а это потребует проведение необходимых инженерных коммуникаций. Дружественный «интерфейс» автолюбителей в этом вопросе всегда остается открытым: сделал сам – поделись с товарищами. Что советуют строители и автолюбители или делаем смотровую яму.

С чего необходимо начинать устройство

Большинство автолюбителей, находясь на собственной территории — гараже, склоняются к единодушному мнению, что гараж невозможно представить без смотровой ямы.

По правилам обустроенная по правилам смотровая яма в гараже позволит в спокойной рабочей обстановке произвести ремонт или профилактику авто.


Но сделать яму для осмотра необходимо по рекомендуемым правилам, исключив возможность подтекания воды, потому что будет присутствовать постоянный контакт с землей.

Для того, чтобы оборудовать смотровую яму необходимо произвести планирование и построить ее с соблюдением технологического процесса.

Как произвести планирование ямы смотровой

размеры и разметка

Планирование и оборудование смотровой ямы своими руками необходимо производить, ориентируясь на марку авто, измерив, расстояние между задними и передними колесами.

Поэтому ширина смотровой ямы предполагается меньше данного расстояния для безопасного заезда автомобиля. Ориентировочная ширина ямы составляет от 70 до 80 см. Длину ямы необходимо рассчитывать по длине авто, учитывая один метр для спуска-подъема. На практике длина ямы составляет не более двух метров. Глубину смотровой ямы делают из расчета роста автолюбителя с припуском 20 — 30 см.

Полезные советы

Чтобы убедиться в том, что мелкая яма более не приспособлена и неудобна, чем глубокая, сходите в гости к владельцу построенной ямы. «Подрыть» мелкую яму вряд ли получиться. Определитесь с разметкой на местности в чужом гараже, для того, чтобы исключить возможные ошибки при оборудовании своей ямы.


жизнеобеспечение пространства

Смотровую яму утрированно можно считать рабочим полуподвальным помещением, поэтому необходимо предусмотреть и обеспечить:

•  освещение и вентиляцию

•  гидроизоляцию и теплоизоляцию

•  ниши для установки освещения.

После проведения планирования и разметки смотровой ямы по размерам, можно приступать к поэтапному строительству, которое начинают с подготовки котлована.

Технология строительства смотровой ямы

Строительство ямы для осмотра авто необходимо осуществлять по этапам:

•  рытье котлована

•  обустройства пола и стен

•  устройство ниш и проведение электропроводки

•  мероприятия по безопасной организации работы.

подготовка котлована и гидроизоляция

Рытье и подготовка котлована для ямы придется производить вручную. Придется вырыть объем земли, вычислить который достаточно просто: умножьте длину, ширину и высоту котлована прямоугольной формы. Именно такой объем земляных работ придется «перелопатить». Необходимо помнить, что при подготовке котлована к рабочим размерам смотровой ямы приплюсовывают толщину укладки и бетонирования стен, а также дна.

обустройство пола и стен

Для обустройства стен и пола необходимо произвести гидроизоляцию традиционными материалами и способом. Днище смотровой ямы бетонируют и после высыхания бетона устанавливают опалубку для заливки стен.

При ремонте или профилактике автомобиля необходимо, чтобы инструмент находился буквально под рукой: опустил руку и достал то, что необходимо. Поэтому стены боковые оборудуют нишами на удобном уровне.

Во время установки опалубки предусматривают ниши и отверстия для проведения электроосвещения.

Разводку электропроводки для освещения смотровой ямы предпочтительнее осуществлять на данном этапе. Электропровода помещают в металлическую гофру.

Полезные советы

Продуманный этап возведения опалубки поможет облегчить последующее обустройство ямы. Ниши для установки освещения и технологических емкостей (отработанное масло и пластичные смазки) должны быть устроены на данном этапе.

Подвод коммуникаций для вентиляции смотровой ямы производят в пластиковой трубе диаметром до 100 мм, которая не имеет изгибов. Трубу помещают в бетон во время заливки. Необходимо также организовать пневмолинию на протяжении всей длины ямы с несколькими отводами воздуха. Короб электропроводки и выключатели освещения располагают вне смотровой ямы вблизи лестницы.

Перед бетонированием стен производим их армирование сеткой с ячейками 100х100 или использовать кладочную сетку дорожную.

Перед заливкой бетона устанавливают окантовку по периметру ямы из стального уголка.

Для усиления конструкции рамки к уголкам приваривают стержни арматурные, которые должны входить в конструкцию опалубки. Рамка фиксируется на уровне пола самого гаража.

Заливку стен рекомендуется слоем 100-200 мм. Заливку необходимо производить непрерывным путем с периодическим уплотнением бетонного слоя.

После окончательного высыхания бетонного слоя (а это 3 недели) опалубку снимают и производят облицовку стен. Облицовывать стены ямы можно плиткой или покрасить краской светлого тона.

Полезные советы

Облицовочную плитку для ямы рекомендуется выбирать не скользкой на ощупь и не блестящей. Гигроскопичность плитки должна быть минимальной.

Светлые однотонные матовые стены наилучшим образом повысят освещенность авто и работать будет более комфортно.

Также рекомендуется использовать лампы дневного света, потому что световой поток от них интенсивнее и равномернее.

После успешного проведения ремонта в нерабочем состоянии проем смотровой ямы должен быть закрыт, исключив возможность попадания туда посторонних предметов и возможности несчастного случая.

svouimirukami.ru

Смотровая яма в неотапливаемом гараже. Для чего нужна смотровая яма? Как сделать смотровую яму самому

Необходимость смотровой ямы в гараже очевидна, так как в случаях замены масла, мелкого ремонта дна кузова или обычного осмотра приходится выделять несколько часов для поездки на станцию технического обслуживания и оплачивать дорогостоящий сервис.

Яму для технического осмотра автомобиля можно использовать и в качестве погреба или овощехранилища. Для этого внутри неё конструируются ниши и полки.

Условием качественного использования смотровой ямы как технического сооружения и места для хранения продуктов является соблюдение всех норм строительства и наличие надёжной гидроизоляции пола и стен.

Даже такая простая конструкция требует тщательного планирования действий. Важным моментом при этом является определение качества почвы и уровня грунтовых вод. Наиболее подходящим основанием для подобных сооружений является глинистый грунт. Его особенность заключается в том, что он не пропускают влагу, а значит, может стать своеобразным гидроизоляционным слоем.

При большом скоплении грунтовых вод и высоком уровне их расположения смотровая яма дополнительно оборудуется дренажной системой для отвода лишней влаги, а также погружными насосами, чтобы помещение можно было быстро осушить.

Лестница обеспечит удобный и безопасный спуск

Пошаговое руководство по изготовлению смотровой ямы

Монтаж смотровой ямы можно проводить самостоятельно. Сложного в этом ничего нет, если следовать подробной инструкции.

Как определить размер

Чтобы сделать расчёт площади будущей смотровой ямы, нужно учитывать толщину стен и основания. Для подобных вычислений необходимо вспомнить курс геометрии и прибегнуть к простой формуле определяющей площадь — S=ah, где a — это длина, h — ширина котлована. Смотровая яма в готовом виде будет иметь размеры 75х185х300 см. Толщина бетонных стен и пола, как правило, составляет около 10 см. Расчёты будут следующими: 0,85х3=2,55 м² — это площадь котлована для смотровой ямы.

Комфортную работу в смотровой яме создаёт правильно рассчитанное пространство, а именно, её параметры должны быть удобными для комплекции находящегося в ней человека. Обычно ширину ямы сооружают в диапазоне от 70 до 75 см. Этой ширины достаточно для того, чтобы вы свободно перемещались внутри. Такое же расстояние между стенами делает смотровое сооружение удобным для заезда легкового автомобиля.

Котлован может быть и шире, если смотровая яма предназначена для крупных или грузовых автомобилей. Расстояние между внутренними сторонами колёс такого транспорта значительно больше (от 80 до 90 см).

Смотровая яма обустраивается таким образом, чтобы стены немного зауживались к полу. Схематически в разрезе её конструкция напоминает перевёрнутую трапецию. Эта форма обеспечивает удобный доступ к инструментам в нишах и свободное перемещение.

Длина смотровой ямы выбирается исходя из размеров гаража. Если позволяет площадь помещения, то в яме можно предусмотреть лестницу. Для этого длину котлована увеличивают на 100–120 см.

Глубина ямы «с запасом» для установки пола

Высота ямы составляет не менее 170–180 см. Эти размеры относительны, так как глубину делают в соответствии с ростом владельца автомобиля. Находясь в смотровой яме, человек не должен задевать головой дно машины.

Для дополнительной безопасности автомобиля и его владельца смотровая яма оборудуется металлическими ограничителями. Обычно они представляют собой четыре столба, закреплённых по углам ниши. Они возвышаются над ней на 10–15 см. Иногда для технического осмотра используются не четыре столба, а два металлических уголка. Они крепятся друг против друга по краям длины котлована.

Глубина должна быть больше роста хозяина на 25–30 см. При таком расстоянии от основания до кузова руки не будут быстро уставать, так как это даёт возможность находиться им в согнутом положении.

Материалы и инструменты

Чаще всего для изготовления используют бетон, дерево, металл или кирпич.

Для расчёта требуемого количества бетона необходимо воспользоваться формулой, определяющей объём. Для этого нужно умножить значения длины, ширины и высоты стены. Аналогичные расчёты проводятся для пола.

Если при строительстве ямы будет использоваться кирпич, то, зная его параметры, легко рассчитать необходимое количество этого материала в штуках. Размеры красного кирпича — 250х120х60 мм.

При постройке смотровой ямы не обойтись без следующих инструментов:

  • совковой и штыковой лопаты;
  • вёдер для выкопанной земли и бетонной смеси;
  • кельмы;
  • сварочного аппарата;
  • ножовки.

Также необходимы следующие материалы:

  • кирпичи;
  • цемент, песок, щебень;
  • бетон М200 для основания;
  • доски сечением 400х50 мм;
  • арматурные прутья;
  • металлический уголок шириной 50 мм;
  • гидроизоляционный материал.

Инструкция по изготовлению смотровой ямы из кирпича, досок, бетона и железа

Всю работу нужно делать в строгой очерёдности шагов:

Особенности монтажа перегородок зависит от используемого материала.

Смотровая яма из бетона

Перед заливкой смеси необходимо изготовить опалубку. Для этого лучше в

mirhat.ru

Смотровая яма в гараже своими руками: какую лучше соорудить

В нашей стране уже стало традицией чинить свою машину не в автосервисе, а в своем гараже. Отчасти это правильно, ведь зачем переплачивать за ремонт, который вполне возможно выполнить дома. Плюс ко всему, такое «ковыряние» в машине позволяет получить новый опыт, что особенно полезно в случае молодых водителей. Подавляющее большинство работ, которые нужно сделать в ходе мелкого и среднего ремонта, можно сделать своими руками, не отгоняя автомобиль на СТО и выкладывая круглую сумму за простую диагностику. Часто в автомобиле случаются такое поломки, которые требуют залезть под машину. Вот в этом случае смотровая яма будет просто незаменима.

Специфика сооружения и обустройства

Если в Вашем гараже есть смотровая яма, то Вы однозначно выигрываете у тех автолюбителей, которые подобного приспособления не имеют. Но все же есть один значительный недостаток – из-за наличия ямы в гараже будет скапливаться остаточный конденсат. Даже если сделать отличную гидроизоляцию, то спасать это все равно не будет. Если автомобиль будет постоянно стоять над смотровой ямой, то высока вероятность быстрого разрушения днища коррозией. Воздействию влаги подвергается не только днище машины, но и основные конструкции авто. Из-за большого количества конденсата быстро могут сгнить лонжероны. Именно поэтому главная рекомендация при постройке смотровой ямы – сделать углубление сбоку, чтобы машину можно было поставить над ровной поверхностью, а в случае необходимости, поставить над ямой для последующего ремонта. Если же пространство гаража не позволяет разделить его на две зоны, то нужно будет сделать очень хорошую гидроизоляцию ямы.

Перед началом постройки ямы нужно обязательно узнать, на каком уровне в вашей местности залегают грунтовые воды. Если вода подымается выше, чем на 2,5 м, то яму строить нельзя. Если у Вы только собираетесь строить гараж, но уже узнали, что подземные воды залегают слишком высоко, то придется делать дренажную системы, благодаря которой воды будет отводиться в специальный колодец или коллектор.Если вода не подымается выше, чем на 2,5 м, то никаких предварительных заготовок делать нет необходимости.

После постройки ямы, ее нужно будет постоянно закрывать, чтобы днище машины не находилось постоянно над источником чрезмерной влаги. Держать закрытой ее нужно постоянно в те моменты, когда она не используется. Если лето выдалось жарким, то яму желательно осушить. Чтобы это сделать, нужно просто оставить ее открытой на несколько дней. Если Вы живете в доме за городом, а гараж находится на территории дома, то не закрывайте и его, чтобы конденсат не скапливался в помещении.

Планируем, считаем размеры

Размеры смотровой ямы зависят от габаритов машины, а также роста и комплекции самого автовладельца. Ширину ямы не рекомендуют подгонять под нынешнюю машину, так как со временем Вы можете купить новую марку, которая не будет подходить по габаритам. Для того, чтобы не возникало казусов с размерами, яму нужно делать по более-менее стандартным предписаниям. По ширине яма должна быть таковой, чтобы учитывался размер колесной базы машины, а также комплекция автовладельца.

Если у автомобиля более-менее стандартная колесная база, а у хозяина обычные габариты, то и яму нужно делать стандартной. Универсальной шириной для ямы будет 75 – 80 см. По глубине смотровую яму нужно делать в соответствии с ростом владельца. Автолюбителю должно быть удобно в яме, он должен помещаться там в полный рост, но при этом должно быть возможным добраться до любой конструкции авто без особых усилий. Лучше всего сделать яму на 10 – 15 см глубже, чем величина роста владельца. Даже если Вы переборщите с глубиной, то всегда можно будет что-то положить на дно или просто поднять пол.

Выкапывать яму нужно по центру гаража относительно заезда. Такое расположение даст возможность для выполнения удобных маневров. Длина ямы зависит от длины машины. Желательно делать ее на 1 м длиннее, чем машина, чтобы можно быть легко спуститься в яму и выбраться из нее. Если яма будет слишком короткой, то в ней будет неудобно будет работать вдвоем. Выходит, что для ямы универсальными будут размеры 5/0,8/2 (длина/ширина/глубина).

Сооружение смотровой ямы

Первый этап – это проверка уровня залегания грунтовых вод. Будет рассматриваться случай, в которой нужно делать дренаж. Сделать это возможно во время постройки гаража. Для постройки ямы сначала нужно сделать котлован. Его глубина должна учитывать не только расчетную глубину ямы, но и толщину будущего пола, толщину гидроизоляции вместе с «подушкой». Котлован нужно делать на 40 – 50 см шире, чем будущая яма.

Выкапывать яму нужно со всеми припусками. На дно нужно будет засыпать 10 см гравия, после чего его нужно утрамбовать. На гравий нужно положить слой песка в 5 см и тоже утрамбовать его. По всему периметру ямы нужно сделать траншеи для дренажа глубиной 30 – 50 см. На дне всех траншей нужно расположить геотекстильное полотно, края которого нужно завернуть за стены траншей на 80 см. Далее нужно положить слой гравия в 5 см, после чего нужно положить дренажные трубы, а именно, пластмассовые или асбоцементные. Далее нужно положить 20 см гравия и завернуть полученную конструкцию оставленными краями геотекстильного полотна. Далее для формирования будущего пола нужно использовать глину. Глину нужно покрыть полотном для гидроизоляции. Для этого прекрасно подойдет как рубероид, так и полиэтиленовая пленка. Потом нужно сделать опалубку для пола, установить каркас из арматуры или сетку, после чего все нужно будет залить бетоном, желательно, водонепроницаемым. Когда все полностью высохнет, нужно будет сделать повторную гидроизоляцию.

Для того, чтобы сделать нормальные стены, можно использовать кирпич или монолитный бетон. Если грунтовые воды подымаются очень высоко, то лучше сделать монолитные стены. На стены нужно положить глину, которая не пропустит воду. Далее нужно сделать финишную гидроизоляцию, соединить ее с гидроизоляцией пола и закрыть все края, щели и стыки. Далее нужно сделать опалубку для стен, покрыть их армирующим каркасом и залить бетоном. После того, как все высохнет, можно переходить к финишной отделке ямы. Стены можно покрыть штукатуркой, заложить плиткой, стекловолокном и другим материалом.

Над ямой нужно будет сделать рейку для страховки для того, чтобы автомобиль не наехал на яму. Для формирования каркаса нужно использовать металлический уголок в 60 мм. Длина и ширина каркаса должны быть равны габаритам самой ямы. Готовый каркас нужно положить на яму и забетонировать. На него же нужно будет красть деревянные доски, которые будут закрывать углубление. Брать нужно дерево толщиной, как минимум, 40 мм. Их нужно будет подогнать по размеру и уложить на каркас. Очень не рекомендуют брать более тонкие доски, так как под весом машины они просто треснут. А вот дерево толщиной 40, а то и 50 мм, спокойно выдержит машину весом в 2 тонны. Чтобы сделать более хорошую гидроизоляцию ямы, на нее нужно будет постелить полиэтиленовую пленку и придавить ее досками. Этот прием защитит днище машины от пагубного воздействия конденсата.

Для удобства пользования ямой можно сделать специальную приставную лестницу, которую можно будет поставить у любой стены, а при необходимости достать. Желательно, чтобы они была металлической, но никак не деревянной, так как лестница из дерева быстро начнет разрушаться под воздействием чрезмерного количества влаги.

Нормативы – ориентиры строителя

Даже для постройки смотровой ямы в своем собственном гараже существуют свои нормативы, которые описаны в специальных регламентирующих документах. Перед постройкой лучше обратиться к специалисту, который укает на все нововведения и изменения, связанные с данным мероприятием.

Стоить или не строить яму в гараже – только Ваше решение. Такая штука очень удобна в использовании, то и трудностей с ее постройкой и защитой достаточно много. Поэтому постарайтесь взвесить все «за» и «против», после чего принимайте решение.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?
Да Нет

auto.today

Смотровая яма в гараже — особенности постройки

Так уж повелось, что автолюбители в нашей стране предпочитают «ковыряться» в своих «железных конях» самостоятельно, не всегда доверяя машину специалистам сервисных центров. Ведь и, правда, большинство работ по мелкому и среднему ремонту, а также периодическому сервисному обслуживанию можно выполнить самостоятельно. Если есть определенные навыки и желание, не обращаться же каждый раз при замене масла на СТО. Его вполне можно слить самостоятельно, для этого лишь понадобится смотровая яма.

Смотровая яма в гараже имеет ряд преимуществ, поможет решить множество вопросов самостоятельно, но имеет один существенный недостаток – является источником повышенной влажности. Даже хорошо гидроизолированная  яма способствует образованию конденсата. Днище автомобиля, постоянно стоящего над смотровой ямой, сильно подвержено коррозии. Да и не только днище, но и такие важные несущие конструкции, как лонжероны могут сгнить «на раз» от постоянного воздействия влаги. Поэтому специалисты рекомендуют строить гараж таким образом, чтобы в нем было как минимум две зоны для автомобиля: одна с ямой – для ремонтных работ, другая – без ямы – для стоянки автомобиля. Если же это невозможно, тогда придется построить яму под машиной, но очень хорошо гидроизолировать ее.

Перед тем, как построить смотровую яму, в обязательном порядке выясните, каков уровень залегания грунтовых вод на местности. Если уровень грунтовых вод выше 2,5 м, от строительства смотровой ямы в построенном гараже придется отказаться. Если же строительство гаража еще не начиналось, а только планируется, тогда необходимо обустроить дренажную систему, которая будет отводить воды в коллектор или специальный колодец. Когда уровень залегания грунтовых вод ниже 2,5 м, никаких противопоказаний для строительства нет.

Смотровую яму необходимо держать закрытой, чтобы не повредить днище автомобиля исходящей из нее влагой

Важно! Всегда держите смотровую яму закрытой, когда она не используется. Как бы тщательно ее не гидроизолировали, все равно она является источником повышенной влажности. В жаркое лето яму можно осушить. Для этого, уезжая на несколько десятков часов, а лучше дней, оставьте ее открытой. А если есть возможность в загородном доме гараж тоже оставить открытым на несколько дней, будет еще лучше.

Оптимальные габариты смотровой ямы зависят от размеров автомобиля, роста и габаритов хозяина. Можно подогнать ширину ямы под нынешний автомобиль владельца, но это не всегда целесообразно. Ведь машины меняются, со временем захочется иметь новую, другую, а размеры смотровой ямы подогнаны под старую. Что делать? Сразу делать ширину более-менее стандартной.

Ширина смотровой ямы должна быть такой, чтобы учитывать размер колесной базы автомобиля и габариты ее хозяина. Если «база» более-менее стандартизирована, а хозяин имеет размеры не больше средних, тогда желательно сделать яму стандартных размеров. Для большинства автомобилей универсальная смотровая яма имеет ширину 75-80 см.

[include id=»1″ title=»Реклама в тексте»]

Глубина смотровой ямы рассчитывается в зависимости от роста хозяина. Она должна быть такой, чтобы, стоя в полный рост, было удобно «добраться» до любого агрегата. При этом, не нагибаясь и не приседая. Оптимальным считается, что глубину ямы необходимо сделать на 10-15 см больше, чем рост хозяина.

Важно! Желательно выкопать яму достаточно глубокой. Даже если глубина окажется слишком большой, в любой момент можно поднять пол или подложить что-то на дно ямы.

Смотровую яму необходимо располагать посередине относительно заезда в гараж для удобства маневрирования автомобилем

Длина смотровой ямы может колебаться в зависимости от длины автомобиля или предпочтений хозяина. Оптимальным считается яма на 1 м длиннее авто, чтобы было легко спускаться и подниматься из нее.

Важно! Яма может быть короткой, если ремонт планируется проводить вдвоем. И может быть длинной, если габариты гаража рассчитаны на два автомобиля в линию, расположенные «паровозиком».

Итого получаем, универсальная смотровая яма — размеры: 5/0,8/2. Где 5 м – длина, 0,8 м — ширина, 2 м — глубина.

Схема обустройства смотровой ямы в гараже

Перед началом строительства необходимо обязательно проверить уровень грунтовых вод. Если он выше 2,5 м, тогда будем делать дренажную систему. Если ниже 2,5 м, дренаж не нужен. Мы рассмотрим вариант строительства смотровой ямы, требующей дренажа грунтовых вод. Как мы уже говорили, это возможно только на этапе строительства самого гаража.

Устройство смотровой ямы в гараже начинается с рытья котлована:

  1. Рассчитываем глубину котлована, учитывая глубину смотровой ямы + толщину пола + толщину гидроизоляционного слоя + толщину «подушки». Для ширины котлована добавляем 40-50 см к ширине ямы. Выкапываем котлован со всеми припусками.
  2. Засыпаем 10 см слой гравия, трамбуем. Сверху засыпаем 5 см слой песка, тоже трамбуем.
  3. По периметру выкапываем дренажные траншеи глубиной 30-50 см.
  4. На дно траншей расстилаем полотно геотекстиля, заворачивая его края на 80 см за стены траншеи.
  5. Засыпаем 5 см слой гравия. Сверху укладываем специальные дренажные трубы.

Важно! В качестве дренажных труб используются перфорированные керамические, пластмассовые и асбоцементные трубы. Для их функциональности при укладке делается уклон 1 см на 1 м погонный.

6. Засыпаем 20 см слой гравия и заворачиваем получившуюся конструкцию краями геотекстиля.

7. Будущий пол ямы засыпаем небольшим слоем глины, утрамбовываем.

8. Расстилаем рулонную гидроизоляцию. Подойдет и полиэтиленовая пленка, и рубероид.

9. Делаем опалубку для пола, устанавливаем армирующий каркас или сетку и заливаем бетоном. Желательно использовать водонепроницаемый бетон.

10. Когда пол полностью высохнет, еще раз гидроизолируем его.

Важно! Для возведения стен можно выполнить кирпичную кладку, а можно залить монолитный бетон. В случае с высоким уровнем грунтовых вод целесообразней будет сделать стены монолитными.

11. Поэтому на стены трамбуем слой глины, который будет служить нам глиняным замком.

12. Расстилаем гидроизоляцию, соединяем ее с гидроизоляцией пола, тщательно обрабатывая щели, стыки и края.

13. Готовим опалубку для стен, армируем ее и заливаем бетоном.

14. После полного высыхания приступаем к финишной отделке стен и пола. Можно оштукатурить стены, можно отделать их плиткой, стекловолокнистыми плитами и др.

15. Сверху устанавливаем так называемую страховочную рейку, чтобы машина не наехала на яму. Для этого можно использовать 60 мм металлический уголок. Из него свариваем каркас по длине и ширине ямы. Укладываем его на яму и бетонируем.

Каркас из металлического уголка будет опорой для закрывающих яму досок

16. Каркас из уголка будет служить нам не только страховкой, но и удобной опорой для закрывающих яму досок. Покупаем доски минимум 40 мм толщиной. Подстругиваем их до необходимого размера и укладываем в каркас.

Важно! Если использовать доски меньшей толщины, то при случайном наезде на них автомобиля, они треснут. А доска «сороковка» или даже «пятидесятка» смогут легко выдержать наезд 2 тонного транспорта.

[include id=»2″ title=»Реклама в тексте»]

Для лучшей гидроизоляции смотровой ямы можно растянуть над ней толстую полиэтиленовую пленку и придавить ее досками, устанавливая их в каркас. Такая хитрость поможет избежать образования конденсата на днище автомобиля.

Приставная лестница из окрашенного металла удобна в эксплуатации: ее можно приставить к любой стене и легко вынуть при необходимости

Для удобства спуска в яму в ней можно предусмотреть ступеньки с удобной для хозяина стороны. А можно сделать приставную лестницу, которая не будет занимать много места и легко вынимается при необходимости. Лестницу нежелательно делать деревянной из-за повышенной влажности в яме. Оптимальной будет железная окрашенная лестница.

Если Вас интересует, существуют ли какие-то документы, регламентирующие устройство смотровой ямы в гараже, то ответ – да. Такие документы есть, с их перечнем можно ознакомиться  в таблице №1.

Нормативные документы, регламентирующие строительство и эксплуатацию смотровых ям

Помните, решить, обустраивать смотровую яму в гараже или нет, желательно еще до начала строительства гаража. Это позволит выполнить все необходимые рекомендации по обустройству гидроизоляции и дренажным работам. Построенная по всем правилам смотровая яма сохранить автомобиль от нежелательного влияния влаги.

strmnt.com

Устройство смотровой ямы в гараже

Смотровая яма, в первую очередь, создана для удобства автовладельца, качества и быстроты ремонта машины. Вместо того, чтобы лежать под днищем, растянувшись на земле, упираясь носом в железки и не иметь возможности для нормального маневра, можно спокойно уверенно стоять под машиной, подсвечивать нужные детали переносными лампами, доставать из ниши нужные инструменты. Все эти возможности дает смотровая яма в гараже. При наличии нужного оборудования техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобиля можно выполнять самостоятельно в своем гараже. Кроме днища автомобиля смотровая яма откроет доступ к труднодоступным узлам и агрегатам машины, к которым даже нельзя пролезть под колесами, не используя подъемник. Главными недостатками смотровой ямы считают две вещи. Во- первых, это зависимость фундамента от грунтовых вод. Если на участке воды подходят близко к поверхности, сезонного затопления ямы, отсыревания и растрескивания стенок, бесконечной влаги внутри гаража не избежать. В этом случае содержание смотровой ямы в надлежащем виде отберет слишком много сил и средств и лучше вообще ее не обустраивать. Как следствие первой причины, противники смотровых ям приводят другую – из-за разности температур холодный воздух из ямы будет подниматься вверх, оседать конденсатом на днище автомобиля и деталях и вызывать коррозию металла. В гараже всегда будет повышенная влажность. Но на любое действие есть противодействие. Если грунтовые воды позволяют, яму можно оборудовать не под днищем автомобиля, а в стороне от его стоянки. Дыру можно прикрыть люком или деревянными досками, обмотав их для гидроизоляции полиэтиленом, и проникновение влажности из ямы прекратится. Обустройство смотровой ямы оправдано, если уровень грунтовых вод под гаражом ниже 2,5- 3 м. Тогда можно не ограничиваться одной лишь ямой, строить полноценный подвал для хранения продуктов. Ширина смотровой ямы должна быть примерно на 10-15 см уже расстояния между колесами машины (колесной базы). Если планируется покупать новую машину или обслуживать с помощью смотровой ямы сразу несколько машин, ширину нужно искать универсальную. По длине яма должна быть больше, чем автомобиль, тогда в яму удобно будет спуститься при помощи стационарной или приставной лестницы, не откатывая при этом машину. По глубине яму выбирают такую, чтобы в ней удобно было стоять с вытянутыми руками и дотягиваться до деталей автомобиля. Обычно глубина около двух метров. При устройстве ямы хорошо бы предусмотреть специальные ниши по бокам, где можно сложить подручные инструменты и детали. По периметру ямы можно навесить лампы дневного света или неяркие светильники для подсветки днища автомобиля.

Как ее сделать

Для того, чтобы сделать смотровую яму в земляном полу гаража нужно вырыть котлован. Его изначальные параметры должны быть несколько шире и длиннее выбранных размеров, так как часть пространства «съест» опалубка и бетонная заливка. Например, если нужна яма шириной в 100 см и глубиной в 170-180 см, то для нее роют котлован шириной 140 см и глубиной 180-190 см. Далее стенки и пол котлована надо как-то гидроизолировать и укрепить. Некоторые выкладывают их кирпичами. Самый надежный вариант – забетонировать яму. Существуют разные мнения, что лучше делать вначале – бетонировать пол, а потом стены, или наоборот – вначале работать со стенами, а в последнюю очередь с полом. Смотровая яма: 1 — люк: 2 — лестница; 3 — подвесной пол; 4 — ниша; 5 — пол ямы. Если начинать с пола, то его дно тщательно трамбуют, предварительно посыпав гравием. Толщина этого уложенного гравия должна быть не менее 10 см. Гравийную подушку сверху засыпают песком еще на 5 см. Если гараж стоит на влажных почвах, то стоит немного гидроизолировать пол с помощью слоя глины, положив ее на песок, а затем снова засыпать глину гравием. При этом каждый слой дна тщательно утрамбовывают при засыпке. Второй вариант пола в смотровой яме – подвесной пол. Его обычно сооружают уже после того, как стены забетонированы и затвердеют. Сначала на такой пол кладут обрешетку-основание, а сверху настилают покрытие из досок. Но такой пол больше подойдет для сухих почв и не сырых гаражей. Отделка стен осуществляется в несколько этапов. Самым первым делом мастера советуют смастерить специальную раму из металлического угольника или швеллера. Рама нужна для того, чтобы препятствовать колесам заехать внутрь ямы, если они все-таки туда направятся. Угольник устанавливают внутри опалубки на уровне будущего пола и фиксируют встроенными анкерами. Стены ямы выравнивают и гидроизолируют, обмазав слоем жирной глины. В используемую глиняную массу можно добавить отходы переработки нефтяных масел. Поверх глиняного замка прокладывают толстую полиэтиленовую пленку. Когда бетонный пол полностью высохнет (если он еще не высох), можно начинать возводить съемную опалубку для стен. Отдельные элементы скрепляют подкосами и распорками. Для усиления стен, их по периметру можно обложить сеткой — рабицей. После этого можно заливать пространство между стенами и опалубкой раствором бетона и заполнителя. В процессе работы бетонную укладку хорошо трамбуют. Опалубку можно будет снимать через 2 недели, а финальную отделку стен смотровой ямы (штукатурка, выкладывание плиткой) можно будет проводить не раньше, чем через месяц, чтобы дать бетону окончательно затвердеть. Если кирпич и бетон – слишком дорогие материалы для покрытия ими ямы, то можно найти более бюджетные решения. Например, выстелить яму рубероидом, а сверху обшить промасленными досками. Или выкладывать яму изнутри плоским шифером, а под шифер подложить рубероид. Вообще, люди, которые сталкиваются с вредными и капризными смотровыми ямами, советуют не сразу кидаться за ее укрепление, заливку бетоном и отделку. Выкопанная и забетонированная яма может через короткое время «поплыть» и тогда бетонную конструкцию придется просто обратно закапывать, намучавшись черпать из нее воду. Поэтому лучше вырыть в гараже яму – оставить ее на какое-то время, наблюдая, как реагирует на яму уровень грунтовых вод, насколько мощной должна быть гидроизоляция в полу, на стенах и т.п. После таких наблюдений устройство и отделка смотровой ямы в гараже окажется более эффективной и позволит избежать работы над ошибками.

www.stroy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *